Конспект урока по математике, 2 класс. Прием вычислений вида 36-2, 36-20
Урок математики во 2 классе. Тема «Прием вычислений вида 36 — 2, 36 — 20»
Цели: познакомить с приемом вычислений вида 36 — 2, 36 — 20; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Три первых урока были математика, русский язык и чтение. Математика была не первым уроком, чтение — не первым и не третьим. Каков был порядок уроков? (Русский язык, чтение, математика)
(Решение можно записать в виде таблицы)
• Сын сапожника — плотник. Кем приходится сапожник плотнику? (Отцом)
• Брату 7 лет, а сестре — 5. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 10? (8)
(На наборном полотне карточки)
□□□ - □ = □9
— Какие карточки перевернуты? Составьте пример. (100 - 1 = 99)
2. Индивидуальная работа
(У доски работают два ученика)
— Вставь пропущенные числа.
□ + 8 = 16 9 + □ = 18
17 - □ = 8 □ - 7 = 8
6 + □ = 14 □ + 9 = 17
11 - □ = 6 □ - 8 = 8
— Реши примеры.
20 + 64 61 + 8 45 + 2
7 + 32 16 + 80
(Коллективная проверка. Учитель показывает пример. Если он решен правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — сидят тихо!)
3. Работа над задачами
— Решите задачи устно. Ответы покажите с помощью карточек. Расскажите, как решали.
• На спектакль пошли 12 мальчиков и 10 девочек. Сколько детей пошло на спектакль? (12 + 10 = 22)
• У фокусника было 12 красных платков и 8 синих. На сколько красных платков было больше, чем синих? (12 - 8 = 4)
• Мороженое купили 20 детей, 13 детей купили эскимо, а остальные — пломбир. Сколько детей купило пломбир? (20 - 13=7)
• В первом ряду сидели 18 человек, а во втором — на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду? (18 - 3 = 15)
• Бабушка испекла 10 пирожков с яблоками и 6 с капустой. За обедом съели 8 пирожков. Сколько пирожков осталось? (10 + 6 - 8 = 8)
4. Устный счет Игра «Кто быстрее?»
(На доске записаны примеры. Два ученика стоят у доски спиной к ней. Учитель вразброс показывает примеры, учащиеся, сидящие на местах, решают и говорят ответ. По команде учителя ученики, стоящие у доски, поворачиваются к примерам, находят пример с нужным ответом. Записывает ответ тот, кто первым нашел нужный пример. Побеждает тот, кто запишет больше ответов. Лучше использовать мелки разных цветов.)
56 - 6 40 + 4 80 + 3 40 + 20
63 – 60 51 - 1 30 + 3 45 - 5
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры)
□ - 10 = 30 7 - □ = 3 43 - 2 = □ 43 - 20 = □
50 - □ = 20 □ - 5 = 3 56 - 3 = □ 56 - 30 = □
70 - □ = 40 8 - □ = 2 87 - 5 = 0 87 - 50 = □
100 - □ = 70 7 - □ = 3 38 - 4 = □ 38 - 40 = □
— Чем похожи примеры в первом столбике? (Из десятков вычитают десятки)
— Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.
— Чем похожи примеры во втором столбике? (Из единиц вычитают единицы.)
— Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.
— Чем похожи примеры в третьем и в четвертом столбиках? (В третьем столбике из двузначного числа вычитают однозначное. В четвертом столбике из двузначного числа вычитают двузначное.)
— Знаете ли вы, как выполнить вычитание в этих случаях?
— Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с вычислительным приемом
— Зарисуйте в тетради число 36 с помощью геометрических фигур. Десятки изобразите треугольниками, а единицы — точками.
Давайте вычтем из числа 36 число 2. Что такое 2? (2единицы) Что нужно сделать на рисунке, чтобы показать, что вы вычли 2? (Зачеркнуть 2 точки)
— Сколько единиц останется? (4)
— Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (34)
— Что скажете о количестве десятков? (Оно не изменилось) (Учитель делает запись на доске)
— Как мы выполняли вычитание? (Единицы вычитали из единиц)
— Зарисуйте число 36 еще раз.
— Теперь попробуем вычесть число 20. Что такое 20? (2 десятка)
— Какое действие вы выполните на рисунке? (Зачеркнем 2 треугольника)
— Сколько десятков осталось? (1)
— Что можете сказать о количестве единиц? (Оно не изменилось)
— Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (16)
— Запишите эту операцию с помощью чисел.
(Один ученик делает запись на доске)
— Как мы выполняли вычитание? (Десятки вычитали из десятков)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте правило на с. 59. Рассмотрите рисунки. Сделайте вывод: правильно ли мы рассуждали?
№ 1 (с. 59).
(Коллективное выполнение с проговариванием хором)
№4 (с. 59).
(Первый столбик выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Проверка по образцу на доске)
V. Физкультминутка
Стану я сейчас юлой —
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Выполните краткую запись.
— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько мальчиков и сколько девочек занимается в кружке)
— Известно ли, сколько мальчиков занимается в кружке? (5)
— Известно ли, сколько девочек занимается в кружке? (Неизвестно. Известно, что девочек на 4 больше, чем мальчиков)
— Можем ли мы узнать, сколько девочек занимается? (Да)
— Запишите решение задачи по действиям с пояснениями. (Один ученик работает у доски. Проверка)
№3 (с. 59).
— Устно составьте задачи по кратким записям: вариант 1 — по краткой записи 1, вариант 2 — по краткой записи 2.
— Расскажите свою задачу соседу по парте. Предложите ему решить вашу задачу.
— Решение задачи запишите двумя способами: по действиям и одним выражением. Если затрудняетесь, нарисуйте схему.
Решение
Первый способ:
1) 5 + 3 = 8 (руб) - истратили;
2) 8 + 20 = 28 (руб).
Второй способ: 5 + 3 + 20 = 28 (руб).
Ответ: было 28 руб.
Решение
Первый способ:
1)5 + 10 = 15 (руб) - было;
2) 15 - 8 = 7 (р).
Второй способ: (5 + 10) - 8 = 7 (руб).
Ответ: осталось 7 руб.
— Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли решил задачу ваш товарищ.
— Оцените работу друг друга. Поставьте на полях знак!, если задача решена верно, знак +, если решение верное, но допущены ошибки в вычислениях, знак -, если задача решена неверно или не решена совсем.
№5 (с. 59).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором называют состав чисел)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 59). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам особенно понравилось?
— Что осталось непонятным?
Домашнее задание
Учебник: № 6, задание на полях (с. 59).
Похожие статьи:
Конспект урока по математике, 2 класс. Десяток. Счет десятками до 100. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Метр. Таблица мер длины. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Закрепление изученного. Решение задач. Школа России
Конспект урока математики во 2 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 100»
Конспект урока математики, 2 класс. Свойства сложения. Закрепление изученного
Нет комментариев. Ваш будет первым!