Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Г. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Буква Г г»
Цели: познакомить учащихся с буквой Г г; совершенствовать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать орфографическую зоркость.
Формируемые УУД: ставить учебную задачу и добиваться её выполнения; осуществлять самоконтроль.
Пропедевтика: понятие «обращение»; правила правописания корневых орфограмм.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Для чего мы с вами изучаем буквы?
— Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?
(Учитель заранее готовит выставку книг с интересно и красочно оформленными обложками.)
II. Актуализация знаний
— Когда буква я обозначает два звука, а когда указывает на мягкость предшествующего согласного звука?
— Изображения каких птиц вы видите на с. 117 учебника?
— Прочитайте их названия.
— Название какой птицы можно считать лишней в этом перечне птиц и почему? (Тетерев. В этом слове нет звука [а].)
— Каких ещё птиц вы знаете?
— Какие птицы прилетают в наши края весной?
— Какую пользу приносят пернатые друзья человека?
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как гогочут гуси? (Га-га-га.)
— Какой новый звук вы услышали?
— Га-га-га, — гогочет гусь, —
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу — не нагляжусь.
Н. Костарев
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [г] и [г’]
— Рассмотрите рисунки в красной рамке нас. 119 учебника.
— Сделайте фонетический разбор слов «грибы», «круги».
— Какие новые звуки вы услышали?
— Произнесите их ещё раз.
— Проанализируйте схемы к словам.
— Чем они похожи? В чём заключается отличие?
— Что вы можете сказать о звуках [г] и [г’]? (Согласные звуки, звонкие, соответственно твёрдый и мягкий.)
— Выделите новые звуки из слов «гусь» и «гири».
(Учитель объясняет артикуляцию при произнесении новых звуков: положение губ, языка, голос.)
— Определите место звуков [г] или [г’] в словах «гном», «гитара», «игрушка», «герои», «гиря», «снеговик», «грелка», «гречка», «гости», «круги».
2. Знакомство с буквой Г г
— На что похожа буква г?
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
А. Шибаев
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 24. У нас в гостях мальчик в карнавальном костюме. Что он изображает? (Гриб.)
— Подберите однокоренные слова к слову «гриб». (Грибок, грибной, грибница.)
— К этому слову мы с вами на уроке ещё вернёмся. А сейчас посмотрите, какой совет вам даёт мальчик-гриб по написанию строчной буквы г. Напишите букву г по образцу.
— Напишите строчку этой буквы.
— На с. 25 гномик показывает вам последовательность написания заглавной буквы Г.
— Обведите по стрелкам и напишите строчку заглавной буквы Г.
(При работе с Пр. 2: с. 24, 25 тетради 3.)
— В тренажёре на с. 58, 59 напишите строчную и заглавную букву г.
— Напишите печатные буквы г, Г.
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике нас. 118.
— В форме чего построены дома?
— Чем занимаются жители города? (Копают грядки. Выращивают землянику, ромашки. Гуляют с маленькими детьми.)
— Опишите внешний вид жителей городка.
— Можно ли сказать, что они трудолюбивы?
— Какие цвета выбраны для того, чтобы показать, что жители города счастливые, аккуратные, трудолюбивые?
— Придумайте свою сказку о городе грибов.
— Прочитайте пословицы под картинкой.
— Как вы понимаете смысл пословиц?
(Дети учатся рассуждать.)
— В верхней части страницы прочитайте тему нашего урока.
— Можно ли сказать, что пословицы раскрывают смысл темы урока? Объясните.
— Прочитайте и проанализируйте слоги на с. 119 учебника.
— Напишите их по одному разу в прописях на с. 24 и 25.
— Напишите их печатными буквами по образцу в тренажёре на с. 58.
— Прочитайте слова в столбиках на с. 119 и выполните задание к ним.
— Нарисуйте схемы ко всем словам.
— Составьте с этими словами предложения.
— Объясните, почему некоторые слова написаны с заглавной буквы. (Имена людей всегда пишутся с заглавной буквы.)
— Напишите предложение с именем собственным в прописях на с. 24.
В этом предложении имеется обращение к девочке, поэтому после слова «Таня» стоит запятая.
— Прочитайте и проанализируйте текст в учебнике на с. 199.
— Подчеркните слоги с буквой г.
— Сколько грибов набрали Галя и Гена?
— Какие грибы в корзинке у Гали?
— Каких грибов набрал Гена?
— Чем опасны поганки?
— Какой гриб красив и велик?
— Как озаглавим текст?
— Назовите тему текста. (1. Сбор грибов. 2. Съедобные и несъедобные грибы.)
— Назовите основную мысль текста. (1. Если не знаешь грибы, не собирай их. 2. Будь внимателен и осторожен при сборе грибов.)
— В прописях на с. 24 напишем слова «грибы», «годы». (Учитель объясняет правописание звонких и глухих согласных в конце слов «год», «гриб».)
— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите его письменными буквами.
— На последней строке в прописях напишите предложение «Боровик красив и велик!».
— Напишите предложения в прописях на с. 25.
— Все ли грибы съедобны?
(Учитель вывешивает на доске таблицу с видами съедобных и несъедобных грибов.)
— Послушайте стихотворение А. Кочергиной и назовите гриб.
Этот гриб нам всем знаком:
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке
Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама
В белый модненький горох...
Я сорвал его для мамы,
Но она сказал: «Ох!
Хоть красив твой гриб на вид,
Но он очень ядовит!» (Мухомор.)
- Прочитайте слова в рамочках на с. 120.
— Прочитайте слова, которые называют конкретные предметы.
— На какой вопрос они отвечают?
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос «кто?».
— Какие новые сведения вам сообщает Мудрая Сова? Прочитайте в красной рамке. Постарайтесь запомнить это правило.
— Выполните задание ниже. (Лист шифера, лист железа, лист бумаги, лист книги, лист дерева.)
— Прочитайте текст «Весна» на с. 121.
— Что происходит в природе, когда наступает весна?
— Как снег тает в лесу весной?
— Почему в лесу долго стоит вода?
— Куда вода сбегает из леса?
— Почему на лугу вырастет высокая трава?
— Если весна без воды и дождей, то какой вырастет трава?
— Как по-другому можно озаглавить текст?
— Назовите тему текста.
— Какова основная мысль текста?
— Работая в парах, постарайтесь правильно выполнить задания к прочитанному тексту.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Пятёрка», «Озябшие руки».)
«Пятёрка». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
«Озябшие руки». Пальцы одной руки сжать в кулак; обхватить кулак ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнения «Щётка-1», «Щётка-2», а затем задания 2, 3, 5—7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 69, 70.)
«Щётка-1». Губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щётку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения — но нижнему ряду зубов.
«Щётка-2». Рот открыть и чистить языком, как зубной щёткой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы — снизу вверх.
3. Работа над дикцией
(Дети выполняют упражнение «Распевка», а затем задания 1, 8, 10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 69—71.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Кто запомнит больше слов со звуками [г] и [г’]? Послушайте текст.
Гуси гуляли гурьбой. Громко гоготали:
— Галки грабят горох! Губят грядки!
Голуби галдят. Где-то гавкают, гудят, грохочут.
— Глупые гуси! — гневались грачи. - Галдят-гомонят! (По Л. Яхнину)
— Выполним словарную работу. Вставьте пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)
м*тро |
т*релка |
к*стёр |
м*локо |
ст*нок |
к*вёр |
м*лина |
т*пор |
к* питан |
к*лина |
т*атр |
М*сква |
яг*да |
раб*та |
стр*на |
— Какие буквы, обозначающие согласные звуки, вы уже изучили?
(Учащиеся тренируются в написании заглавных букв Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, 3, П, К, Т, С. Затем выполняют задание 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 71: читают текст по ролям.)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие задания вы сегодня выполняли?
- Какие из них вам понравились больше всего?
- Какие задания вызвали затруднения?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!