Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Й. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Жить - Родине служить. Буква Й й»
Цели: познакомить учащихся с буквой Й и; развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; совершенствовать навыки чтения.
Формируемые УУД: выделять звук [й’]; правильно ставить логическое ударение в предложениях.
Пропедевтика: перенос слов с й в середине.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, вы уже знаете?
— Можете посмотреть в ленте букв на с. 33 учебника.
— На с. 77 в тренажёре напишите слоги, которые начинаются со звонких согласных звуков.
— При произнесении каких гласных в начале звучит звук [й’]? (Я, е, ё.)
— Как вы думаете, есть ли в русском языке буква для обозначения этого звука?
Это вы узнаете по ходу сегодняшнего урока.
II. Актуализация знаний
— Проведём конкурс на лучшего чтеца. Прочитайте стихотворения в учебнике на с. 32.
(Девочки читают стихотворение Е. Благининой, мальчики — О. Григорьева.)
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Шли вперёд — пришли назад:
Значит, круглый этот сад.
А потом наоборот:
Шли назад — пришли вперёд.
О. Григорьев
— В слове «круглый» есть буква, которую мы с вами ещё не изучали. Кому из вас она знакома? Посмотрите на неё внимательно.
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [й’]
— Прочитайте слова в красной рамке на с. 35 учебника.
— Выполните их звуковой анализ.
— Какой звук имеется на конце каждого из этих слов?
— Какой вид транспорта изображён над схемой слова?
— Почему трамвай считают экологически чистым видом транспорта?
— Посмотрите ещё раз на схему слова «трамвай». Какой звук изображён на конце схемы? (Согласный, звонкий, мягкий.)
— Что вы можете сказать о звуке [й’], используя схему слова «трамвай»? (Согласный, звонкий, мягкий.)
— Встречались ли мы с вами ранее со звуком [й’]? (Встречались, когда знакомились с буквами я, е, ё, которые обозначают два звука. Один из них звук [и’].)
— Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
— Какой звук вам уже хорошо знаком?
— Какой звук вы встречали при чтении букв я, е, ё в начале слова, после гласного звука и после мягкого знака? (Звук [й’])
Слова «йод», «йогурт», «йога» начинаются с букв йо. В остальных случаях, если мы слышим звуки [й’о] рядом, пишем букву ё.
2. Знакомство с буквой Й й
— Прочитайте, напечатанное на доске стихотворение.
Ну-ка, лайки, лайте дружно,
Букву Й запомнить нужно.
Эта буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
А. Шибаев
- В чём состоит отличие буквы и от буквы и при написании?
- Откройте прописи (Пр. 1) на с. 13. К нам в гости пришёл йог. Он покажет вам последовательность написания строчной буквы й. Напишите по стрелке элементы буквы.
- А теперь напишите строчные буквы й, ий в прописях на с. 13, 14.
(При работе с Пр. 2: с. 22, 23 тетради 4.)
- Потренируйтесь писать строчную букву и в тренажёре нас. 78.
- Напишите печатную букву и.
- Напишите слоги с буквой и.
- Прочитайте слоги в задании 3 на с. 90 пособия «Как хорошо уметь читать!».
- Напишите их на последних двух строчках в тренажёре на с. 78.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
май |
мой |
лей |
лай |
вой |
пей |
рай |
рой |
вей |
дай |
пой |
сей |
— Прочитайте пословицы на с. 34 учебника.
— Чему нас учат эти пословицы?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 34 учебника. Кто на ней изображён? (Воины.)
— Как ещё называют воинов? (Защитники Родины, Отечества.)
— На иллюстрации можно увидеть, что это защитники Отечества разных эпох. Можно ли сейчас увидеть воина в кольчуге? (Можно, но только в фильме, спектакле.)
— Для чего дружинники носили кольчуги?
— А что сейчас используют в армии вместо кольчуги? (Бронежилеты.)
— На смену дружине пришла конница. А в XX веке — техника. Какую военную технику вы знаете? Попробуйте её нарисовать.
(Учитель вывешивает на доску плакаты с изображением сражений Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года, битвы с турками за Севастополь и др. Учитель проводит беседу по иллюстрациям: история российской армии со времён монгольского нашествия до наших дней.)
— Прочитайте текст на с. 35.
— Кем был дедушка у мальчика из нашего рассказа?
— Как вы думаете, за что он получил медаль «За отвагу»?
— Что мама говорит о дедушке?
— Что вы можете рассказать о своих дедушках?
— У кого из вас дедушки или прадедушки воевали?
— Когда это было?
— Что они вам рассказывали о войне?
— Кто из вас принимал участие в шествии «Бессмертный полк»?
— Обведите по контуру слова в тренажёре на с. 78.
— Проанализируйте слово «герой».
— Прочитайте слова в верхней части с. 36 учебника.
— Какое слово здесь лишнее и почему? (Носилки, у них нет колёс.)
— Как называются носилки, у которых есть колёса и которые используют врачи и медсёстры? (Медицинская каталка.)
— Какие виды транспорта вы знаете?
— Какие правила дорожного движения вам знакомы?
— Какие три цвета имеет светофор? (Красный, жёлтый, зелёный.)
— На какой звук заканчиваются все эти слова? JH
— Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака в учебнике на с. 36.
— Как вы думаете, что случилось с мячом?
Правильно, он мог попасть под колёса едущего транспорта и пострадать. Выбегать на дорогу за мячом нельзя, каким бы красивым он ни был. Потому что тоже можно попасть под колёса автомобиля, автобуса, грузовика или мотоцикла. Я
— Какие задания к тексту предложили вам авторы учебника? ,
— Какой наказ вам дают авторы учебника на с. 37? Прочитайте. Ц (Письмо: выполнить задания в прописях на с. 13.)
— Прочитайте с доски.
Трамвай идёт по рельсам.
Троллейбус едет по дороге.
(Предложения после разбора следует записать в рабочей тетради.)
— О чём говорится в первом предложении?
— Что делает трамвай?
— Какова главная мысль предложения?
Главная мысль предложения является его основой.
— Распространите эти предложения.
— Послушайте стихотворение.
Йогурт
Пейте, дети, каждый день Йогурта пакет —
Будете здоровыми Много-много лет.
Бодрыми, здоровыми На урок придёте.
В тетрадке слово «йогурт»
С И краткого начнёте.
Е. Шестопалова
Проанализируйте и запишите в ваш словарик слово «йогурт».
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Нас. 91 в пособии «Как хорошо уметь читать!» прочитайте стихотворение «Йод».
— Какие слова с буквой и вам встретились?
— Для чего человеку нужен йод?
Если ушиб смазать йодом, то вскоре боль пройдёт и шишки не будет.
(Рассказ учителя о йоде.)
— Выполните фонетический разбор слова «йод».
— Запишите в тетрадь предложение «Йод добывают из водорослей».
— Прочитайте пословицы в задании 9 на с. 92 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Чему учит вас каждая пословица?
— Прочитайте их ещё раз в парах друг другу.
— Прочитайте ещё раз предпоследнюю пословицу. Объясните её значение.
— Теперь прочитайте пословицу в прописях на с. 13 прописи. Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему?
— Какой совет заключён в этой пословице?
— Напишите эту пословицу в прописях.
— Разделите на слоги вертикальными чёрточками слова, которые содержат букву и.
— Какому слогу принадлежит буква й в середине слова при делении его на слоги?
— Выполним задание 11 на с. 92 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— С какими правилами вас знакомят авторы?
— Какова основная мысль этих правил? (Нужно беречь природу.)
VII. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 3, 5, 6, 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 90, 91.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой новой буквой вы познакомились?
— Какой звук она обозначает?
— Кто научился читать слова с буквой й?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!