Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ф. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Играют волны, ветер свищет... Буква Ф ф»
Цели: познакомить учащихся с буквой Ф ф; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение; развивать орфографическую зоркость; воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.
Формируемые УУД: распределять роли для чтения по ролям- осуществлять действия на основе целевых установок.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какую новую букву вы повторяли на предыдущем уроке?
— Какой звук она обозначает?
II. Актуализация знаний
— Выполните фонетический разбор слова «щепка» или «щелчок».
— Рассмотрите ленту букв на с. 73 учебника.
— Какие согласные звуки всегда твёрдые?
— Какими буквами они обозначаются? (Буквами ж, ш, ц.)
— Какие согласные звуки всегда мягкие?
— Какими буквами они обозначаются? (Буквами й, ч, щ.)
— Какая буква не имеет никакого звука? (Буква ь.)
— Для чего она нужна в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков, отделяет согласный от гласного.) )
— Прочитайте текст «Овощи» на с. 66, 67 учебника. (Выборочное чтение.)
— Что принесла хозяйка с базара?
— Какие из названий этих овощей вы записали в ваш словарик?
— Из-за чего овощи завели спор?
— Что приготовила хозяйка?
— Каким оказался суп?
— Обратите внимание на многозначность слова «крутой»: крутой кипяток — очень горячий, крутой кисель — густой, крутой спуск с горы, крутой подъём в гору — отвесный, обрывистый.
(Написание словарного диктанта. Дети получают карточки, на которых записаны слова с пропусками.)
М..рковь, к..пуста, ан..нас, м.лина, ябл..ко, см..родина, яг..ды, ов..щи, б..зар, к..ртошка, г..рох, п..трушка.
— Вставьте пропущенные буквы.
— Поставьте над словами знак ударения.
— Прочитайте текст «Два товарища» на с. 68 учебника.
— Что случилось с мальчиками?
— Как бы вы поступили в этой ситуации?
— Перескажите этот текст подробно.
— Прочитайте диалог «Зверь на букву Ю» на с. 69.
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [ф’] и [ф]
- Откройте учебник на с. 71.
- Что нарисовано в красной рамке? (Шарф.)
- Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.)
- Выполним фонетический разбор этих слов.
- Соотнесите слова со схемами.
- Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором — мягко?
(Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков [ф|, [ф’].)
Итак, сделаем вывод. Звуки [ф] и [ф’] согласные, глухие. Буква ф может обозначать твёрдый и мягкий звук.
- Выполните фонетический разбор слов «форма» и «фирма».
- Определите место звуков [ф] и [ф’] в словах «фартук», «ферма», «фанера», «фонтан», «фарфор», «факир», «фокус», «фикус», «конфета».
2. Знакомство с буквой Ф ф
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру
- Прочитайте слоги под схемами в красной рамке на с. 71 учебника.
- Дополните их так, чтобы получилось слово. (Примерные слова. Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фаворит, фокус, фотография, фонарик, Фёкла, Фёдор.)
- Откройте прописи (Пр. 1) на с. 30. К нам на урок пришёл Футболист. Он предлагает вам внимательно рассмотреть, в какой последовательности нужно писать строчную букву ф. Следуя его рекомендациям, обведите элементы буквы ф.
~ А теперь напишите саму букву.
(При работе с Пр. 2: с. 36, 37 тетради 4.)
— Потренируемся писать эту непростую букву в тренажёре на с. 93.
(Затем учитель показывает и объясняет, как писать заглавную букву Ф.)
— В каких случаях мы пишем заглавную букву?
Принесли однажды Поле
С дачи веточку фасоли.
Потянула за стручок —
Приоткрылся тайничок.
Р. Дерикот
— Выполните фонетический разбор слова «фасоль».
— Это словарное слово. Запишите слово «фасоль» в ваш словарик.
— Прочитайте слоги и слова, записанные на доске.
фа |
фар |
раф |
филин |
фармацевт |
фо |
фор |
роф |
фиалка |
фокусник |
Фу |
фир |
риф |
факир |
фрикадельки |
фе |
Фур |
РУФ |
флаги |
форель |
фи |
фыр |
рыф |
ферма |
фотограф |
фы |
Фёдор |
Фатима |
Фарида |
Федот |
— Запишите слоги в прописях на с. 30.
— Напишите слоги печатными и письменными буквами в тренажёре на с. 93.
— Обведите по контуру слова «фарфор» и «футбол».
— Запишите слова, данные в прописях на с. 30.
— Выполните фонетический разбор эти слов.
— Составьте их на наборном полотне.
— Рассмотрите иллюстрации на с. 70, 71 учебника. Что на них изображено?
Парусные судна, или, по-другому, парусники, существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далёкие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.
— Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки.
Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолёт, как на аэродром.
Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо для транспортировки грузов.
— Проанализируйте предложение «На каждом корабле есть! флаг».
— Запишите это предложение в прописях на с. 30.
(Учитель проводит орфографическую работу.)
3. Формирование навыков чтения
- Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.
- Из какой сказки взято четверостишие? («Сказка о царе Сантане».)
- Что вы можете сказать о героях этой сказки?
- Кто вам понравился?
- Кого в этой сказке можно назвать коварными людьми?
(Учитель проводит беседу о важности и необходимости дружбы, уважения, любви между членами семьи.)
- Выполните фонетический разбор слов «ветер», «кораблик».
- Что вы можете сказать о написании гласного в первом слоге слова «кораблик»? (Его написание надо запомнить, а слово записать в словарик.)
- А теперь прочитаем стихотворение А.С. Пушкина на с. 71.
- Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу»?
(Учитель подробно объясняет, что значат выражения «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».)
- Найдите в стихотворении слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
- Кто запомнит больше слов со звуками [ф] и [ф’]? Послушайте текст.
Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты... фокстерьера! Фу! (Л. Яхнин)
- Запишите слова «фокусник», «факир», «фазан», «фиалка», «фрукты», разделив их на слоги.
- Поставьте в словах знак ударения.
- Отметьте точкой безударные гласные.
- Прочитайте слова, записанные печатными буквами в тренажёре на с. 93. Запишите их письменными буквами.
- Ниже запишите письменные буквы.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнение «Сердитая кошка».)
«Сердитая кошка». Глубоко вдохнуть носом и при сомкнутых губах выдохнуть через нос порциями, будто фыркая.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют задания 2, 3, 5, 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 108, 109.)
3. Работа над дикцией
(Дети выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 108.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Дети выполняют задание 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 108.)
— Прочитайте текст, записанный на доске.
Твой толковый словарик
Фазан — птица с красивым ярким оперением и длинным хвостом Фантазия — творческое воображение; мечта, выдумка; причуда, каприз Фармацевт — работник аптеки, приготавливающий лекарства. Финиш - заключительная, решающая часть спортивного состязания на скорость.
Фламинго — южная водяная птица с нежно-розовым оперением длинной шеей и длинными ногами.
Футбол — спортивная игра двух команд, стремящихся загнать мяч в ворота противника.
— А что означают слова «фенхель», «фольга», «форма», «фонтан»?
— Давайте посмотрим значения этих слов в «Словаре иностранных слов русского языка».
— С какими новыми словами вы познакомились?
— Значение каких слов вы раньше не знали?
— Прочитайте слова в столбиках на с. 71 учебника.
В русском языке много словарных слов, начинающихся с буквы ф или содержащих эту букву в середине или на конце слова, произношение которых расходится с написанием.
— Прочитайте записанные на доске слова. Попробуйте выделить среди них словарные.
Факел, фонарь, фантик, фонтан, фанера, конфета, картофель, фермер, фартук, фигура.
— Поставьте ударение и выделите безударные гласные. (Учитель раздаёт ученикам карточки, на которых записаны
фисташки |
фотография |
фантазия |
фамилия |
фуфайка |
фигура |
фальшь |
фиалка |
фабрика |
фаланга |
фанера |
флейта |
фикус |
фартук |
фантик |
фигура |
футбол |
фрукты |
фазан |
факел |
фасад |
ферма |
фермер |
физика |
филин |
фильмы |
фирма |
флаг |
флажок |
фургон |
фантазия |
форма |
— Прочитайте слова. Разделите их на слоги вертикальной чёрточкой.
— Прочитайте стихотворение «Весенняя гроза» на с. 109 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Как выглядит природа, когда собирается гроза?
— Каким становится небо?
— Почему автор стихотворения пишет, что гроза «с грохотом по городу пройдётся»? Что она имеет в виду? (Грохот грома.)
— А кто из вас наблюдал за небом, когда по нему плывут лёгкие облака?
— Как вы думаете, облака бесформенные или могут напоминать какие-либо предметы?
— Вот как об этом пишет Раиса Дерикот. Послушайте стихотворение.
Я не верил в это чудо,
А теперь увидел сам:
Шёл вагончик не по рельсам,
А скользил по небесам.
А по склону, как на лыжах,
Проплывала только тень,
Даже птицы пели ниже –
Был такой весёлый день.
Удивляться только впору,
Ведь куда ни повернусь —
Влево горы, вправо горы,
Там Бештау, там Эльбрус.
Это чудо видел сам:
Шёл вагон по небесам.
— Как вы думаете, что это за вагончик, который увидел в небе герой стихотворения? (Облако, имеющее форму вагона.) Если внимательно присмотреться, то в форме облака можно увидеть интересные предметы. Попробуйте понаблюдать за облаками.
VIII. Подведение итогов урока
- Понравился ли вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!