Конспект урока по математике, 2 класс. Прием вычислений вида 36-2, 36-20

Урок математики во 2 классе. Тема «Прием вычислений вида 36 — 2, 36 — 20»

Цели: познакомить с приемом вычислений вида 36 — 2, 36 — 20; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Три первых урока были математика, русский язык и чтение. Математика была не первым уроком, чтение — не первым и не третьим. Каков был порядок уроков? (Русский язык, чтение, математика)

(Решение можно записать в виде таблицы)

• Сын сапожника — плотник. Кем приходится сапожник плотнику? (Отцом)

• Брату 7 лет, а сестре — 5. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 10? (8)

(На наборном полотне карточки)

□□□ - □ = □9

— Какие карточки перевернуты? Составьте пример. (100 - 1 = 99)

2. Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика)

— Вставь пропущенные числа.

□ + 8 = 16                                 9 + □ = 18

17 - □ = 8                                  □ - 7 = 8

6 + □ = 14                                 □ + 9 = 17

11 - □ = 6                                  □ - 8 = 8

— Реши примеры.

20 + 64                 61 + 8                 45 + 2

7 + 32                   16 + 80

(Коллективная проверка. Учитель показывает пример. Если он решен правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — сидят тихо!)

3. Работа над задачами

— Решите задачи устно. Ответы покажите с помощью карточек. Расскажите, как решали.

• На спектакль пошли 12 мальчиков и 10 девочек. Сколько детей пошло на спектакль? (12 + 10 = 22)

• У фокусника было 12 красных платков и 8 синих. На сколько красных платков было больше, чем синих? (12 - 8 = 4)

• Мороженое купили 20 детей, 13 детей купили эскимо, а остальные — пломбир. Сколько детей купило пломбир? (20 - 13=7)

• В первом ряду сидели 18 человек, а во втором — на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду? (18 - 3 = 15)

• Бабушка испекла 10 пирожков с яблоками и 6 с капустой. За обедом съели 8 пирожков. Сколько пирожков осталось? (10 + 6 - 8 = 8)

4. Устный счет Игра «Кто быстрее?»

(На доске записаны примеры. Два ученика стоят у доски спиной к ней. Учитель вразброс показывает примеры, учащиеся, сидящие на местах, решают и говорят ответ. По команде учителя ученики, стоящие у доски, поворачиваются к примерам, находят пример с нужным ответом. Записывает ответ тот, кто первым нашел нужный пример. Побеждает тот, кто запишет больше ответов. Лучше использовать мелки разных цветов.)

56 - 6              40 + 4              80 + 3              40 + 20

63 – 60           51 - 1               30 + 3              45 - 5

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры)

□ - 10 = 30              7 - □ = 3              43 - 2 = □              43 - 20 = □

50 - □ = 20              □ - 5 = 3              56 - 3 = □              56 - 30 = □

70 - □ = 40              8 - □ = 2              87 - 5 = 0              87 - 50 = □

100 - □ = 70            7 - □ = 3              38 - 4 = □              38 - 40 = □

— Чем похожи примеры в первом столбике? (Из десятков вычитают десятки)

— Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.

— Чем похожи примеры во втором столбике? (Из единиц вычитают единицы.)

— Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.

— Чем похожи примеры в третьем и в четвертом столбиках? (В третьем столбике из двузначного числа вычитают однозначное. В четвертом столбике из двузначного числа вычитают двузначное.)

— Знаете ли вы, как выполнить вычитание в этих случаях?

— Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с вычислительным приемом

— Зарисуйте в тетради число 36 с помощью геометрических фигур. Десятки изобразите треугольниками, а единицы — точками.

Давайте вычтем из числа 36 число 2. Что такое 2? (2единицы) Что нужно сделать на рисунке, чтобы показать, что вы вычли 2? (Зачеркнуть 2 точки)

— Сколько единиц останется? (4)

— Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (34)

— Что скажете о количестве десятков? (Оно не изменилось) (Учитель делает запись на доске)

— Как мы выполняли вычитание? (Единицы вычитали из единиц)

— Зарисуйте число 36 еще раз.

— Теперь попробуем вычесть число 20. Что такое 20? (2 десятка)

— Какое действие вы выполните на рисунке? (Зачеркнем 2 треугольника)

— Сколько десятков осталось? (1)

— Что можете сказать о количестве единиц? (Оно не изменилось)

— Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (16)

— Запишите эту операцию с помощью чисел.

(Один ученик делает запись на доске)

— Как мы выполняли вычитание? (Десятки вычитали из десятков)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте правило на с. 59. Рассмотрите рисунки. Сделайте вывод: правильно ли мы рассуждали?

№ 1 (с. 59).

(Коллективное выполнение с проговариванием хором)

№4 (с. 59).

(Первый столбик выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Проверка по образцу на доске)

V. Физкультминутка

Стану я сейчас юлой —

На ноге крутнусь одной.

А теперь сменю я ножку

И на ней крутнусь немножко.

Покрутились. А сейчас

Я прошу садиться вас.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№2 (с. 59).

— Прочитайте задачу.

— Выполните краткую запись.

— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько мальчиков и сколько девочек занимается в кружке)

— Известно ли, сколько мальчиков занимается в кружке? (5)

— Известно ли, сколько девочек занимается в кружке? (Неизвестно. Известно, что девочек на 4 больше, чем мальчиков)

— Можем ли мы узнать, сколько девочек занимается? (Да)

— Запишите решение задачи по действиям с пояснениями. (Один ученик работает у доски. Проверка)

№3 (с. 59).

— Устно составьте задачи по кратким записям: вариант 1 — по краткой записи 1, вариант 2 — по краткой записи 2.

— Расскажите свою задачу соседу по парте. Предложите ему решить вашу задачу.

— Решение задачи запишите двумя способами: по действиям и одним выражением. Если затрудняетесь, нарисуйте схему.

Решение

Первый способ:

1) 5 + 3 = 8 (руб) - истратили;

2) 8 + 20 = 28 (руб).

Второй способ: 5 + 3 + 20 = 28 (руб).

Ответ: было 28 руб.

Решение

Первый способ:

1)5 + 10 = 15 (руб) - было;

2) 15 - 8 = 7 (р).

Второй способ: (5 + 10) - 8 = 7 (руб).

Ответ: осталось 7 руб.

— Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли решил задачу ваш товарищ.

— Оцените работу друг друга. Поставьте на полях знак!, если задача решена верно, знак +, если решение верное, но допущены ошибки в вычислениях, знак -, если задача решена неверно или не решена совсем.

№5 (с. 59).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором называют состав чисел)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 59). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам особенно понравилось?

— Что осталось непонятным?

Домашнее задание

Учебник: № 6, задание на полях (с. 59).

Похожие статьи:

Конспект урока по математике, 2 класс. Десяток. Счет десятками до 100. Школа России

Конспект урока по математике, 2 класс. Метр. Таблица мер длины. Школа России

Конспект урока по математике, 2 класс. Закрепление изученного. Решение задач. Школа России

Конспект урока математики во 2 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 100»

Конспект урока математики, 2 класс. Свойства сложения. Закрепление изученного

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!