Конспект урока по математике, 2 класс. Десяток. Счет десятками до 100. Школа России
Урок математики во 2 классе на тему «Десятки. Счет десятками до 100»
Цели: в ходе практических упражнений научить считать десятки как простые единицы; показать образование чисел, состоящих из десятков; познакомить с названиями этих чисел; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки как простые единицы; называть круглые числа; формулировать задачи урока; делать выводы; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Три ученика работают у доски — решают математические цепочки. Проверка с помощью «Светофора»)
2. Устный счет
Игра «Молчанка»
(У учителя карточки, на каждой из которых записаны три числа — первое слагаемое, второе слагаемое, сумма (в пределах 20). Одно из чисел закрыто. Учитель показывает карточку, учащиеся должны определить, какое число закрыто, и поднять соответствующую карточку. Например, учитель показывает карточку:
Учащиеся поднимают карточку с цифрой 8.
Можно предложить детям записать пропущенные числа в тетрадь, после чего открыть карточки, чтобы ученики проверили правильность своих ответов и оценили себя)
3. Логическая разминка
(На доске записаны числа)
2,7,5 3,1,5 6,3,3
1,4,4 4,8,4 6,6,3
1,0,1 3,4,5 3,2,1
— Найдется ли среди трех чисел такое число, которое равно сумме двух других чисел? (7 = 2 + 5, 1 = 0 + 1,8 = 4 + 4, 6 = 3 + 3, 3 = 2+ 1)
4. Задачи в стихах
Дарит бабушка лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!» (6)
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!» (14)
Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Зерен и ягод в нее положили.
Гости себя не заставили ждать.
Стали мы птиц на кормушке считать:
Три свиристеля, четыре синицы,
Два снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей! (10)
(Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 31))
III. Самоопределение к деятельности
(На доске выставлены два комплекта карточек с числами от 1 до 10 вразброс. Два ученика выходят к доске и расставляют карточки в правильном порядке. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее и не допустит ошибок. Коллективная проверка)
— Легко ли вам было считать? (Да, числа до 10 считать умеем уже хорошо)
— Сегодня к нам пришел Математик. Что это значит? (На уроке будет новый материал)
(Учитель выставляет на наборное полотно 10 картинок с ромашками и 10 картинок с колокольчиками)
— Математику нужно собрать букеты. Сосчитайте, сколько цветов на поляне. (20)
— В одном букете должно быть 5 ромашек или 5 колокольчиков. Помогите Математику составить букеты.
(Четыре ученика составляют букеты)
— Сколько получилось букетов? (4)
— Как вы узнали? (Посчитали)
Обратите внимание: считали вы, так же как и раньше, но не отдельные цветы — предметы, а букеты — группы предметов.
— Какие предметы обычно считают группами? (Ботинки, варежки, перчатки считают парами, яйца считают десятками)
— А если мы объединим два букета ромашек, сколько ромашек будет в этом букете? (10, или 1 десяток)
— А теперь объединим в один букет все колокольчики. Сколько колокольчиков стало в этом букете? (10, или 1 десяток)
— Сколько десятков цветов было на лугу? (2)
— Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться считать десятками)
— Откройте учебник на с. 6 и проверьте свои предположения.
IV. Работа по теме урока
(На доске лента цифр и запись)
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
1 дес. — десять — 10
2 дес. — два-дцать — 20
3 дес. — три-дцать — 30
4 дес. — сорок — 40
5 дес. — пять-десят — 50
6 дес. — шесть-десят — 60
7 дес. — семь-десят — 70
8 дес. — восемь-десят — 80
9 дес. — девяносто — 90
10 дес. — сто — 100
— Посмотрите, как образованы названия чисел, обозначающих десятки.
В названиях чисел 20 и 30 есть частичка «дцать», т. е. «десять». Значит, два десятка и три десятка. В названиях чисел 50, 60, 70, 80 тоже есть частица, которая обозначает «десяток».
— В названиях каких чисел нет такой частицы? (40, 90 и 100) (Учитель выкладывает счетные палочки)
— Разложите эти палочки в пучки по 10 штук.
(Несколько учеников раскладывают палочки. Затем учитель берет в руки несколько пучков)
— Сколько десятков у меня в руках? Сколько это палочек? (3 десятка — 30 палочек, 5 десятков — 50палочек и т. д.)
— Сделайте вывод. (Десятки считаем так же, как единицы) (Учитель берет в правую руку два пучка палочек)
— Сколько палочек у меня в правой руке? (20, или 2десятка) (Учитель берет в левую руку три пучка палочек)
— Сколько палочек у меня в левой руке? (30, или 3 десятка)
— Как узнать, сколько палочек в двух руках? (2 дес. + 3 дес. = 5дес. Или 20 + 30 = 50)
— Как складывали десятки? (Как однозначные числа)
— Сколько у‘меня в руке десятков? (5 десятков)
— Я положила на стол 4 десятка. Сколько десятков осталось? Как это записать? (5дес. — 4дес. = 1дес)
— Сколько это отдельных палочек? (10)
— Как вычитали десятки? (Как однозначные числа)
V. Физкультминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик...
Е. Гаитерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Минутка чистописания
— Решите задачу, и вы узнаете, какую цифру мы будем сегодня писать.
Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько их всех? (3)
(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 3)
— Кто прокомментирует написание цифры 3? (Примерный ответ. Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых правых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Первый элемент цифры 3 очень похож на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего)
— Пропишите цифру 3 на целую строчку.
2. Работа по учебнику
№1 (с. 6).
(Устное выполнение)
№2 (с. 6).
(Письменное выполнение с опорой на рисунок)
№З (с. 6).
— Прочитайте условие задачи. (У Васи было 3 десятка марок. Он подарил 10марок другу)
— Поставьте к задаче вопрос. (Сколько марок осталось у Васи?)
— Посмотрите на числовые данные. Что вы заметили? (Разные единицы измерения, задачу решать нельзя)
— Что нужно сделать, чтобы можно было решить задачу? (Перевести в одинаковые единицы)
— Как это можно сделать? (3 дес. = 30 или 10 = 1 дес)
— Составьте краткую запись и решите задачу.
(Слабоуспевающим учащимся можно дать готовую краткую запись)
Было — 3 дес. м.
Подарил — 1 дес. м.
Осталось — ?
(Проверка. Ученик, решивший задачу первым, записывает решение и ответ на доске с объяснением)
№4 (с. 6).
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 1, с. 4-5))
VII. Рефлексия
— Запишите число, в котором 3 десятка, 7 десятков.
— Запишите число пятьдесят, девяносто.
(Проверка по образцу на доске. Далее самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 6). Проверка в парах)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Легко ли вам было считать?
— Где это умение может пригодиться в жизни?
Домашнее задание
1. Тетрадь с печатной основой: № 12 (с. 7).
2. Составить восемь примеров на сложение и вычитание: вариант 1 — с ответом 15, вариант 2 — с ответом 14.
Похожие статьи:
Конспект урока по математике, 2 класс. Прием вычислений вида 36-2, 36-20
Конспект урока по математике, 2 класс. Закрепление изученного. Решение задач. Школа России
Конспект урока математики во 2 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 100»
Конспект урока математики, 2 класс. Свойства сложения. Закрепление изученного
Конспект урока по математике, 2 класс. Метр. Таблица мер длины. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!