Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Буква ё. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Люби всё живое. Буква Ё ё»

Цели: познакомить учащихся с буквой Ё ё совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; развивать фонематический слух, речь, внимание; продолжить знакомство с основными грамматическими категориями.

Формируемые УУД: выделять в тексте личные местоимения; сравнивать, анализировать, обобщать; работать в паре при осуществлении взаимоконтроля.

Пропедевтика: род имён существительных; суффикс.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных звуков?

— Какие буквы могут обозначать два звука?

— В каких случаях это бывает?

— Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё буквы, которые обозначают два звука?

II. Актуализация знаний

— Выполните фонетический разбор слов «жара», «(нет) шара».

— Сравните звуки [ж| и [ш].

— Повторим правописание буквосочетаний жи, ши.

— Прочитайте с доски загадки.

Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)

Никто не пугает, а она дрожит. (Осина.)

- Прочитайте слова, записанные на доске.

Жара, житель, жало.

- Подставьте к этим словам слова-местоимения «она», «он», «оно». (Жара — она, житель — он, жало — оно.)

- Слово «он» мы подставляем к предметам мужского рода (мальчик — он), слово «она» — к предметам женского рода (девочка — она), а к остальным словам — «оно», это средний род (дитя - оно).

- Подберите слова со звуком [ж] или [ш], к которым можно подставить местоимение «он». (Жираф, уж, стриж, ёж, чиж, морж.)

- Подберите слова со звуком [ж] или [ш|, к которым можно подставить местоимение «она». (Мышь, лыжа, шина, ежиха, машина.)

- Подберите слова со звуком [ж] или [ш], к которым можно подставить местоимение «оно». (Жилище, желание, жало, шило, шитьё.)

- Прочитайте сказку «Мужик и медведь» на с. 28 учебника. Перескажите её.

- Найдите в тексте и прочитайте слова, обозначающие действия предметов.

- Напишите под диктовку заглавные буквы А, О, У, И, Я, Е.

- Какой буквы не хватает? (Буквы ы.)

- Почему?

- В каких случаях мы пишем букву и, хотя слышим звук [ы]?

III. Постановка целей и определение темы урока

- Сколько слогов в слове «ёжик»?

- Какой слог первый?

- Из каких звуков он состоит?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока. Сообщает, что на уроке им нужно научиться выделять эти слоги в словах и познакомиться с буквой, обозначающей эти звуки на письме.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [й'о]

- Выполните фонетический разбор слов «ёжик», «ёлка».

Итак, сделаем вывод: первый слог состоит из двух звуков [й’о]. Для их обозначения употребляется одна буква — ё.

— Выполните фонетический разбор слова «лён». (Слышим [л’он].)

Если в начале слова согласный звук слышим мягко и за ним при этом следует звук [о], пишем букву ё.

2. Знакомство с буквой Ё ё

Ё не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё —

Превратите в Е её.

Н. Костарев

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 10. Мальчик в костюме ёжика пришёл к нам на урок, чтобы показать последовательность написания строчной буквы ё. А ещё он предлагает вам повторить спиралевидную кривую, в которой содержится элемент буквы ё. Обведите по контуру.

— А теперь напишите саму букву в прописях на с. 10.

(При работе с Пр. 2: с. 18, 19 тетради 4.)

— Откройте тренажёр на с. 75 и напишите три строчки буквы ё.

— Прочитайте слоги с новой буквой в красной рамочке нас. 31.

— Какую роль в этих слогах играет буква ё?

— В тренажёре напишите слоги печатными и письменными буквами на с. 75 и 76.

— Прочитайте с доски слова.

Ёж, ёжик, ёлка, своё, моё, твоё, втроём, споём, проём.

— Выполним фонетический разбор этих слов.

— На что вы обратили внимание?

Сделаем вывод. Буква ё всегда обозначает ударный гласный звук; она обозначает два звука в начале слова и после гласного звука.

— Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

— Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда!

— Ой-ё-ёй, вот это да!

А. Шибаев

(Учитель обращает внимание детей на слова «житьё-бытьё». Проводит анализ.)

После ь буква ё обозначает два звука.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Льёт, пьёт, вьёт, шьёт.

— Что ещё вы узнали о букве el

— Прочитайте слова в столбиках вверху с. 31 учебника.

— В каких случаях буква ё обозначает два звука?

— Прочитайте правило внизу страницы. Какую информацию вы узнали?

— Запишите в тренажёре на с. 75 слова «моё», «твоё», «своё».

— Прочитайте текст в учебнике на с. 31. Найдите в нём слова, в которых буква ё обозначает два звука.

— Озаглавьте текст. («Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защитился».)

— Проанализируйте слова «ёж», «ёжик», «ёрш», «ёршик», «ёлка», «ёлочка».

— Ещё раз сделайте вывод: когда буква ё обозначает два звука?

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 86. Прочитайте слоги и слова в задании 1.

— На что указывает буква ё в этих слогах и словах? (На мягкость предшествующих согласных звуков.)

— Напишите в прописях нас. 11 слоги и слова парами: «то» — «тё», «утёнок» — «утка», «со» — «сё», «лосёнок» — «лось» и т. д.

— Проанализируйте и запишите в прописях предложение «У ёлки иголки колки».

3. Введение понятия «суффикс»

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 30 учебника. Кого вы видите?

— Почему малыши плачут, волнуются, переживают? Что их так встревожило?

— Выполните задание к этой картинке. Помогите зверятам найти своих мам.

— Как называют детёнышей коровы? лошади? свиньи? овцы? курицы?

— Какая часть слова помогает нам определить, что речь идёт о детёнышах? (Львёнок — ёнок, слонёнок — ёнок и т. д.)

— Эта часть стоит перед корнем или после него?

— Как же называется часть, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов? Кто знает?

Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, называется суффиксом.

— Сейчас мы напишем слова с суффиксом в тренажёре на с. 76 и научимся выделять графически суффикс — уголком, который заострён кверху.

— Прочитаем стихотворение Б. Заходера на с. 30 учебника.

— Как зовут малыша у ежа? А у лисы? у волка? у медведя?

— Выполните фонетический разбор слова «медведь» и запишите слово в ваш словарик.

— Как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и помогает образовывать новые слова?'

— Прочитайте предложения в задании 3 на с. 86 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Запишите первые два предложения на свободных нижних строчках в прописях нас. 11. Выделите суффикс -ёнок-.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 18, 19 тетради 4.)

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Насос» (исходное положение: сидя; руки и плечи опущены). На вдохе плечи поднять, на выдохе опустить.

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнение «Хомячок», а затем задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 86.)

«Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задания 2, 5, 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 86, 87. Задание 2: чтение предложений с разной интонацией и постановкой логического ударения, задание 5: подбор слов по смыслу, чёткое проговаривание слов.)

— Прочитайте с доски слоги и слова.

ёрш

ёж

ёлка

ёмкость

моё

твоё

её

своё

поёт

встаёт

даёт

продаёт

(Дети читают и ещё раз делают вывод: буква ё обозначает два звука, если стоит в начале слова и после гласного.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Ученики выполняют задание 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 87: сначала читают весь текст, потом читают его по цепочке, выборочно, в парах и по ролям.)

— К какой группе букв относится буква ё?

— В каких случаях она обозначает мягкость согласных звуков?

— В каких случаях она обозначает два звука?

— Какие звуки обозначает буква ё?

— Запишите предложение «Серёжа идёт в школу» в тренажёре нас. 75.

— А теперь запишите предложение про Алёну на с. 76.

— Составьте предложение из деформированного предложения и запишите его.

— Подчеркните основу предложения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую новую букву вы изучали и что интересного о ней узнали?

— В каких случаях буква ё обозначает два звука?

— Кто научился читать слова и предложения с буквой ё?

— У кого вызывает затруднение написание буквы ё?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!