Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ш. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Мало уметь читать, надо уметь думать. Буква Ш ш»
Цели: познакомить учащихся с буквой Ш ш; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; закрепить знания о звонких и глухих парных согласных; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, мышление.
Формируемые УУД: выделять в тексте ключевые слова, слова с разделительным мягким знаком; распространять и упрощать предложения.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Прочитайте тему урока в учебнике на с. 16.
— Почему, прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать?
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 78. Прочитайте пословицы в задании 6.
— Подумайте, чему они вас учат.
Если вы будете расти терпеливыми, усидчивыми, здоровыми, вы сможете получить хорошие знания и добиться успехов в труде, любой деятельности.
— Какие буквы, обозначающие согласные звуки, вы уже изучили?
— Какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки?
— Какие всегда обозначают мягкие согласные звуки?
— Есть ли среди них те, которые всегда обозначают твёрдые согласные звуки?
— Как вы думаете, существуют ли в русском языке буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки?
Правильно вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны и старательны.
II. Актуализация знаний
— Выполните фонетический разбор слов «деньки», «письмо». ~ А теперь выполните фонетический разбор слов «уменье», «веселье», «птичьи».
— Составьте с этими словами предложения.
— Назовите основу этих предложений.
— Прочитайте текст «Соловьи» на с. 79 пособия «Как хорошо уметь читать!», соблюдая правильную интонацию и логическое ударение.
— Прочитайте диалог по ролям.
— Рассмотрите рисунок к заданию 9. Прочитайте предложения.
— В каких случаях мягкий знак бывает разделительным? (После букв, которые обозначают согласные звуки, перед буквами и, я, е.)
— Найдите в предложениях слова с разделительным мягким знаком.
— Составьте рассказ по картинке, дополнив предложения. 1
— А теперь прочитаем тексты в учебнике на с. 14, 15. На обеих страницах найдите слова с мягким знаком.
— Эти слова обозначают один предмет или много?
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
— Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [ш]
— Выполните фонетический разбор слов «шкаф» и «карандаш», пользуясь схемами слов в красной рамке на с. 17 учебника.
— Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.
— Это твёрдый или мягкий звук?
— Звонкий или глухой?
— Внимательно посмотрите на заглавную и строчную буквы Ш, ш. Что они вам напоминают?
— Прочитайте чистоговорку в задании 2 нас. 80 пособия «Как 1 хорошо уметь читать!».
— Напишите печатные буквы Ш, ш и слоги в задании 3.
— Прочитайте слоги в задании 4.
(Учитель объясняет артикуляцию при произношении звука [ш].)
Итак, сделаем вывод: звук [ш] согласный, твёрдый, глухой, шипящий.
— Определите место звука [ш] в словах «шуба», «карандаш», «шалаш», «хорошо», «крылышки», «крыша», «ушки», «крошка», «шутка», «шиповник».
2. Знакомство с буквой Ш ш
- С сегодняшнего урока мы начинаем работать с частью 4 прописей (Пр. 1). Сравните написание печатных и письменных букв Ш, ш на с. 3, 4.
(При работе с Пр. 2: с. 8, 9 тетради 4.)
- Кто пришёл к нам на урок, чтобы показать вам последовательность написания строчной буквы ш? (Шут или скоморох с шариком в руках.)
В старину шутами называли тех, кто состоял при дворе государя и в чьи обязанности входило развлекать господ и гостей остротами и забавными выходками. Обычно шут изображается в колпаке с бубенцами.
- На с. 3 в прописях напишите указанные элементы строчной буквы ш.
- Запишите саму букву.
- Напишите ещё три строчки буквы ш в тренажёре на с. 67.
- Откройте прописи на с. 4. Кто нам показывает, как писать заглавную букву UP. (Шут или скоморох с карандашом в руках.)
- Напишите элементы заглавной буквы Ш, следуя инструкции нашего героя.
- Напишите саму букву.
- Теперь потренируемся писать заглавную букву Ш по образцу в тренажёре на с. 68.
- Прочитайте слоги и слова, записанные на доске.
шу |
ши |
ош |
шалаш |
Шарик |
ша |
ше |
ыш |
камыш |
Шура |
уш |
иш |
шо |
ландыш |
Шурик |
аш |
еш |
шут |
шум |
Шукшин |
- Напишите слоги со строчной и заглавной буквами ш в прописях на с. 3, 4 и в тренажёре на с. 67, 68.
- Запомните правописание буквосочетания ши: звук [ш] всегда твёрдый, поэтому после буквы ш никогда не пишут
(Затем дети повторяют правописание имён собственных.)
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 16 учебника. Кто на ней изображён?
- Если вам сложно определить самим, попробуйте ответить на вопросы к иллюстрации в учебнике.
- Почему из трёх сказочных персонажей вы выбрали Шамаханскую царицу? Объясните свой выбор. Докажите, что вы правы.
- Что находится в руках царицы?
- Какие предметы расположены перед ней?
— Какие фрукты, ягоды и овощи вы видите?
(Учитель проводит анализ одного-двух предложений.)
— Прочитайте пословицы под рисунком.
— Как вы понимаете их смысл?
— Подчеркните в пословицах букву ш.
— Как вы понимаете смысл пословицы вверху с. 16?
— Проанализируйте и запишите в прописях на с. 3 слова «школа», «школьник».
— Запишите предложение «Миша и Саша — школьники».
— Обратите внимание на слово «шишки» в прописях. Назовите буквы, из которых составлено это слово.
— Выполните фонетический разбор этого слова.
— Сколько в нём слогов? Почему?
— Какой первый слог?
— Назовите все звуки первого слога. (Звуки [ш], [ы], [ш].)
— Какие буквы мы берём для составления слога?
— Вы предлагаете взять букву ы, а посмотрите ещё раз, как написано слово «шишки» в прописях.
— Сделайте вывод о звуке [ш]. (Звук [ш] всегда твёрдый, не бывает мягким.)
— В прописях на с. 3 составьте словосочетания со словом «шишка» и запишите их. (Сосновые шишки, еловые шишки.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом, нас. 17 учебника.
— Выполните фонетический разбор этих слов.
— Напишите слово «карандаши» в прописях на с. 3.
— Составьте предложение со словом «школа».
— В тренажёре на с. 67 напишите слова «школа», «школьники».
— Как по-другому можно назвать школьников? (Ученики.)
— Запишите здесь же слово «ученики».
— Прочитайте текст на с. 17 учебника. Рассмотрите иллюстрацию к нему.
— Как бы вы его озаглавили? («Осенний лес», «Прогулка в лес», «Дети в лесу», «Осень».)
— Распространите предложения первого абзаца. (Наступила дождливая и холодная осень. Быстро наступила золота» осень. И т. д.)
— Какое время года наступило?
— Какие деньки стояли?
— Где горели кисти рябин?
— Что собирали дети в лесу?
— Придумайте детям такие имена, чтобы в каждом был звук [ш]. (Шура, Маша, Гриша.)
— В тренажёре на с. 68 обведите имена собственные по контуру.
— Перескажите прочитанный текст.
— Как вы понимаете слово «горели»? (Алели, краснели, пылали.)
— Найдите основы предложений в этом тексте.
— Объясните написание гласных в словах «деньки», «ребята», «сосновые», «еловые».
(Учитель может предложить записать слово «ребята» в словарик.)
— Найдите в тексте слова с буквой ш.
— Прочитайте правило внизу на с. 17 учебника.
Это правило нужно всегда помнить при написании слов и предложений.
— Запишите в рабочую тетрадь слова «шиповник», «шипы», «камыши», «машины», «карандаши».
— Откройте учебник нас. 18. Что нарисовано в верхней части страницы?
— Мы говорим «кисть рябины». Как можно сказать по-другому? (Гроздь рябины.)
Гроздь — когда много ягод как бы связаны воедино.
— Как называется нижняя часть руки? (Кисть.)
«Кисть» — это многозначное слово.
— Как мы называем плоды сосны, ели, кедра? (Шишки.)
— Какое ещё значение слова «шишка» вы знаете? Когда может вырасти шишка на лбу?
(Учитель проводит беседу о поведении и правилах безопасности во время перемены, в столовой, в спортивном зале, на лестнице.)
— Прочитайте стихотворение В. Берестова «Петушки» на с. 18 учебника.
— Найдите и подчеркните в словах буквосочетание ши.
— Найдите слова с мягким знаком. Какую роль он играет в словах?
— Когда о детях говорят: «Они распетушились»?
— Как таких детей можно назвать одним словом? (Драчуны.)
— Как люди относятся к драчунам?
— Можно ли драчуну дать сдачи?
(Повторное чтение с постановкой логического ударения: хором, цепочкой по две строчки, парами. Письмо в прописях на с. 4 по образцу. Анализ слов и предложений обязателен.)
— На свободной строчке в прописях запишите предложение «Мальши ели сочные груши». Но сначала проанализируйте его.
— Поставьте в словах знак ударения.
— Отметьте точкой безударные гласные.
— Ниже напишите заглавные буквы, содержащие элементы буквы Ш.
VII. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнение «Колесо спустило».)
«Колесо спустило». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнения «Трубочка», «Рыбка», а затем задания4и 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 80, 81.)
«Трубочка». Рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой.
«Рыбка». Губы сомкнуть, на вдохе носом втянуть щёки внутрь, а затем медленно выдохнуть, приоткрыв рот и округлив губы.
3. Работа над дикцией
(Дети выполняют задание 1, 7 и 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 80, 81.)
VIII. Подведение итогов урока
— В чём секрет буквы ш?
— Бывает ли, что в написанном слове после буквы ш идёт буква ы? Почему?
— Какие игры с буквами, слогами и словами вам больше всего понравились?
— Какое новое правило вы освоили?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!