Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Х. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Без труда хлеб не родится никогда. Буква X х»

Цели: познакомить учащихся с буквой X х; продолжить формирование умения выполнять фонетический разбор слов; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; поддерживать интерес к родному языку.

Формируемые УУД: находить дополнительную информацию в справочной литературе; выбирать для решения учебной задачи нужное правило.

Пропедевтика: правописание парных звонких и глухих согласных в середине и в конце слова.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С какой целью вы пришли в школу?

— Какую цель вы перед собой поставили, когда шли на уроки письма и чтения?

— Какие наказы вам дали родные, когда отправляли в школу?

— Какие вежливые слова говорят друг другу родители и дети перед сном?

— Какие слова вы говорите родным утром, когда просыпаетесь?

II. Актуализация знаний

— Прочитайте текст на с. 37 учебника. Соблюдайте постановку логического ударения.

— Какие вежливые слова говорят друг другу во время ужина, завтрака или обеда?

— О чём говорят: «Его к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори»? (О хлебе.)

— Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово «хлеб»? (Хлебцы, буханка.)

III. Постановка целей и определение темы урока

- Произнесите громко звук, с которого начинается слово «хлеб».

- Проанализируем слова «хижина», «хозяин».

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Хлеб — наше богатство

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, караваи и солонка с солью.)

- Кого принято встречать хлебом и солью?

- Для чего это делают?

- Каким изображено солнышко на иллюстрации?

- Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)

- Где выращивают пшеницу, рожь?

Их называют хлебными злаками.

- Какую роль в жизни человека играет пшеница?

- Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома.)

- Почему вы решили, что это сельские дома?

- Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)

- Прочитайте в верхней части страницы тему нашего урока.

- Прочитайте пословицы под картинкой.

- Чему они нас учат?

- Как наша тема урока связана с этими пословицами? (Учитель может вывесить репродукцию картины «Рожь» И. Шишкина и др. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Майкова.)

Летний дождь

«Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождём...

— Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

2. Знакомство со звуками [х] и [х’]

— Выполните фонетический разбор слов «пастух», «пастухи» '

— Рассмотрите схемы этих слов в красной рамке на с. 39 учебника.

— Попробуйте самостоятельно дать характеристику новым звукам, используя вопросы в синих рамках.

— Повторите за мной предложения: «Хорошие выросли хлеба», «На столе много хлеба».

— Сравните словосочетания: «хорошие хлеба» (хлебные злаки), «много хлеба» (буханок, булок).

— Выполните фонетический разбор слова «хлеб».

— Повторите за мной предложение: «Хирург сделал операцию».

— Выполните фонетический разбор слова «хирург».

— Поработаем над орфоэпическим произношением.

— Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)

— Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный, всегда глухой, не имеет парного звонкого согласного звука, твёрдый.)

— Как смеются девочки? (Хи-хи-хи.)

— Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий.)

— Определите место звуков [х] и [х’] в словах «хитрый», «хороший», «шорох», «химия», «запах», «мох», «хибара», «хруст», «ехать», «хлеб».

3. Знакомство с буквой Х х

— На что похожа буква х?

X — забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка —

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

— Сравните письменные и печатные буквы X, х в прописях (Пр. 1) на с. 15, 16.

— Откройте прописи на с. 15. У нас с вами в гостях хоккеист. Что у него в руках?

— Во что он играет?

— Он показывает вам с помощью стрелок последовательность написания строчной буквы х. Напишите их в прописях нас. 15.

— А теперь напишите саму букву.

— Потренируемся писать строчную букву х в тренажёре на с. 79.

— Напишите печатную букву х.

— Откройте прописи на с. 16. Художница показывает вам последовательность написания заглавной буквы X. Следуя её рекомендациям, напишите элементы буквы Xи саму букву. А теперь потренируемся писать заглавную букву X в тренажёре на с. 80.

(При работе с Пр. 2: с. 24, 25 тетради 4.)

— Прочитайте слоги, записанные на доске, и напишите их печатными буквами.

ха

ах

уха

ху

ух

уход

хо

ох

хор

хе

ых

хорь

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 39 учебника.

— Проанализируйте и запишите слоги в прописях на с. 15, 16.

— Напишите ещё раз эти слоги и запишите их печатными буквами по образцу в тренажёре на с. 79.

— Напишите слоги с заглавной буквой X в тренажёре на с. 80.

— Прочитайте слова-перевёртыши, записанные на доске, шорох — хорош

— Рассмотрите иллюстрацию в нижней части с. 39 учебника. Что вы видите? (Комбайн убирает хлеб.)

— Кто управляет техникой? (Комбайнер.)

— Так кто же и на чём убирает хлеб? (Комбайнер на комбайне убирает хлеб.)

— Почему пшеничное поле называют золотым?

— Оно разве из золота сделано?

— Какие цветы растут в поле?

— Почему васильки считают сорным растением?

— Кто знает, как сто лет назад выращивали и убирали хлеб? (Учитель объясняет значение слов «серп», «сноп».)

— Кто из вас был в деревне?

— Как теперь выращивают, убирают хлеб?

— Какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (Сеялка, веялка, комбайн, трактор, сенокосилка.)

— Прочитайте ещё раз на с. 38 в самом верху страницы тему нашего урока. Какой вывод можно сделать?

— Прочитайте текст на с. 39 учебника с постановкой логического ударения на первое слово, затем на второе.

— Выделите главную мысль каждого предложения.

— Почему осины дрожат от холода?

— Что появилось в мелких озёрах?

— Что нужно успеть сделать до холодов?

— Какая техника выходит на поля?

— Выполним фонетический разбор слов «тракторы» и «комбайны».

— Что вы можете сказать о написании некоторых букв в словах и их произношении?

— Запишите в ваш словарик слова «трактор» и «комбайн».

— Проанализируйте и запишите на с. 15 прописей слова «хлеб», «холода», «холод».

(Следует повторить написание парных звонких и глухих согласных в конце слова.)

— В прописях на с. 15 проанализируйте и запишите предложение «Наступили холода».

— Распространите это предложение до пяти слов, добавляя по одному слову.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 24, 25 тетради 4.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 94. Прочитайте загадки. Соедините каждую загадку с рисунком-отгадкой.

— Выполните фонетический разбор слов «хорь», «хомяк» и запишите их в прописях на с. 15.

— Проанализируйте и напишите предложение «Хомяк спит в норке» на с. 15.

— Прочитайте текст «Страх и смелость» на с. 40 учебника. (Дети читают диалог по ролям.)

— О чём беседовали внук и дедушка?

— Что интересовало мальчика?

— Что ответил дедушка о страхе?

— Почему смелость ростом с мальчика?

— Чему нас учит этот текст?

— Ответьте на вопросы учебника по содержанию текста.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

У слова «корень» есть несколько значений. Во-первых, это подземная часть растений; во-вторых, основная часть слова; в-третьих, в переносном значении — начало, источник, основа чего-либо. Многие люди интересуются своими корнями, то есть своим происхождением, историей своей семьи, своими предками, народными преданиями, песнями и т. д.

— Откройте прописи на с. 16. Напишите имя Харитон.

— Допишите это слово в предложение.

— Соотнесите это слово со схемой.

— Напишите предложения в прописях.

— Подчеркните основу во втором предложении. (Дедушка растил.)

— Прочитайте текст «Загадка-шутка» на с. 40 учебника.

— Где сидели кот и его хозяин?

— Почему слово «Васька» написано с заглавной буквы?

— Какие ещё группы слов в середине предложения мы пишем с заглавной буквы?

— Для чего они сели в лодку?

— Прочитайте в тексте, что приговаривал хозяин.

— Почему Васька хотел, чтобы рыбка маленькая ловилась?

— Как мы можем назвать кота Ваську? (Хитрец, хитрюга.)

— Найдите в тексте слова с мягким знаком.

— Какую роль мягкий знак играет в этих словах?

— Найдите слово, в котором хочется написать мягкий знак, но правила русского языка запрещают это делать. (Удочку.)

— Кто запомнит больше слов со звуками [х] и [х’]? Послушайте текст.

— Холодно! — хныкал хомяк-хохотун. — Хатка хлипкая. Халат худой! Худо!

— Хорошо! — хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.

Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка-хибарка — хоромы. Хороший хозяин хомяк-хлопотун! (Л. Яхнин)

— Запишите слова в тренажёре на с. 79 и предложение на с. 80.

VII. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 1, 3, 4, 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 93, 95.)

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— С какой буквой вы познакомились?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!