Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Г. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Буква Г г»

Цели: познакомить учащихся с буквой Г г; совершенствовать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать орфографическую зоркость.

Формируемые УУД: ставить учебную задачу и добиваться её выполнения; осуществлять самоконтроль.

Пропедевтика: понятие «обращение»; правила правописания корневых орфограмм.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Для чего мы с вами изучаем буквы?

— Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?

(Учитель заранее готовит выставку книг с интересно и красочно оформленными обложками.)

II. Актуализация знаний

— Когда буква я обозначает два звука, а когда указывает на мягкость предшествующего согласного звука?

— Изображения каких птиц вы видите на с. 117 учебника?

— Прочитайте их названия.

— Название какой птицы можно считать лишней в этом перечне птиц и почему? (Тетерев. В этом слове нет звука [а].)

— Каких ещё птиц вы знаете?

— Какие птицы прилетают в наши края весной?

— Какую пользу приносят пернатые друзья человека?

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как гогочут гуси? (Га-га-га.)

— Какой новый звук вы услышали?

— Га-га-га, — гогочет гусь, —

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу — не нагляжусь.

Н. Костарев

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [г] и [г’]

— Рассмотрите рисунки в красной рамке нас. 119 учебника.

— Сделайте фонетический разбор слов «грибы», «круги».

— Какие новые звуки вы услышали?

— Произнесите их ещё раз.

— Проанализируйте схемы к словам.

— Чем они похожи? В чём заключается отличие?

— Что вы можете сказать о звуках [г] и [г’]? (Согласные звуки, звонкие, соответственно твёрдый и мягкий.)

— Выделите новые звуки из слов «гусь» и «гири».

(Учитель объясняет артикуляцию при произнесении новых звуков: положение губ, языка, голос.)

— Определите место звуков [г] или [г’] в словах «гном», «гитара», «игрушка», «герои», «гиря», «снеговик», «грелка», «гречка», «гости», «круги».

2. Знакомство с буквой Г г

— На что похожа буква г?

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

А. Шибаев

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 24. У нас в гостях мальчик в карнавальном костюме. Что он изображает? (Гриб.)

— Подберите однокоренные слова к слову «гриб». (Грибок, грибной, грибница.)

— К этому слову мы с вами на уроке ещё вернёмся. А сейчас посмотрите, какой совет вам даёт мальчик-гриб по написанию строчной буквы г. Напишите букву г по образцу.

— Напишите строчку этой буквы.

— На с. 25 гномик показывает вам последовательность написания заглавной буквы Г.

— Обведите по стрелкам и напишите строчку заглавной буквы Г.

(При работе с Пр. 2: с. 24, 25 тетради 3.)

— В тренажёре на с. 58, 59 напишите строчную и заглавную букву г.

— Напишите печатные буквы г, Г.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике нас. 118.

— В форме чего построены дома?

— Чем занимаются жители города? (Копают грядки. Выращивают землянику, ромашки. Гуляют с маленькими детьми.)

— Опишите внешний вид жителей городка.

— Можно ли сказать, что они трудолюбивы?

— Какие цвета выбраны для того, чтобы показать, что жители города счастливые, аккуратные, трудолюбивые?

— Придумайте свою сказку о городе грибов.

— Прочитайте пословицы под картинкой.

— Как вы понимаете смысл пословиц?

(Дети учатся рассуждать.)

— В верхней части страницы прочитайте тему нашего урока.

— Можно ли сказать, что пословицы раскрывают смысл темы урока? Объясните.

— Прочитайте и проанализируйте слоги на с. 119 учебника.

— Напишите их по одному разу в прописях на с. 24 и 25.

— Напишите их печатными буквами по образцу в тренажёре на с. 58.

— Прочитайте слова в столбиках на с. 119 и выполните задание к ним.

— Нарисуйте схемы ко всем словам.

— Составьте с этими словами предложения.

— Объясните, почему некоторые слова написаны с заглавной буквы. (Имена людей всегда пишутся с заглавной буквы.)

— Напишите предложение с именем собственным в прописях на с. 24.

В этом предложении имеется обращение к девочке, поэтому после слова «Таня» стоит запятая.

— Прочитайте и проанализируйте текст в учебнике на с. 199.

— Подчеркните слоги с буквой г.

— Сколько грибов набрали Галя и Гена?

— Какие грибы в корзинке у Гали?

— Каких грибов набрал Гена?

— Чем опасны поганки?

— Какой гриб красив и велик?

— Как озаглавим текст?

— Назовите тему текста. (1. Сбор грибов. 2. Съедобные и несъедобные грибы.)

— Назовите основную мысль текста. (1. Если не знаешь грибы, не собирай их. 2. Будь внимателен и осторожен при сборе грибов.)

— В прописях на с. 24 напишем слова «грибы», «годы». (Учитель объясняет правописание звонких и глухих согласных в конце слов «год», «гриб».)

— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите его письменными буквами.

— На последней строке в прописях напишите предложение «Боровик красив и велик!».

— Напишите предложения в прописях на с. 25.

— Все ли грибы съедобны?

(Учитель вывешивает на доске таблицу с видами съедобных и несъедобных грибов.)

— Послушайте стихотворение А. Кочергиной и назовите гриб.

Этот гриб нам всем знаком:

С кружевным воротником,

Он стоит на белой ножке

Среди травки у дорожки.

Ярко-красная панама

В белый модненький горох...

Я сорвал его для мамы,

Но она сказал: «Ох!

Хоть красив твой гриб на вид,

Но он очень ядовит!» (Мухомор.)

- Прочитайте слова в рамочках на с. 120.

— Прочитайте слова, которые называют конкретные предметы.

— На какой вопрос они отвечают?

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос «кто?».

— Какие новые сведения вам сообщает Мудрая Сова? Прочитайте в красной рамке. Постарайтесь запомнить это правило.

— Выполните задание ниже. (Лист шифера, лист железа, лист бумаги, лист книги, лист дерева.)

— Прочитайте текст «Весна» на с. 121.

— Что происходит в природе, когда наступает весна?

— Как снег тает в лесу весной?

— Почему в лесу долго стоит вода?

— Куда вода сбегает из леса?

— Почему на лугу вырастет высокая трава?

— Если весна без воды и дождей, то какой вырастет трава?

— Как по-другому можно озаглавить текст?

— Назовите тему текста.

— Какова основная мысль текста?

— Работая в парах, постарайтесь правильно выполнить задания к прочитанному тексту.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Пятёрка», «Озябшие руки».)

«Пятёрка». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

«Озябшие руки». Пальцы одной руки сжать в кулак; обхватить кулак ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнения «Щётка-1», «Щётка-2», а затем задания 2, 3, 5—7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 69, 70.)

«Щётка-1». Губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щётку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения — но нижнему ряду зубов.

«Щётка-2». Рот открыть и чистить языком, как зубной щёткой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы — снизу вверх.

3. Работа над дикцией

(Дети выполняют упражнение «Распевка», а затем задания 1, 8, 10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 69—71.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Кто запомнит больше слов со звуками [г] и [г’]? Послушайте текст.

Гуси гуляли гурьбой. Громко гоготали:

— Галки грабят горох! Губят грядки!

Голуби галдят. Где-то гавкают, гудят, грохочут.

— Глупые гуси! — гневались грачи. - Галдят-гомонят! (По Л. Яхнину)

— Выполним словарную работу. Вставьте пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)

м*тро

т*релка

к*стёр

м*локо

ст*нок

к*вёр

м*лина

т*пор

к* питан

к*лина

т*атр

М*сква

яг*да

раб*та

стр*на

— Какие буквы, обозначающие согласные звуки, вы уже изучили?

(Учащиеся тренируются в написании заглавных букв Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, 3, П, К, Т, С. Затем выполняют задание 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 71: читают текст по ролям.)

VIII. Подведение итогов урока

- Какие задания вы сегодня выполняли?

- Какие из них вам понравились больше всего?

- Какие задания вызвали затруднения?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!