Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Й. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Жить - Родине служить. Буква Й й»

Цели: познакомить учащихся с буквой Й и; развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; совершенствовать навыки чтения.

Формируемые УУД: выделять звук [й’]; правильно ставить логическое ударение в предложениях.

Пропедевтика: перенос слов с й в середине.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, вы уже знаете?

— Можете посмотреть в ленте букв на с. 33 учебника.

— На с. 77 в тренажёре напишите слоги, которые начинаются со звонких согласных звуков.

— При произнесении каких гласных в начале звучит звук [й’]? (Я, е, ё.)

— Как вы думаете, есть ли в русском языке буква для обозначения этого звука?

Это вы узнаете по ходу сегодняшнего урока.

II. Актуализация знаний

— Проведём конкурс на лучшего чтеца. Прочитайте стихотворения в учебнике на с. 32.

(Девочки читают стихотворение Е. Благининой, мальчики — О. Григорьева.)

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Шли вперёд — пришли назад:

Значит, круглый этот сад.

А потом наоборот:

Шли назад — пришли вперёд.

О. Григорьев

— В слове «круглый» есть буква, которую мы с вами ещё не изучали. Кому из вас она знакома? Посмотрите на неё внимательно.

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [й’]

— Прочитайте слова в красной рамке на с. 35 учебника.

— Выполните их звуковой анализ.

— Какой звук имеется на конце каждого из этих слов?

— Какой вид транспорта изображён над схемой слова?

— Почему трамвай считают экологически чистым видом транспорта?

— Посмотрите ещё раз на схему слова «трамвай». Какой звук изображён на конце схемы? (Согласный, звонкий, мягкий.)

— Что вы можете сказать о звуке [й’], используя схему слова «трамвай»? (Согласный, звонкий, мягкий.)

— Встречались ли мы с вами ранее со звуком [й’]? (Встречались, когда знакомились с буквами я, е, ё, которые обозначают два звука. Один из них звук [и’].)

— Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

— Какой звук вам уже хорошо знаком?

— Какой звук вы встречали при чтении букв я, е, ё в начале слова, после гласного звука и после мягкого знака? (Звук [й’])

Слова «йод», «йогурт», «йога» начинаются с букв йо. В остальных случаях, если мы слышим звуки [й’о] рядом, пишем букву ё.

2. Знакомство с буквой Й й

— Прочитайте, напечатанное на доске стихотворение.

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква непростая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

А. Шибаев

- В чём состоит отличие буквы и от буквы и при написании?

- Откройте прописи (Пр. 1) на с. 13. К нам в гости пришёл йог. Он покажет вам последовательность написания строчной буквы й. Напишите по стрелке элементы буквы.

- А теперь напишите строчные буквы й, ий в прописях на с. 13, 14.

(При работе с Пр. 2: с. 22, 23 тетради 4.)

- Потренируйтесь писать строчную букву и в тренажёре нас. 78.

- Напишите печатную букву и.

- Напишите слоги с буквой и.

- Прочитайте слоги в задании 3 на с. 90 пособия «Как хорошо уметь читать!».

- Напишите их на последних двух строчках в тренажёре на с. 78.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

май

мой

лей

лай

вой

пей

рай

рой

вей

дай

пой

сей

— Прочитайте пословицы на с. 34 учебника.

— Чему нас учат эти пословицы?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 34 учебника. Кто на ней изображён? (Воины.)

— Как ещё называют воинов? (Защитники Родины, Отечества.)

— На иллюстрации можно увидеть, что это защитники Отечества разных эпох. Можно ли сейчас увидеть воина в кольчуге? (Можно, но только в фильме, спектакле.)

— Для чего дружинники носили кольчуги?

— А что сейчас используют в армии вместо кольчуги? (Бронежилеты.)

— На смену дружине пришла конница. А в XX веке — техника. Какую военную технику вы знаете? Попробуйте её нарисовать.

(Учитель вывешивает на доску плакаты с изображением сражений Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года, битвы с турками за Севастополь и др. Учитель проводит беседу по иллюстрациям: история российской армии со времён монгольского нашествия до наших дней.)

— Прочитайте текст на с. 35.

— Кем был дедушка у мальчика из нашего рассказа?

— Как вы думаете, за что он получил медаль «За отвагу»?

— Что мама говорит о дедушке?

— Что вы можете рассказать о своих дедушках?

— У кого из вас дедушки или прадедушки воевали?

— Когда это было?

— Что они вам рассказывали о войне?

— Кто из вас принимал участие в шествии «Бессмертный полк»?

— Обведите по контуру слова в тренажёре на с. 78.

— Проанализируйте слово «герой».

— Прочитайте слова в верхней части с. 36 учебника.

— Какое слово здесь лишнее и почему? (Носилки, у них нет колёс.)

— Как называются носилки, у которых есть колёса и которые используют врачи и медсёстры? (Медицинская каталка.)

— Какие виды транспорта вы знаете?

— Какие правила дорожного движения вам знакомы?

— Какие три цвета имеет светофор? (Красный, жёлтый, зелёный.)

— На какой звук заканчиваются все эти слова? JH

— Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака в учебнике на с. 36.

— Как вы думаете, что случилось с мячом?

Правильно, он мог попасть под колёса едущего транспорта и пострадать. Выбегать на дорогу за мячом нельзя, каким бы красивым он ни был. Потому что тоже можно попасть под колёса автомобиля, автобуса, грузовика или мотоцикла. Я

— Какие задания к тексту предложили вам авторы учебника? ,

— Какой наказ вам дают авторы учебника на с. 37? Прочитайте. Ц (Письмо: выполнить задания в прописях на с. 13.)

— Прочитайте с доски.

Трамвай идёт по рельсам.

Троллейбус едет по дороге.

(Предложения после разбора следует записать в рабочей тетради.)

— О чём говорится в первом предложении?

— Что делает трамвай?

— Какова главная мысль предложения?

Главная мысль предложения является его основой.

— Распространите эти предложения.

— Послушайте стихотворение.

Йогурт

Пейте, дети, каждый день Йогурта пакет —

Будете здоровыми Много-много лет.

Бодрыми, здоровыми На урок придёте.

В тетрадке слово «йогурт»

С И краткого начнёте.

Е. Шестопалова

Проанализируйте и запишите в ваш словарик слово «йогурт».

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Нас. 91 в пособии «Как хорошо уметь читать!» прочитайте стихотворение «Йод».

— Какие слова с буквой и вам встретились?

— Для чего человеку нужен йод?

Если ушиб смазать йодом, то вскоре боль пройдёт и шишки не будет.

(Рассказ учителя о йоде.)

— Выполните фонетический разбор слова «йод».

— Запишите в тетрадь предложение «Йод добывают из водорослей».

— Прочитайте пословицы в задании 9 на с. 92 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Чему учит вас каждая пословица?

— Прочитайте их ещё раз в парах друг другу.

— Прочитайте ещё раз предпоследнюю пословицу. Объясните её значение.

— Теперь прочитайте пословицу в прописях на с. 13 прописи. Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему?

— Какой совет заключён в этой пословице?

— Напишите эту пословицу в прописях.

— Разделите на слоги вертикальными чёрточками слова, которые содержат букву и.

— Какому слогу принадлежит буква й в середине слова при делении его на слоги?

— Выполним задание 11 на с. 92 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— С какими правилами вас знакомят авторы?

— Какова основная мысль этих правил? (Нужно беречь природу.)

VII. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 3, 5, 6, 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 90, 91.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой новой буквой вы познакомились?

— Какой звук она обозначает?

— Кто научился читать слова с буквой й?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!