Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ф. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Играют волны, ветер свищет... Буква Ф ф»

Цели: познакомить учащихся с буквой Ф ф; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение; развивать орфографическую зоркость; воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.

Формируемые УУД: распределять роли для чтения по ролям- осуществлять действия на основе целевых установок.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какую новую букву вы повторяли на предыдущем уроке?

— Какой звук она обозначает?

II. Актуализация знаний

— Выполните фонетический разбор слова «щепка» или «щелчок».

— Рассмотрите ленту букв на с. 73 учебника.

— Какие согласные звуки всегда твёрдые?

— Какими буквами они обозначаются? (Буквами ж, ш, ц.)

— Какие согласные звуки всегда мягкие?

— Какими буквами они обозначаются? (Буквами й, ч, щ.)

— Какая буква не имеет никакого звука? (Буква ь.)

— Для чего она нужна в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков, отделяет согласный от гласного.) )

— Прочитайте текст «Овощи» на с. 66, 67 учебника. (Выборочное чтение.)

— Что принесла хозяйка с базара?

— Какие из названий этих овощей вы записали в ваш словарик?

— Из-за чего овощи завели спор?

— Что приготовила хозяйка?

— Каким оказался суп?

— Обратите внимание на многозначность слова «крутой»: крутой кипяток — очень горячий, крутой кисель — густой, крутой спуск с горы, крутой подъём в гору — отвесный, обрывистый.

(Написание словарного диктанта. Дети получают карточки, на которых записаны слова с пропусками.)

М..рковь, к..пуста, ан..нас, м.лина, ябл..ко, см..родина, яг..ды, ов..щи, б..зар, к..ртошка, г..рох, п..трушка.

— Вставьте пропущенные буквы.

— Поставьте над словами знак ударения.

— Прочитайте текст «Два товарища» на с. 68 учебника.

— Что случилось с мальчиками?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

— Перескажите этот текст подробно.

— Прочитайте диалог «Зверь на букву Ю» на с. 69.

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [ф’] и [ф]

- Откройте учебник на с. 71.

- Что нарисовано в красной рамке? (Шарф.)

- Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.)

- Выполним фонетический разбор этих слов.

- Соотнесите слова со схемами.

- Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором — мягко?

(Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков [ф|, [ф’].)

Итак, сделаем вывод. Звуки [ф] и [ф’] согласные, глухие. Буква ф может обозначать твёрдый и мягкий звук.

- Выполните фонетический разбор слов «форма» и «фирма».

- Определите место звуков [ф] и [ф’] в словах «фартук», «ферма», «фанера», «фонтан», «фарфор», «факир», «фокус», «фикус», «конфета».

2. Знакомство с буквой Ф ф

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

Г. Виеру

- Прочитайте слоги под схемами в красной рамке на с. 71 учебника.

- Дополните их так, чтобы получилось слово. (Примерные слова. Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фаворит, фокус, фотография, фонарик, Фёкла, Фёдор.)

- Откройте прописи (Пр. 1) на с. 30. К нам на урок пришёл Футболист. Он предлагает вам внимательно рассмотреть, в какой последовательности нужно писать строчную букву ф. Следуя его рекомендациям, обведите элементы буквы ф.

~ А теперь напишите саму букву.

(При работе с Пр. 2: с. 36, 37 тетради 4.)

— Потренируемся писать эту непростую букву в тренажёре на с. 93.

(Затем учитель показывает и объясняет, как писать заглавную букву Ф.)

— В каких случаях мы пишем заглавную букву?

Принесли однажды Поле

С дачи веточку фасоли.

Потянула за стручок —

Приоткрылся тайничок.

Р. Дерикот

— Выполните фонетический разбор слова «фасоль».

— Это словарное слово. Запишите слово «фасоль» в ваш словарик.

— Прочитайте слоги и слова, записанные на доске.

фа

фар

раф

филин

фармацевт

фо

фор

роф

фиалка

фокусник

Фу

фир

риф

факир

фрикадельки

фе

Фур

РУФ

флаги

форель

фи

фыр

рыф

ферма

фотограф

фы

Фёдор

Фатима

Фарида

Федот

— Запишите слоги в прописях на с. 30.

— Напишите слоги печатными и письменными буквами в тренажёре на с. 93.

— Обведите по контуру слова «фарфор» и «футбол».

— Запишите слова, данные в прописях на с. 30.

— Выполните фонетический разбор эти слов.

— Составьте их на наборном полотне.

— Рассмотрите иллюстрации на с. 70, 71 учебника. Что на них изображено?

Парусные судна, или, по-другому, парусники, существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далёкие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.

— Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки.

Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолёт, как на аэродром.

Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо для транспортировки грузов.

— Проанализируйте предложение «На каждом корабле есть! флаг».

— Запишите это предложение в прописях на с. 30.

(Учитель проводит орфографическую работу.)

3. Формирование навыков чтения

- Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.

- Из какой сказки взято четверостишие? («Сказка о царе Сантане».)

- Что вы можете сказать о героях этой сказки?

- Кто вам понравился?

- Кого в этой сказке можно назвать коварными людьми?

(Учитель проводит беседу о важности и необходимости дружбы, уважения, любви между членами семьи.)

- Выполните фонетический разбор слов «ветер», «кораблик».

- Что вы можете сказать о написании гласного в первом слоге слова «кораблик»? (Его написание надо запомнить, а слово записать в словарик.)

- А теперь прочитаем стихотворение А.С. Пушкина на с. 71.

- Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу»?

(Учитель подробно объясняет, что значат выражения «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».)

- Найдите в стихотворении слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.

- Кто запомнит больше слов со звуками [ф] и [ф’]? Послушайте текст.

Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты... фокстерьера! Фу! (Л. Яхнин)

- Запишите слова «фокусник», «факир», «фазан», «фиалка», «фрукты», разделив их на слоги.

- Поставьте в словах знак ударения.

- Отметьте точкой безударные гласные.

- Прочитайте слова, записанные печатными буквами в тренажёре на с. 93. Запишите их письменными буквами.

- Ниже запишите письменные буквы.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнение «Сердитая кошка».)

«Сердитая кошка». Глубоко вдохнуть носом и при сомкнутых губах выдохнуть через нос порциями, будто фыркая.

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют задания 2, 3, 5, 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 108, 109.)

3. Работа над дикцией

(Дети выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 108.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Дети выполняют задание 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 108.)

— Прочитайте текст, записанный на доске.

Твой толковый словарик

Фазан — птица с красивым ярким оперением и длинным хвостом Фантазия — творческое воображение; мечта, выдумка; причуда, каприз Фармацевт — работник аптеки, приготавливающий лекарства. Финиш - заключительная, решающая часть спортивного состязания на скорость.

Фламинго — южная водяная птица с нежно-розовым оперением длинной шеей и длинными ногами.

Футбол — спортивная игра двух команд, стремящихся загнать мяч в ворота противника.

— А что означают слова «фенхель», «фольга», «форма», «фонтан»?

— Давайте посмотрим значения этих слов в «Словаре иностранных слов русского языка».

— С какими новыми словами вы познакомились?

— Значение каких слов вы раньше не знали?

— Прочитайте слова в столбиках на с. 71 учебника.

В русском языке много словарных слов, начинающихся с буквы ф или содержащих эту букву в середине или на конце слова, произношение которых расходится с написанием.

— Прочитайте записанные на доске слова. Попробуйте выделить среди них словарные.

Факел, фонарь, фантик, фонтан, фанера, конфета, картофель, фермер, фартук, фигура.

— Поставьте ударение и выделите безударные гласные. (Учитель раздаёт ученикам карточки, на которых записаны слова.)

фисташки

фотография

фантазия

фамилия

фуфайка

фигура

фальшь

фиалка

фабрика

фаланга

фанера

флейта

фикус

фартук

фантик

фигура

футбол

фрукты

фазан

факел

фасад

ферма

фермер

физика

филин

фильмы

фирма

флаг

флажок

фургон

фантазия

форма

— Прочитайте слова. Разделите их на слоги вертикальной чёрточкой.

— Прочитайте стихотворение «Весенняя гроза» на с. 109 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Как выглядит природа, когда собирается гроза?

— Каким становится небо?

— Почему автор стихотворения пишет, что гроза «с грохотом по городу пройдётся»? Что она имеет в виду? (Грохот грома.)

— А кто из вас наблюдал за небом, когда по нему плывут лёгкие облака?

— Как вы думаете, облака бесформенные или могут напоминать какие-либо предметы?

— Вот как об этом пишет Раиса Дерикот. Послушайте стихотворение.

Я не верил в это чудо,

А теперь увидел сам:

Шёл вагончик не по рельсам,

А скользил по небесам.

А по склону, как на лыжах,

Проплывала только тень,

Даже птицы пели ниже –

Был такой весёлый день.

Удивляться только впору,

Ведь куда ни повернусь —

Влево горы, вправо горы,

Там Бештау, там Эльбрус.

Это чудо видел сам:

Шёл вагон по небесам.

— Как вы думаете, что это за вагончик, который увидел в небе герой стихотворения? (Облако, имеющее форму вагона.) Если внимательно присмотреться, то в форме облака можно увидеть интересные предметы. Попробуйте понаблюдать за облаками.

VIII. Подведение итогов урока

- Понравился ли вам урок?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!