Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Буква ё. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Люби всё живое. Буква Ё ё»
Цели: познакомить учащихся с буквой Ё ё совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; развивать фонематический слух, речь, внимание; продолжить знакомство с основными грамматическими категориями.
Формируемые УУД: выделять в тексте личные местоимения; сравнивать, анализировать, обобщать; работать в паре при осуществлении взаимоконтроля.
Пропедевтика: род имён существительных; суффикс.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных звуков?
— Какие буквы могут обозначать два звука?
— В каких случаях это бывает?
— Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё буквы, которые обозначают два звука?
II. Актуализация знаний
— Выполните фонетический разбор слов «жара», «(нет) шара».
— Сравните звуки [ж| и [ш].
— Повторим правописание буквосочетаний жи, ши.
— Прочитайте с доски загадки.
Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина.)
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Жара, житель, жало.
- Подставьте к этим словам слова-местоимения «она», «он», «оно». (Жара — она, житель — он, жало — оно.)
- Слово «он» мы подставляем к предметам мужского рода (мальчик — он), слово «она» — к предметам женского рода (девочка — она), а к остальным словам — «оно», это средний род (дитя - оно).
- Подберите слова со звуком [ж] или [ш], к которым можно подставить местоимение «он». (Жираф, уж, стриж, ёж, чиж, морж.)
- Подберите слова со звуком [ж] или [ш|, к которым можно подставить местоимение «она». (Мышь, лыжа, шина, ежиха, машина.)
- Подберите слова со звуком [ж] или [ш], к которым можно подставить местоимение «оно». (Жилище, желание, жало, шило, шитьё.)
- Прочитайте сказку «Мужик и медведь» на с. 28 учебника. Перескажите её.
- Найдите в тексте и прочитайте слова, обозначающие действия предметов.
- Напишите под диктовку заглавные буквы А, О, У, И, Я, Е.
- Какой буквы не хватает? (Буквы ы.)
- Почему?
- В каких случаях мы пишем букву и, хотя слышим звук [ы]?
III. Постановка целей и определение темы урока
- Сколько слогов в слове «ёжик»?
- Какой слог первый?
- Из каких звуков он состоит?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока. Сообщает, что на уроке им нужно научиться выделять эти слоги в словах и познакомиться с буквой, обозначающей эти звуки на письме.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [й'о]
- Выполните фонетический разбор слов «ёжик», «ёлка».
Итак, сделаем вывод: первый слог состоит из двух звуков [й’о]. Для их обозначения употребляется одна буква — ё.
— Выполните фонетический разбор слова «лён». (Слышим [л’он].)
Если в начале слова согласный звук слышим мягко и за ним при этом следует звук [о], пишем букву ё.
2. Знакомство с буквой Ё ё
Ё не Е, взгляните сами:
Буква с точками-глазами.
А снимите точки с Ё —
Превратите в Е её.
Н. Костарев
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 10. Мальчик в костюме ёжика пришёл к нам на урок, чтобы показать последовательность написания строчной буквы ё. А ещё он предлагает вам повторить спиралевидную кривую, в которой содержится элемент буквы ё. Обведите по контуру.
— А теперь напишите саму букву в прописях на с. 10.
(При работе с Пр. 2: с. 18, 19 тетради 4.)
— Откройте тренажёр на с. 75 и напишите три строчки буквы ё.
— Прочитайте слоги с новой буквой в красной рамочке нас. 31.
— Какую роль в этих слогах играет буква ё?
— В тренажёре напишите слоги печатными и письменными буквами на с. 75 и 76.
— Прочитайте с доски слова.
Ёж, ёжик, ёлка, своё, моё, твоё, втроём, споём, проём.
— Выполним фонетический разбор этих слов.
— На что вы обратили внимание?
Сделаем вывод. Буква ё всегда обозначает ударный гласный звук; она обозначает два звука в начале слова и после гласного звука.
— Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
— Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда!
— Ой-ё-ёй, вот это да!
А. Шибаев
(Учитель обращает внимание детей на слова «житьё-бытьё». Проводит анализ.)
После ь буква ё обозначает два звука.
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Льёт, пьёт, вьёт, шьёт.
— Что ещё вы узнали о букве el
— Прочитайте слова в столбиках вверху с. 31 учебника.
— В каких случаях буква ё обозначает два звука?
— Прочитайте правило внизу страницы. Какую информацию вы узнали?
— Запишите в тренажёре на с. 75 слова «моё», «твоё», «своё».
— Прочитайте текст в учебнике на с. 31. Найдите в нём слова, в которых буква ё обозначает два звука.
— Озаглавьте текст. («Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защитился».)
— Проанализируйте слова «ёж», «ёжик», «ёрш», «ёршик», «ёлка», «ёлочка».
— Ещё раз сделайте вывод: когда буква ё обозначает два звука?
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 86. Прочитайте слоги и слова в задании 1.
— На что указывает буква ё в этих слогах и словах? (На мягкость предшествующих согласных звуков.)
— Напишите в прописях нас. 11 слоги и слова парами: «то» — «тё», «утёнок» — «утка», «со» — «сё», «лосёнок» — «лось» и т. д.
— Проанализируйте и запишите в прописях предложение «У ёлки иголки колки».
3. Введение понятия «суффикс»
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 30 учебника. Кого вы видите?
— Почему малыши плачут, волнуются, переживают? Что их так встревожило?
— Выполните задание к этой картинке. Помогите зверятам найти своих мам.
— Как называют детёнышей коровы? лошади? свиньи? овцы? курицы?
— Какая часть слова помогает нам определить, что речь идёт о детёнышах? (Львёнок — ёнок, слонёнок — ёнок и т. д.)
— Эта часть стоит перед корнем или после него?
— Как же называется часть, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов? Кто знает?
Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, называется суффиксом.
— Сейчас мы напишем слова с суффиксом в тренажёре на с. 76 и научимся выделять графически суффикс — уголком, который заострён кверху.
— Прочитаем стихотворение Б. Заходера на с. 30 учебника.
— Как зовут малыша у ежа? А у лисы? у волка? у медведя?
— Выполните фонетический разбор слова «медведь» и запишите слово в ваш словарик.
— Как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и помогает образовывать новые слова?'
— Прочитайте предложения в задании 3 на с. 86 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Запишите первые два предложения на свободных нижних строчках в прописях нас. 11. Выделите суффикс -ёнок-.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 18, 19 тетради 4.)
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Насос» (исходное положение: сидя; руки и плечи опущены). На вдохе плечи поднять, на выдохе опустить.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнение «Хомячок», а затем задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 86.)
«Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задания 2, 5, 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 86, 87. Задание 2: чтение предложений с разной интонацией и постановкой логического ударения, задание 5: подбор слов по смыслу, чёткое проговаривание слов.)
— Прочитайте с доски слоги и слова.
ёрш |
ёж |
ёлка |
ёмкость |
моё |
твоё |
её |
своё |
поёт |
встаёт |
даёт |
продаёт |
(Дети читают и ещё раз делают вывод: буква ё обозначает два звука, если стоит в начале слова и после гласного.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Ученики выполняют задание 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 87: сначала читают весь текст, потом читают его по цепочке, выборочно, в парах и по ролям.)
— К какой группе букв относится буква ё?
— В каких случаях она обозначает мягкость согласных звуков?
— В каких случаях она обозначает два звука?
— Какие звуки обозначает буква ё?
— Запишите предложение «Серёжа идёт в школу» в тренажёре нас. 75.
— А теперь запишите предложение про Алёну на с. 76.
— Составьте предложение из деформированного предложения и запишите его.
— Подчеркните основу предложения.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую новую букву вы изучали и что интересного о ней узнали?
— В каких случаях буква ё обозначает два звука?
— Кто научился читать слова и предложения с буквой ё?
— У кого вызывает затруднение написание буквы ё?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!