Конспект урока по математике, 2 класс. Десяток. Счет десятками до 100. Школа России

Урок математики во 2 классе на тему «Десятки. Счет десятками до 100»

Цели: в ходе практических упражнений научить считать десятки как простые единицы; показать образование чисел, состоящих из десятков; познакомить с названиями этих чисел; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки как простые единицы; называть круглые числа; формулировать задачи урока; делать выводы; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(Три ученика работают у доски — решают математические цепочки. Проверка с помощью «Светофора»)

2. Устный счет

Игра «Молчанка»

(У учителя карточки, на каждой из которых записаны три числа — первое слагаемое, второе слагаемое, сумма (в пределах 20). Одно из чисел закрыто. Учитель показывает карточку, учащиеся должны определить, какое число закрыто, и поднять соответствующую карточку. Например, учитель показывает карточку:

Учащиеся поднимают карточку с цифрой 8.

Можно предложить детям записать пропущенные числа в тетрадь, после чего открыть карточки, чтобы ученики проверили правильность своих ответов и оценили себя)

3. Логическая разминка

(На доске записаны числа)

2,7,5                3,1,5               6,3,3

1,4,4                4,8,4               6,6,3

1,0,1                3,4,5               3,2,1

— Найдется ли среди трех чисел такое число, которое равно сумме двух других чисел? (7 = 2 + 5, 1 = 0 + 1,8 = 4 + 4, 6 = 3 + 3, 3 = 2+ 1)

4. Задачи в стихах

Дарит бабушка лисица

Трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!» (6)

 

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит.

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!» (14)

 

Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Зерен и ягод в нее положили.

Гости себя не заставили ждать.

Стали мы птиц на кормушке считать:

Три свиристеля, четыре синицы,

Два снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечайте скорей! (10)

(Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 31))

III. Самоопределение к деятельности

(На доске выставлены два комплекта карточек с числами от 1 до 10 вразброс. Два ученика выходят к доске и расставляют карточки в правильном порядке. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее и не допустит ошибок. Коллективная проверка)

— Легко ли вам было считать? (Да, числа до 10 считать умеем уже хорошо)

— Сегодня к нам пришел Математик. Что это значит? (На уроке будет новый материал)

(Учитель выставляет на наборное полотно 10 картинок с ромашками и 10 картинок с колокольчиками)

— Математику нужно собрать букеты. Сосчитайте, сколько цветов на поляне. (20)

— В одном букете должно быть 5 ромашек или 5 колокольчиков. Помогите Математику составить букеты.

(Четыре ученика составляют букеты)

— Сколько получилось букетов? (4)

— Как вы узнали? (Посчитали)

Обратите внимание: считали вы, так же как и раньше, но не отдельные цветы — предметы, а букеты — группы предметов.

— Какие предметы обычно считают группами? (Ботинки, варежки, перчатки считают парами, яйца считают десятками)

— А если мы объединим два букета ромашек, сколько ромашек будет в этом букете? (10, или 1 десяток)

— А теперь объединим в один букет все колокольчики. Сколько колокольчиков стало в этом букете? (10, или 1 десяток)

— Сколько десятков цветов было на лугу? (2)

— Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться считать десятками)

— Откройте учебник на с. 6 и проверьте свои предположения.

IV. Работа по теме урока

(На доске лента цифр и запись)

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

1 дес. — десять — 10

2 дес. — два-дцать — 20

3 дес. — три-дцать — 30

4 дес. — сорок — 40

5 дес. — пять-десят — 50

6 дес. — шесть-десят — 60

7 дес. — семь-десят — 70

8 дес. — восемь-десят — 80

9 дес. — девяносто — 90

10 дес. — сто — 100

— Посмотрите, как образованы названия чисел, обозначающих десятки.

В названиях чисел 20 и 30 есть частичка «дцать», т. е. «десять». Значит, два десятка и три десятка. В названиях чисел 50, 60, 70, 80 тоже есть частица, которая обозначает «десяток».

— В названиях каких чисел нет такой частицы? (40, 90 и 100) (Учитель выкладывает счетные палочки)

— Разложите эти палочки в пучки по 10 штук.

(Несколько учеников раскладывают палочки. Затем учитель берет в руки несколько пучков)

— Сколько десятков у меня в руках? Сколько это палочек? (3 десятка — 30 палочек, 5 десятков — 50палочек и т. д.)

— Сделайте вывод. (Десятки считаем так же, как единицы) (Учитель берет в правую руку два пучка палочек)

— Сколько палочек у меня в правой руке? (20, или 2десятка) (Учитель берет в левую руку три пучка палочек)

— Сколько палочек у меня в левой руке? (30, или 3 десятка)

— Как узнать, сколько палочек в двух руках? (2 дес. + 3 дес. = 5дес. Или 20 + 30 = 50)

— Как складывали десятки? (Как однозначные числа)

— Сколько у‘меня в руке десятков? (5 десятков)

— Я положила на стол 4 десятка. Сколько десятков осталось? Как это записать? (5дес. — 4дес. = 1дес)

— Сколько это отдельных палочек? (10)

— Как вычитали десятки? (Как однозначные числа)

V. Физкультминутка

Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся,

Головой кивнул три раза,

Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развел

И по жердочке пошел.

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик...

Е. Гаитерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Минутка чистописания

— Решите задачу, и вы узнаете, какую цифру мы будем сегодня писать.

Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько их всех? (3)

(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 3)

— Кто прокомментирует написание цифры 3? (Примерный ответ. Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых правых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Первый элемент цифры 3 очень похож на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего)

— Пропишите цифру 3 на целую строчку.

2. Работа по учебнику

№1 (с. 6).

(Устное выполнение)

№2 (с. 6).

(Письменное выполнение с опорой на рисунок)

№З (с. 6).

— Прочитайте условие задачи. (У Васи было 3 десятка марок. Он подарил 10марок другу)

— Поставьте к задаче вопрос. (Сколько марок осталось у Васи?)

— Посмотрите на числовые данные. Что вы заметили? (Разные единицы измерения, задачу решать нельзя)

— Что нужно сделать, чтобы можно было решить задачу? (Перевести в одинаковые единицы)

— Как это можно сделать? (3 дес. = 30 или 10 = 1 дес)

— Составьте краткую запись и решите задачу.

(Слабоуспевающим учащимся можно дать готовую краткую запись)

Было — 3 дес. м.

Подарил — 1 дес. м.

Осталось — ?

(Проверка. Ученик, решивший задачу первым, записывает решение и ответ на доске с объяснением)

№4 (с. 6).

(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 1, с. 4-5))

VII. Рефлексия

— Запишите число, в котором 3 десятка, 7 десятков.

— Запишите число пятьдесят, девяносто.

(Проверка по образцу на доске. Далее самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 6). Проверка в парах)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Легко ли вам было считать?

— Где это умение может пригодиться в жизни?

Домашнее задание

1. Тетрадь с печатной основой: № 12 (с. 7).

2. Составить восемь примеров на сложение и вычитание: вариант 1 — с ответом 15, вариант 2 — с ответом 14.

Похожие статьи:

Конспект урока по математике, 2 класс. Прием вычислений вида 36-2, 36-20

Конспект урока по математике, 2 класс. Закрепление изученного. Решение задач. Школа России

Конспект урока математики во 2 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 100»

Конспект урока математики, 2 класс. Свойства сложения. Закрепление изученного

Конспект урока по математике, 2 класс. Метр. Таблица мер длины. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!