Занятие на тему «Календарь». Старшая группа

Конспект занятия – беседы для старших дошкольников. Тема: «Календарь»

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о календарях.

Название календарь происходит от латинского слова «календариум», что означает «долговая книга». В Древнем Риме в эту книгу записывали имена людей, которые занимали деньги, а возвращать долги они должны были в первые дни месяца — «календы».

Календари бывают разными: отрывными, настольными, настенными.

♦ Помните ли вы, как выглядит отрывной календарь?

Под яркой нарядной обложкой находится столько листочков, сколько дней в году.

♦ Сколько же листочков в отрывном календаре?

Правильно! 365, а в високосные годы — 366 листочков, на каждом из которых обязательно указаны год, месяц, название дня недели и число.

Например:

2003

Февраль

Пятница

21

Праздничные и воскресные дни обычно выделяются красным цветом.

Кроме того, в отрывном календаре указываются время восхода и захода солнца и луны, долгота дня.

На оборотной стороне листочка обычно располагается небольшой текст.

По названию календаря можно узнать, кому он предназначен, например: «Календарь садовода», «Календарь школьника», «Медицинский календарь» и т.п.

Есть отрывные календари, посвященные одному из знаменитых людей или какому-то важному событию в жизни страны.

Например, в 1999 г. к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина вышел календарь, в котором были собраны стихи великого поэта, воспоминания его современников, портреты его родных и друзей.

♦ Как вы думаете, зачем нужен календарь?

Правильно! Чтобы не забыть, какое сегодня число, какой день недели.

Помните Робинзона Крузо, оказавшегося на необитаемом острове? Чтобы не потерять счет времени, он делал зарубки на стволе дерева.

♦ Как вы думаете, почему один из видов календаря называется отрывным?

Потому что мы каждый день отрываем по одному листочку, и календарь становится все тоньше и тоньше.

Можно сказать, что человек живет в сегодняшнем дне, между вчерашним и завтрашним. Но вчерашний день уже миновал, а завтрашний еще не наступил.

Каждый листок календаря словно скрывает наше будущее.

Послушайте стихотворение «Календарь на Новый год».

Календарь на Новый год!

Не оторваны страницы.

Притаилось время, ждет

У дверей своей темницы.

 

Каждый лист календаря

Наше будущее прячет,

Ждем прихода января,

Верим — встретимся с удачей.

 

Год мелькнет, как будто тень,

За страницею страница.

И любой ушедший день

Никогда не повторится!

Действительно, любой прожитый день с его событиями, радостями и печалями уже никогда не повторится!

Если мы перелистаем календарь, то узнаем, сколько дней в каждом месяце. В январе 31 день, в феврале — 28, в марте — 31, в апреле — 30, в мае — 31, в июне — 30, в июле и августе — 31 и т.д.

Меньше всего дней в феврале. Но бывают годы, когда в феврале насчитывается не 28 дней, а на один день больше — 29.

♦ Помните ли вы, как называются такие годы?

Правильно, високосные. Они наступают раз в четыре года.

Число дней, входящих в месяц, можно определить и старинным народным способом. Сожмите кисть левой руки в кулачок. Представьте, что косточка указательного пальца соответствует январю, в котором 31 день, впадинка между косточками указательного и среднего пальцев — февралю, в нем 28 (29) дней. Косточка среднего пальца — март, в нем 31 день и т.д. Месяцы, выпадающие на косточки, содержат 31 день, а месяцы, выпадающие на впадинки, — 30 дней.

А о народном календаре вы слышали? Его называют месяцесловом. В таком календаре собраны народные пословицы, поговорки и приметы, связанные с земледельческими работами крестьян. Вот что написано в месяцеслове о первом дне Нового года.

♦ Если первый день веселый и счастливый, то и год будет таким.

♦ Каков первый день января, таков и первый день лета.

♦ Если на Новый год ясно — то год прекрасный.

♦ Если на Новый год тепло — хорошо уродится рожь.

♦ Сильный ветер на Новый год обещает урожай орехов.

♦ Если на Новый год небо звездное — к урожаю хлебов.

Народный календарь называется еще природным или земледельческим. Этот календарь считается самым древним. Он складывался постепенно, в течение многих столетий, устно передаваясь из поколения в поколение.

Наши предки очень внимательно наблюдали за изменениями в природе, подмечая все, что касалось погоды. Ведь от этого зависела их жизнь! Приметы им подсказывали, когда «сеять, когда жать, когда скирды метать».

Итог беседы. Вопросы и задания для закрепления

1. Какие виды календарей вы знаете?

2. Расскажите об отрывном календаре.

3. Чем отличаются високосные годы?

4. Как можно определить число дней, входящих в месяц, без календаря?

5. Расскажите о народном календаре.

Похожие статьи:

Занятие «Для чего человеку нос» в старшей группе. Конспект

Конспект занятия в старшей группе. Что из чего сделано?

Конспект занятия в старшей группе. Ветер

Музыкальное занятие в старшей группе детского сада

Конспект занятия в старшей группе. Строим дом

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!