Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ш. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Мало уметь читать, надо уметь думать. Буква Ш ш»

Цели: познакомить учащихся с буквой Ш ш; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; закрепить знания о звонких и глухих парных согласных; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, мышление.

Формируемые УУД: выделять в тексте ключевые слова, слова с разделительным мягким знаком; распространять и упрощать предложения.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Прочитайте тему урока в учебнике на с. 16.

— Почему, прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать?

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 78. Прочитайте пословицы в задании 6.

— Подумайте, чему они вас учат.

Если вы будете расти терпеливыми, усидчивыми, здоровыми, вы сможете получить хорошие знания и добиться успехов в труде, любой деятельности.

— Какие буквы, обозначающие согласные звуки, вы уже изучили?

— Какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки?

— Какие всегда обозначают мягкие согласные звуки?

— Есть ли среди них те, которые всегда обозначают твёрдые согласные звуки?

— Как вы думаете, существуют ли в русском языке буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки?

Правильно вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны и старательны.

II. Актуализация знаний

— Выполните фонетический разбор слов «деньки», «письмо». ~ А теперь выполните фонетический разбор слов «уменье», «веселье», «птичьи».

— Составьте с этими словами предложения.

— Назовите основу этих предложений.

— Прочитайте текст «Соловьи» на с. 79 пособия «Как хорошо уметь читать!», соблюдая правильную интонацию и логическое ударение.

— Прочитайте диалог по ролям.

— Рассмотрите рисунок к заданию 9. Прочитайте предложения.

— В каких случаях мягкий знак бывает разделительным? (После букв, которые обозначают согласные звуки, перед буквами и, я, е.)

— Найдите в предложениях слова с разделительным мягким знаком.

— Составьте рассказ по картинке, дополнив предложения. 1

— А теперь прочитаем тексты в учебнике на с. 14, 15. На обеих страницах найдите слова с мягким знаком.

— Эти слова обозначают один предмет или много?

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

— Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [ш]

— Выполните фонетический разбор слов «шкаф» и «карандаш», пользуясь схемами слов в красной рамке на с. 17 учебника.

— Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.

— Это твёрдый или мягкий звук?

— Звонкий или глухой?

— Внимательно посмотрите на заглавную и строчную буквы Ш, ш. Что они вам напоминают?

— Прочитайте чистоговорку в задании 2 нас. 80 пособия «Как 1 хорошо уметь читать!».

— Напишите печатные буквы Ш, ш и слоги в задании 3.

— Прочитайте слоги в задании 4.

(Учитель объясняет артикуляцию при произношении звука [ш].)

Итак, сделаем вывод: звук [ш] согласный, твёрдый, глухой, шипящий.

— Определите место звука [ш] в словах «шуба», «карандаш», «шалаш», «хорошо», «крылышки», «крыша», «ушки», «крошка», «шутка», «шиповник».

2. Знакомство с буквой Ш ш

- С сегодняшнего урока мы начинаем работать с частью 4 прописей (Пр. 1). Сравните написание печатных и письменных букв Ш, ш на с. 3, 4.

(При работе с Пр. 2: с. 8, 9 тетради 4.)

- Кто пришёл к нам на урок, чтобы показать вам последовательность написания строчной буквы ш? (Шут или скоморох с шариком в руках.)

В старину шутами называли тех, кто состоял при дворе государя и в чьи обязанности входило развлекать господ и гостей остротами и забавными выходками. Обычно шут изображается в колпаке с бубенцами.

- На с. 3 в прописях напишите указанные элементы строчной буквы ш.

- Запишите саму букву.

- Напишите ещё три строчки буквы ш в тренажёре на с. 67.

- Откройте прописи на с. 4. Кто нам показывает, как писать заглавную букву UP. (Шут или скоморох с карандашом в руках.)

- Напишите элементы заглавной буквы Ш, следуя инструкции нашего героя.

- Напишите саму букву.

- Теперь потренируемся писать заглавную букву Ш по образцу в тренажёре на с. 68.

- Прочитайте слоги и слова, записанные на доске.

шу

ши

ош

шалаш

Шарик

ша

ше

ыш

камыш

Шура

уш

иш

шо

ландыш

Шурик

аш

еш

шут

шум

Шукшин

- Напишите слоги со строчной и заглавной буквами ш в прописях на с. 3, 4 и в тренажёре на с. 67, 68.

- Запомните правописание буквосочетания ши: звук [ш] всегда твёрдый, поэтому после буквы ш никогда не пишут букву ы.

(Затем дети повторяют правописание имён собственных.)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 16 учебника. Кто на ней изображён?

- Если вам сложно определить самим, попробуйте ответить на вопросы к иллюстрации в учебнике.

- Почему из трёх сказочных персонажей вы выбрали Шамаханскую царицу? Объясните свой выбор. Докажите, что вы правы.

- Что находится в руках царицы?

-  Какие предметы расположены перед ней?

— Какие фрукты, ягоды и овощи вы видите?

(Учитель проводит анализ одного-двух предложений.)

— Прочитайте пословицы под рисунком.

— Как вы понимаете их смысл?

— Подчеркните в пословицах букву ш.

— Как вы понимаете смысл пословицы вверху с. 16?

— Проанализируйте и запишите в прописях на с. 3 слова «школа», «школьник».

— Запишите предложение «Миша и Саша — школьники».

— Обратите внимание на слово «шишки» в прописях. Назовите буквы, из которых составлено это слово.

— Выполните фонетический разбор этого слова.

— Сколько в нём слогов? Почему?

— Какой первый слог?

— Назовите все звуки первого слога. (Звуки [ш], [ы], [ш].)

— Какие буквы мы берём для составления слога?

— Вы предлагаете взять букву ы, а посмотрите ещё раз, как написано слово «шишки» в прописях.

— Сделайте вывод о звуке [ш]. (Звук [ш] всегда твёрдый, не бывает мягким.)

— В прописях на с. 3 составьте словосочетания со словом «шишка» и запишите их. (Сосновые шишки, еловые шишки.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом, нас. 17 учебника.

— Выполните фонетический разбор этих слов.

— Напишите слово «карандаши» в прописях на с. 3.

— Составьте предложение со словом «школа».

— В тренажёре на с. 67 напишите слова «школа», «школьники».

— Как по-другому можно назвать школьников? (Ученики.)

— Запишите здесь же слово «ученики».

— Прочитайте текст на с. 17 учебника. Рассмотрите иллюстрацию к нему.

— Как бы вы его озаглавили? («Осенний лес», «Прогулка в лес», «Дети в лесу», «Осень».)

— Распространите предложения первого абзаца. (Наступила дождливая и холодная осень. Быстро наступила золота» осень. И т. д.)

— Какое время года наступило?

— Какие деньки стояли?

— Где горели кисти рябин?

— Что собирали дети в лесу?

— Придумайте детям такие имена, чтобы в каждом был звук [ш]. (Шура, Маша, Гриша.)

— В тренажёре на с. 68 обведите имена собственные по контуру.

— Перескажите прочитанный текст.

— Как вы понимаете слово «горели»? (Алели, краснели, пылали.)

— Найдите основы предложений в этом тексте.

— Объясните написание гласных в словах «деньки», «ребята», «сосновые», «еловые».

(Учитель может предложить записать слово «ребята» в словарик.)

— Найдите в тексте слова с буквой ш.

— Прочитайте правило внизу на с. 17 учебника.

Это правило нужно всегда помнить при написании слов и предложений.

— Запишите в рабочую тетрадь слова «шиповник», «шипы», «камыши», «машины», «карандаши».

— Откройте учебник нас. 18. Что нарисовано в верхней части страницы?

— Мы говорим «кисть рябины». Как можно сказать по-другому? (Гроздь рябины.)

Гроздь — когда много ягод как бы связаны воедино.

— Как называется нижняя часть руки? (Кисть.)

«Кисть» — это многозначное слово.

— Как мы называем плоды сосны, ели, кедра? (Шишки.)

— Какое ещё значение слова «шишка» вы знаете? Когда может вырасти шишка на лбу?

(Учитель проводит беседу о поведении и правилах безопасности во время перемены, в столовой, в спортивном зале, на лестнице.)

— Прочитайте стихотворение В. Берестова «Петушки» на с. 18 учебника.

— Найдите и подчеркните в словах буквосочетание ши.

— Найдите слова с мягким знаком. Какую роль он играет в словах?

— Когда о детях говорят: «Они распетушились»?

— Как таких детей можно назвать одним словом? (Драчуны.)

— Как люди относятся к драчунам?

— Можно ли драчуну дать сдачи?

(Повторное чтение с постановкой логического ударения: хором, цепочкой по две строчки, парами. Письмо в прописях на с. 4 по образцу. Анализ слов и предложений обязателен.)

— На свободной строчке в прописях запишите предложение «Мальши ели сочные груши». Но сначала проанализируйте его.

— Поставьте в словах знак ударения.

— Отметьте точкой безударные гласные.

— Ниже напишите заглавные буквы, содержащие элементы буквы Ш.

VII. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнение «Колесо спустило».)

«Колесо спустило». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнения «Трубочка», «Рыбка», а затем задания4и 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 80, 81.)

«Трубочка». Рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой.

«Рыбка». Губы сомкнуть, на вдохе носом втянуть щёки внутрь, а затем медленно выдохнуть, приоткрыв рот и округлив губы.

3. Работа над дикцией

(Дети выполняют задание 1, 7 и 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 80, 81.)

VIII. Подведение итогов урока

— В чём секрет буквы ш?

— Бывает ли, что в написанном слове после буквы ш идёт буква ы? Почему?

— Какие игры с буквами, слогами и словами вам больше всего понравились?

— Какое новое правило вы освоили?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!