Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Х. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Без труда хлеб не родится никогда. Буква X х»
Цели: познакомить учащихся с буквой X х; продолжить формирование умения выполнять фонетический разбор слов; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; поддерживать интерес к родному языку.
Формируемые УУД: находить дополнительную информацию в справочной литературе; выбирать для решения учебной задачи нужное правило.
Пропедевтика: правописание парных звонких и глухих согласных в середине и в конце слова.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какой целью вы пришли в школу?
— Какую цель вы перед собой поставили, когда шли на уроки письма и чтения?
— Какие наказы вам дали родные, когда отправляли в школу?
— Какие вежливые слова говорят друг другу родители и дети перед сном?
— Какие слова вы говорите родным утром, когда просыпаетесь?
II. Актуализация знаний
— Прочитайте текст на с. 37 учебника. Соблюдайте постановку логического ударения.
— Какие вежливые слова говорят друг другу во время ужина, завтрака или обеда?
— О чём говорят: «Его к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори»? (О хлебе.)
— Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово «хлеб»? (Хлебцы, буханка.)
III. Постановка целей и определение темы урока
- Произнесите громко звук, с которого начинается слово «хлеб».
- Проанализируем слова «хижина», «хозяин».
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Хлеб — наше богатство
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, караваи и солонка с солью.)
- Кого принято встречать хлебом и солью?
- Для чего это делают?
- Каким изображено солнышко на иллюстрации?
- Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)
- Где выращивают пшеницу, рожь?
Их называют хлебными злаками.
- Какую роль в жизни человека играет пшеница?
- Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома.)
- Почему вы решили, что это сельские дома?
- Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)
- Прочитайте в верхней части страницы тему нашего урока.
- Прочитайте пословицы под картинкой.
- Чему они нас учат?
- Как наша тема урока связана с этими пословицами? (Учитель может вывесить репродукцию картины «Рожь» И. Шишкина и др. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Майкова.)
Летний дождь
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождём...
— Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
2. Знакомство со звуками [х] и [х’]
— Выполните фонетический разбор слов «пастух», «пастухи» '
— Рассмотрите схемы этих слов в красной рамке на с. 39 учебника.
— Попробуйте самостоятельно дать характеристику новым звукам, используя вопросы в синих рамках.
— Повторите за мной предложения: «Хорошие выросли хлеба», «На столе много хлеба».
— Сравните словосочетания: «хорошие хлеба» (хлебные злаки), «много хлеба» (буханок, булок).
— Выполните фонетический разбор слова «хлеб».
— Повторите за мной предложение: «Хирург сделал операцию».
— Выполните фонетический разбор слова «хирург».
— Поработаем над орфоэпическим произношением.
— Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)
— Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный, всегда глухой, не имеет парного звонкого согласного звука, твёрдый.)
— Как смеются девочки? (Хи-хи-хи.)
— Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий.)
— Определите место звуков [х] и [х’] в словах «хитрый», «хороший», «шорох», «химия», «запах», «мох», «хибара», «хруст», «ехать», «хлеб».
3. Знакомство с буквой Х х
— На что похожа буква х?
X — забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка —
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
— Сравните письменные и печатные буквы X, х в прописях (Пр. 1) на с. 15, 16.
— Откройте прописи на с. 15. У нас с вами в гостях хоккеист. Что у него в руках?
— Во что он играет?
— Он показывает вам с помощью стрелок последовательность написания строчной буквы х. Напишите их в прописях нас. 15.
— А теперь напишите саму букву.
— Потренируемся писать строчную букву х в тренажёре на с. 79.
— Напишите печатную букву х.
— Откройте прописи на с. 16. Художница показывает вам последовательность написания заглавной буквы X. Следуя её рекомендациям, напишите элементы буквы Xи саму букву. А теперь потренируемся писать заглавную букву X в тренажёре на с. 80.
(При работе с Пр. 2: с. 24, 25 тетради 4.)
— Прочитайте слоги, записанные на доске, и напишите их печатными буквами.
ха |
ах |
уха |
ху |
ух |
уход |
хо |
ох |
хор |
хе |
ых |
хорь |
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 39 учебника.
— Проанализируйте и запишите слоги в прописях на с. 15, 16.
— Напишите ещё раз эти слоги и запишите их печатными буквами по образцу в тренажёре на с. 79.
— Напишите слоги с заглавной буквой X в тренажёре на с. 80.
— Прочитайте слова-перевёртыши, записанные на доске, шорох — хорош
— Рассмотрите иллюстрацию в нижней части с. 39 учебника. Что вы видите? (Комбайн убирает хлеб.)
— Кто управляет техникой? (Комбайнер.)
— Так кто же и на чём убирает хлеб? (Комбайнер на комбайне убирает хлеб.)
— Почему пшеничное поле называют золотым?
— Оно разве из золота сделано?
— Какие цветы растут в поле?
— Почему васильки считают сорным растением?
— Кто знает, как сто лет назад выращивали и убирали хлеб? (Учитель объясняет значение слов «серп», «сноп».)
— Кто из вас был в деревне?
— Как теперь выращивают, убирают хлеб?
— Какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (Сеялка, веялка, комбайн, трактор, сенокосилка.)
— Прочитайте ещё раз на с. 38 в самом верху страницы тему нашего урока. Какой вывод можно сделать?
— Прочитайте текст на с. 39 учебника с постановкой логического ударения на первое слово, затем на второе.
— Выделите главную мысль каждого предложения.
— Почему осины дрожат от холода?
— Что появилось в мелких озёрах?
— Что нужно успеть сделать до холодов?
— Какая техника выходит на поля?
— Выполним фонетический разбор слов «тракторы» и «комбайны».
— Что вы можете сказать о написании некоторых букв в словах и их произношении?
— Запишите в ваш словарик слова «трактор» и «комбайн».
— Проанализируйте и запишите на с. 15 прописей слова
(Следует повторить написание парных звонких и глухих согласных в конце слова.)
— В прописях на с. 15 проанализируйте и запишите предложение «Наступили холода».
— Распространите это предложение до пяти слов, добавляя по одному слову.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 24, 25 тетради 4.)
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 94. Прочитайте загадки. Соедините каждую загадку с рисунком-отгадкой.
— Выполните фонетический разбор слов «хорь», «хомяк» и запишите их в прописях на с. 15.
— Проанализируйте и напишите предложение «Хомяк спит в норке» на с. 15.
— Прочитайте текст «Страх и смелость» на с. 40 учебника. (Дети читают диалог по ролям.)
— О чём беседовали внук и дедушка?
— Что интересовало мальчика?
— Что ответил дедушка о страхе?
— Почему смелость ростом с мальчика?
— Чему нас учит этот текст?
— Ответьте на вопросы учебника по содержанию текста.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
У слова «корень» есть несколько значений. Во-первых, это подземная часть растений; во-вторых, основная часть слова; в-третьих, в переносном значении — начало, источник, основа чего-либо. Многие люди интересуются своими корнями, то есть своим происхождением, историей своей семьи, своими предками, народными преданиями, песнями и т. д.
— Откройте прописи на с. 16. Напишите имя Харитон.
— Допишите это слово в предложение.
— Соотнесите это слово со схемой.
— Напишите предложения в прописях.
— Подчеркните основу во втором предложении. (Дедушка растил.)
— Прочитайте текст «Загадка-шутка» на с. 40 учебника.
— Где сидели кот и его хозяин?
— Почему слово «Васька» написано с заглавной буквы?
— Какие ещё группы слов в середине предложения мы пишем с заглавной буквы?
— Для чего они сели в лодку?
— Прочитайте в тексте, что приговаривал хозяин.
— Почему Васька хотел, чтобы рыбка маленькая ловилась?
— Как мы можем назвать кота Ваську? (Хитрец, хитрюга.)
— Найдите в тексте слова с мягким знаком.
— Какую роль мягкий знак играет в этих словах?
— Найдите слово, в котором хочется написать мягкий знак, но правила русского языка запрещают это делать. (Удочку.)
— Кто запомнит больше слов со звуками [х] и [х’]? Послушайте текст.
— Холодно! — хныкал хомяк-хохотун. — Хатка хлипкая. Халат худой! Худо!
— Хорошо! — хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.
Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка-хибарка — хоромы. Хороший хозяин хомяк-хлопотун! (Л. Яхнин)
— Запишите слова в тренажёре на с. 79 и предложение на с. 80.
VII. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1, 3, 4, 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 93, 95.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— С какой буквой вы познакомились?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!