Игровой классный час в 1 классе на тему: Дружба
Разработка классного часа для 1 класса
«Про Ерему и Фому, или Сказка наяву» (Игровой практикум в 1-2-х классах)
Цели и задачи:
• знакомство ребят с общими правилами этикета и этическими нормами поведения;
• привитие правил хорошего тона и основ дружбы в классном коллективе.
Предварительная работа. Учителю необходимо заранее подготовить двух мальчиков (желательно учеников 4— 5-х классов), которые сыграют роли Еремы и Фомы. Желательно подобрать аудиозаписи песен и стихов о дружбе, сделать подборку красочных книг о дружбе.
Описание классного часа
Учитель: Добрый день, ребята! Вы уже взрослые и понимаете, что в большинстве учебных заведений нашей страны на приветствие учителя ребята отвечают молча, но стоя. Это означает, что один из законов школьной жизни требует от учеников при входе учителя в класс замолчать и дружно приподняться со своих мест.
Почему я вам это напомнила? Потому что сегодня мы отправимся в необычное путешествие по сказочной стране Дружбляндии. В этой стране живут очень дружные ребята, которые всегда готовы прийти на помощь друг другу, никогда друг друга не обзывают, а обращаются только по именам, которые все дела делают сообща и вместе и никогда не ищут выгоду для себя, а думают о ближних. Вот такая замечательная страна. Но, что это? Прислушайтесь, кто-то стучится в дверь.
Входят Фома и Ерема.
Фома и Ерема (вместе): Можно войти?
Учитель: Пожалуйста, входите. Проходите вот сюда и объясните нам, кто вы такие и зачем пожаловали к нам в гости?
Ерема:
Я — Ерема, он — Фома,
Одинаковы с лица.
Фома:
Только он все понимает,
Знает много, не страдает.
Ну мне все не понять:
Где ж друзей мне подыскать?
Ерема:
Мы пришли издалека,
Не случайно к вам сюда.
Приглашаем всех ребят
К нам в Дружбляндию попасть.
Фома:
В нашей маленькой стране
Дети дружные везде.
Только я не понимаю,
Где друзей приобретают?
Учитель: Ребята, а не похож ли наш гость Фома на героя одного стихотворения Сергея Михалкова? Послушайте внимательно. Зачитывает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Фома»:
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.
Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому —
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.
На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
«Наденьте калоши», —
Ему говорят.
«Неправда, —
Не верит Фома, —
Это ложь...»
И прямо по лужам
Идет без калош.
Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
«Наступила зима».
В трусах
На прогулку выходит Фома.
Идет в зоопарке
С экскурсией он.
«Смотрите, — ему говорят, —
Это слон».
И снова не верит Фома:
«Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож».
(Рассуждения ребят)
Учитель: Ребята, почему у героя стихотворения С. Михалкова не было друзе? (Рассуждения ребят)
Учитель (обращаясь к гостям): Уважаемые гости, вы нас извините, уж слишком знакомы нам ваши имена. Но вы вовремя пришли к нам. Даже здорово, что вы приглашаете нас в свою страну. Мы только об этом сейчас и говорили. А во время этого мысленного путешествия по вашей сказочной стране Дружбляндии мы с ребятами постараемся тебе, Фома, объяснить, что такое дружба, как можно приобрести себе друга и почему в жизни любого человека истинные друзья играют одну из главных ролей.
Ну что, все готовы в путешествие? Тогда:
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть.
Дружным классом стать хотим
И в Дружбляндию летим!
(Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Ша- инского) изм/ф «Крошка Енот»):
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Ребята, о чем слова этой песенки? (Рассуждения учеников) Да, действительно о дружбе, улыбке, приветливом отношении друг к другу.
Ерема (обращаясь к Фоме): Вот видишь, Фома, ребята тебе подсказывают: чтобы завести себе друга, нужно самому быть приветливым, общительным, добрым, к ребятам обращаться с улыбкой. Значит, первый закон настоящей дружбы — приветливое отношение к окружающим тебя людям.
Фома: Ага, ты, как всегда, все знаешь. А как можно этого достичь в реальной жизни? Что-то я сомневаюсь, что все ко мне будут обращаться с улыбкой, если я — Фома неверующий.
Учитель: Ребята, докажите Фоме, что и в реальной жизни можно через добрые дела, улыбку и приветливость обрести настоящего друга. (Рассуждения учеников, которые приводят примеры влияния добрых дел на укрепление дружбы)
(Звучит песенка «Чунга-чанга» (сл. Ю. Энтина) из м/ф «Катерок»):
Чунга-чанга! Синий небосвод!
Чунга-чанга! Лето — круглый год!
Чунга-чанга! Весело живем!
Чунга-чанга! Песенку поем!
Чудо-остров, чудо-остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга-чанга!
Наше счастье постоянно —
Жуй кокосы, ешь бананы!
Жуй кокосы, ешь бананы!
Чунга-чанга!
Фома: Понял! Понял! Счастье — это когда ничего не делаешь, только «жуй кокосы, ешь бананы», а друг сам к тебе придет, когда тебе будет нужно!
Ерема: Опять ты все перепутал. Эта веселая песенка о дружбе. Только вместе с друзьями ты можешь весело отдохнуть. Самому всегда скучно и грустно. Но друг сам к тебе не придет, если ты не пригласишь его или не сделаешь другу приятный сюрприз или не поможешь в трудную минуту.
Учитель: Ребята, а вы согласны с мнением Еремы? Или вы думаете, как Фома? (Рассуждения учеников)
(Звучит песенка «Учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского):
Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Фома: Ну, а это тут причем? Что и в Дружбляндии тоже в школах учатся?
Ерема: Послушай, Фома! В любой сказке разных народов всегда есть намек на то, что детям нужно учиться. А почему бы и в нашей Дружбляндии ребятам не ходить в школу?
Учитель: Молодец, Ерема! В любой стране самые прекрасные годы своей жизни человек проводит в учебном заведении. Значит, и ребята всех стран мира отправляются в свои учебные заведения и почти половину дня проводят в коллективе своих ровесников. Вот где, Фома, и надо искать друзей! Именно здесь ты можешь найти настоящего друга, если всегда будешь помнить, что ты в классе не один. Да, действительно, в классе много ребят, каждый из них по- своему интересен, у каждого свой характер, каждый индивидуально воспринимает учебный материал. Задача ребят — прощать мелкие недостатки своих одноклассников, прислушиваться к мнению большинства, бороться с проявлением вредных привычек одноклассников. Но все они живут одной жизнью. В школьном (лицейном) коллективе именно класс — твоя вторая семья. А в семье нужно жить дружно! В каждой семье есть старшие, в классе — это учителя. Их надо слушать, исполнять их поручения. Ведь в семье папа и мама никогда не пожелают своему ребенку плохого! Так и в классном коллективе — учитель никогда не пожелает вам плохого.
Фома: Вот теперь понял: второй закон дружбы — взаимопонимание, взаимовыручка, взаимоуважение, умение прощать незначительные недостатки своих одноклассников, стремление всегда и во всем помочь другу-однокласснику!
Учитель: Ребята, правильно ли понял второй закон дружбы Фома? Именно этому учат в школе? Что еще вы посоветуете Фоме для приобретения настоящего друга в классном коллективе сказочной страны Дружбляндии?
(Звучит песенка Фунтика (муз. В. Львовского) из мультсериала «Приключения поросенка Фунтика»):
Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
Ерема: Ну что, ребята, сами объясните, почему прозвучала именно эта песенка? Как бы вы сформулировали третий закон дружбы? (Рассуждения учеников)
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно поняли: для дружбы важны бескорыстие и взаимопомощь, доброта и взаимовыручка. Третий закон дружбы можно условно сформулировать следующим образом: умение поделиться с другом последним куском хлеба в трудную минуту, никогда не предать друга и не подвести его, быть добрым к окружающим тебя одноклассникам.
Фома: Понял! Это как в песенке кота Леопольда?
(Звучит песенка «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева) из м/ф «День рождения Леопольда»):
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал...
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно...
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот — скучно!
Учитель: Наконец ты, Фома, правильно усвоил основные правила дружбы. Теперь, я думаю, тебе будет легче найти настоящего друга. Но запомни еще одно важное правило, которое перекликается в русских народных пословицах и поговорках: «Дружбой нужно дорожить!», «Старый друг лучше новых двух».
Ребята, подскажите Фоме еще народные пословицы и поговорки о дружбе, добре и хороших взаимоотношениях. (Рассуждения учеников)
Фома: Ребята, я так рад, что своих первых друзей я нашел именно в вашем классе! Мне так хочется сделать вам что-нибудь приятное. Давайте вместе поиграем!
Учитель предлагает ребятам поиграть вместе с Еремой и Фомой в подвижные игры, например, в игру «Кто быстрее». Ученики класса поднимаются и поднимают руки. Первому ученику каждого варианта учитель дает какой-либо предмет — книгу, шар, мяч и т. д. По сигналу учителя ребята должны, не поворачиваясь, передать предмет стоящему позади ученику, тот в свою очередь передает следующему. Последний ученик должен прикоснуться предметом к стене класса и вновь отправить его таким же образом вперед. Выигрывает команда ребят, которая первая передала предмет учителю.
Учитель: Даже эта простая игра доказывает, что только истинная дружба в классе и взаимопонимание может привести к успеху в любом деле.
Ерема:
Вот теперь, Фома, ты понял,
Как найти себе друзей?
Главное теперь усвоил,
Что с друзьями веселей?
Фома:
Да, теперь и мне понятно,
Что без друга я никто.
И с друзьями жить приятней,
Где все вместе за одно!
Учитель: Нам с ребятами очень приятно, что мы помогли тебе, Фома, разобраться, что такое дружба и почему необходимо дорожить дружбой. Но пора возвращаться в класс.
(Звучит песенка «Мы едем, едем, едем» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского):
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется о том, как мы живем!
Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, петьку-забияку,
Обезьяну, попугая, вот компания какая!
Вот компания какая!
По окончании классного часа учитель может предложить ребятам вспомнить известные сказки, рассказы или мультфильмы о дружбе и взаимовыручке. После рассуждений учеников учитель должен сделать вывод о том, что такое дружба, как можно завести себе друга, почему именно дружба в классе помогает в учебе, почему нужно ценить и беречь дружбу.
Похожие статьи:
Классный час «Управляй собой», 1 класс
Классный час о профессиях, 1 класс
Классный час «Любимая игрушка», 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!