Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Л. УМК «Школа России»

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Сказки К.И. Чуковского. Буква Л л»

Цели: познакомить учащихся с буквой Л л; упражнять в чтении буквосочетаний, слов, предложений, в составлении простых и сложных предложений; расширить представление о многозначности слов; развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух; воспитывать интерес к чтению.

Формируемые УУД: списывать печатный текст письменными буквами; строить различные по интонации предложения; преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые.

Пропедевтика: многозначность слова; омонимы; понятие «корень слова».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Откройте учебник на с. 57. Рассмотрите ленту букв. Посчитайте, сколько букв вы уже знаете.

— Сколько среди них обозначающих гласные звуки? согласные звуки?

II. Актуализация знаний

(На доске записаны слова.)

Аист, оса, кот, окуни, сын, киска.

Осока, осот, кусты, сук, сок, кости, кисти, соты, сито, стон, канат, носок, санки, кусок, киоск, косынка, усы.

У Тони, у Кости, у Нины, у Никиты, у Насти, у Сани, у Ани.

— Прочитайте записанные на доске слова.

— В чём особенность слов, записанных в первой строке? (Это слова, отвечающие на вопрос «кто?».)

— А во второй? (Это слова, отвечающие на вопрос «что?».)

— Что за слова в третьей строке? (Имена людей (имена собственные).)

— Как называется слово, с которым они употреблены? (Предлог.)

— На что указывает предлог «у»? (На место нахождения чего- или кого-либо, принадлежность чему- или кому-либо.)

— Что мы знаем о правописании предлогов с другими словами?

(Учащиеся работают с лентой букв на с. 57 учебника.)

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [л] и [л’]

— Откройте учебник на с. 59. Рассмотрите рисунки в красной рамке. Что на них изображено? (Стул и руль.)

— Сравните предложенные авторами схемы слов.

— Проанализируем слова «стул», «руль». На какой звук оканчивается каждое из этих слов?

(Учащиеся разбирают артикуляцию звуков [л], [л’]: положение губ, языка, прохождение воздуха, голос.)

Итак, сделаем вывод. Воздух задерживается — звук согласный, произносится с голосом — звонкий, может быть твёрдым, мягким. При произнесении твёрдого [л] и мягкого [л’] язык находится в разных местах.

— Определите положение звука в словах «луна», «пол», «стол», «стул», «полка», «лес», «коляска», «тополь», «колокол», «лиса», «Юля», «Оля», «Мила», «малыши», «ландыши».

— Придумайте слова, оканчивающиеся на ль. (Примерный ответ. Соль, роль, руль, боль, быль, горбыль, автомобиль, акварель, карамель, кадриль, стиль, фитиль, водитель, учитель, писатель, мечтатель, коктейль.)

(Учитель выставляет на доске картинки, дети называют предметы и откладывают в сторону те, в названиях которых нет звуков [л] и [л’].)

— Замените звук [л] на мягкий [л’] в словах: лук (люк), галка (галька), гол (голь), полка (полька), ел (ель), мол (моль), мел (мель), был (быль).

2. Знакомство с буквой Л л

— Откройте тренажёр на с. 33. В чём различие заглавной и строчной буквы л? В каких случаях каждая из них употребляется? (Примерный ответ. Заглавная буква Л стоит в начале предложения, с неё начинаем писать имена собственные. Строчная буква л пишется в начале, середине и на конце слов; с неё начинаются все имена нарицательные, которые не стоят в начале предложения.)

— Сравните печатные и письменные буквы Л, л на с. 33, 34.

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 23. Что необычного вы увидели на рисунке? Может ли быть у девочки лисий хвост? В каком случае это возможно? (Примерный ответ. Если девочка отправляется на театрализованное представление, бал зверей, карнавал, новогоднее представление, шуточное шоу и т. д.)

— Перед уходом девочка решила научить вас правильно писать элементы буквы л. Рассмотрите образцы и постарайтесь сами без моей помощи, следуя за стрелками, написать элементы строчной буквы л.

Строчную букву л начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, только наклоняем чуть больше обычного. Доведя до верхней линии, не отрывая руки, начинаем писать второй элемент буквы: черту с закруглением внизу. Сначала вниз ведём по написанному, затем элементы расходятся, между ними остаётся уголочек.

(Учащиеся пишут строчную букву л на с. 33 тренажёра, строго следуя по контурам букв. Затем самостоятельно пишут её на с. 23 прописей.)

— Подчеркните зелёным или синим карандашом те буквы, которые вы написали очень близко к образцу, которые вам самим нравятся.

— Сколько букв вы подчеркнули?

(При работе с Пр. 2: с. 22, 23 тетради 2.)

Клоун с бантом

Стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули —

Увидали букву Л.

Г. Ванюхина

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 36. Прочитайте слоги в задании 2.

— Составьте слоги в задании 3.

— Прочитайте столбики и строчки слов в задании 4. Подчеркните в словах букву л.

— Откройте прописи на с. 24. Что принесла девочка на урок? (Листик клёна.)

— Как она вам предлагает писать элементы заглавной буквы Л? Напишите их, строго следуя стрелкам.

— Напишите ниже три строчки буквы Л.

— Мы говорим: листик клёна, листок бумаги. Какие слова спрятались в слове «листок»? (Лист, локти, кости, косит, сток, лоск, сок, лик, сито, ток, кот, тик, кит, кол, лот.)

(Учитель может предложить записать эти слова или часть слов в прописях на с. 23 на свободных строчках.)

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Ароматный цветок», «Воздушный шарик».)

«Ароматный цветок». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок!»

«Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

2. Артикуляционная разминка (Упражнение «Лошадка».)

«Лошадка» (цоканье языком). Щелчок - пауза, щелчок - пауза, щелчок — пауза.<

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 36. Обратить внимание учеников на то, что звуки [л], [л’] имеются во всех словах, кроме предлога под.)

— Повторите за мной чистоговорку.

Ла-лы-ли, ла-ло-лу — много пыли на полу.

На-но-ну, на-ны-ни — руку в воду окуни.

Та-ти-ты, то-ту-та — вот лисица у куста.

Су-си-сы, со-су-са — на носу сидит оса.

(Затем дети выполняют задания 2 и 3: повторно читают слоги, обращая внимание на артикуляцию губ и языка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте слова и слоги на с. 59 учебника. Что вы можете сказать о звуках [л], [л’]?

(Учитель выставляет слоги на наборном полотне.)

— Напишите слоги на с. 23 прописей.

(Дети пишут слоги после анализа.)

— Напишите эти слоги в тренажёре сначала печатными, а потом письменными буквами строго по образцу.

(Следует обратить внимание учащихся на способы соединения букв. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 22, 23 тетради 2.)

— Составим слова «кукла», «луна», «лиса», «слон» на наборном полотне и проанализируем их звуковой состав.

(Последовательно анализируется каждое слово.)

— Напишите эти слова.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 58. Составьте по ней рассказ.

— Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? («Тараканище» К. Чуковского.)

— Какое время суток изображено? (Поздний вечер или ночь.)

— По каким признакам вы определили, что это поздний вечер или ночь? (Звёзды на небе, вокруг темно.)

— Почему солнце лежит на спине слона?

— Чем занят ослик?

(Учитель показывает ученикам несколько разных книг К. Чуковского, в которых напечатана сказка «Тараканище», зачитывает любой отрывок и предлагает детям дома с родителями прочитать эту сказку и нарисовать к ней иллюстрации.)

— Прочитайте стихотворение под иллюстрацией. Что обозначает синий значок-помощник?

— Подчеркните в стихотворении букву л.

— Послушайте задания.

(Учитель читает задания на с. 58 учебника.)

— Ответ вы найдёте в строках сказки К. Чуковского.

— Прочитайте слов в столбиках и текст на с. 59.

— Проанализируйте предложения. Что есть у Оли?

— Почему имя девочки написано с заглавной буквы?

— Что катала Оля?

— Каким словом авторы заменили во втором предложении слово «Оля»? (Она.)

— Что сделали куклы?

— Теперь мы будем учиться распространять предложения. Распространим предложение «Куклы уснули» до шести слов: в каждое новое предложение будем добавлять по одному слову. (Примерный ответ. Куклы быстро уснули. Красивые куклы быстро уснули. Красивые куклы быстро уснули в коляске.)

— Что вы заметили? (Если добавляем предлог, то сразу используем его с другим словом.)

— Прочитайте названия животных вверху с. 60 учебника. Кто больше придумает слов на выбранную букву?

— Прочитайте слова, записанные на доске, и назовите пропущенные обобщения.

(Можно использовать мультимедийное оборудование.)

Лисы, слоны, лоси — … … (дикие звери).

Кони, киски, ослики — … … (домашние животные).

Окуни, лини — … … (речные рыбы).

Осы — ... (насекомые).

А киты и акулы — … … (морские животные).

Осока, осот, лук — ... (растения).

— Названия каких ещё диких зверей, насекомых, рыб, морских животных, растений вы знаете?

— Прочитайте в парах текст в центре с. 60.

— О каком луке идёт речь в тексте? (О луке, из которого стреляют, и луке, который растёт на огороде.)

— Прочитайте столбики слов на с. 60 учебника. Что общего у слов «стОит» и «стоИт»? (Одинаковое написание, неударные слоги разные, поэтому и значение слов разное.)

— Подставьте к остальным словам слова «он» или «она».

— Прочитайте предложения в нижней части с. 60.

— Откройте прописи на с. 23. Письменно ответьте на вопрос «Кто искал Нину?», написав предложение на свободной строчке. Сколькими способами можно ответить на этот вопрос? (Алик искал Нину. Нину иска? Алик. Искал Нину Алик. Алик Нину искал. Нину Алик искал.)

(Должны прозвучать все варианты ответа, записать нужно только один.)

— Как можно было этот вопрос задать по-другому? (Кого искал Алик?)

— Кто запомнит больше слов со звуками [л] и [л’]? Послушайте текст.

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лиловеют лепестками лютики. Лапотком лупоглазого лешего лежит лоскут лишайника. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица.

Лучший лес — летний! (Л. Яхнин)

— В тренажёре на с. 34 обведите по контуру имена детей и предложения. Напечатанное предложение запишите письменными буквами.

VIII. Закрепление изученного

(Ученики выполняют задание 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 37.)

— Какие слова у вас получились? (Лисы, лоси, коты, киты, такт, танк.)

(Затем дети выполняют задание 8.)

— Подчеркните в тексте слова, в которых нужно запомнить написание буквы, обозначающей гласный звук. (Осинку, осинки.)

(Дети выполняют задание 9.)

— Какие слова у вас получились?

— Составьте текст по картинкам в задании 10 на с. 38. Расскажите его дома родителям.

IX. Подведение итогов урока

— Какие новые звуки вы узнали?

— Какие игры с буквами вам понравились?

— Понравился ли вам урок?

— Выберите цветной карандаш, который соответствует вашему настроению, и нарисуйте кружок.

— Какие задания показались вам сложными?

— Пришлось ли вам просить о помощи учителя?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!