Конспект занятия в старшей группе. Ветер

Занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Ветры-листодеры»

Задачи:

- Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам.

- Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни.

- Развивать воображение, мышление.

- Активизировать речь.

Ход занятия

Художественное слово

Осыпаются сливы в саду,

Угощение знатное осам...

Желтый лист искупался в пруду

И приветствует раннюю осень.

Он представил себя кораблем,

Ветром странствий его раскачало.

Вот и мы вслед за ним поплывем

К неизведанным в жизни причалам.

И ведь знаем уже наизусть:

Через год будет новое лето.

Отчего же вселенская грусть

В каждой строчке в стихах у поэтов?

Оттого ль, что следы на росе

Смоют ливни и выстудят зимы?

Оттого ль, что мгновения все

Мимолетны и неповторимы?

Автор: Л. Кузнецова

* * *

Осенний ветер

Осыпайтесь, листья,

Позабыв о лете.

На коне рысистом

Мчит осенний ветер.

Из-за синя моря,

Издалека скачет

О родном просторе

Стосковался, значит.

В тонкие лозины,

Как в свирели, свищет,

Возвратясь с чужбины,

Словно что-то ищет.

Прискакал в деревню.

Там, покой нарушив,

Посшибал с деревьев

Яблоки да груши.

Засвистит да гикнет,

Звякнет звонкой сбруей,

Льются с веток гибких Золотые струи.

(А. Босев, перевод И. Токмаковой)

Воспитатель. О чем это стихотворение? Какое настроение передала поэтесса нам с вами?

Что делал ветер? Ветер гнал желтый лист по воде, как корабль. А что еще может делать ветер? Как можно назвать ветер, который любит пошалить? (Ответы детей.)

А еще? Да, его можно назвать озорником, шалуном, непоседой, проказником. А еще можно сказать, что он непоседа, баловник.

Что еще любит кружить ветер, кроме листвы? (Головные уборы, воздушные шарики, газеты, шарфики.) Ветер любит с ребятишками запускать воздушных змеев.

Послушайте, как точно писатель Виталий Бианки подметил про осень: «Октябрь — листопад, грязник, зазимник. Ветры-листодеры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Покончив с первым своим делом — раздеванием леса, — осень принимается за второе: студит и студит воду. Все чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, — вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались на ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки».

Ветер умеет не только играть и проказничать. Он еще и отличный работник. Ветер крутит ветряные мельницы, молотит муку и помогает людям вырабатывать электричество. Без ветра не уплыть легким парусникам. Ветер помогает хозяйкам сушить белье. Без ветра не вырастут многие растения, ведь это ветер рассаживает целые леса и луга. Вот какой он, ветер!

А хотите сами сделать ветер? Для этого нам понадобятся мисочки с водой.

Опытно-экспериментальная работа

Опыт «Волны»

Приготовьте на столе мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке — свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети — это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Звуковая культура речи

Послушайте внимательно и скажите, где спряталась ошибка.

КАБИНА красная созрела,

На веточку синичка села.

(Правильное слово — «калина».)

Подвижная игра «Ищем клад»

Цель игры. Научиться ориентироваться в пространстве с помощью плана. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Тренировать скорость реакции.

Сначала вместе с детьми нарисуйте план участка, на котором будет проходить прогулка. Объясните детям все подробно: вместо стола, скамеек, веранды будут похожие на них фигуры. Проверьте с детьми, не забыли ли что-нибудь. «Горка есть? А лесенка-радуга? А качели? Какой фигурой мы их изобразим? (Обязательно разъясните детям, что это вид участка сверху. Если группа детей большая, то целесообразно сделать 2—3 копии плана и разделиться на подгруппы.)

А теперь — самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, и кто-нибудь из взрослых прячет «клад» на территории, обозначенной на плане. Поставьте на плане яркий крестик и предложите детям найти спрятанные «сокровища». Если кто-то из детей затрудняется, поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится.

Подвижная игра «Запускаем воздушного змея»

Предложите детям запустить воздушного змея.

Над землею змей мой кружит,

С птицами он в небе дружит,

Хвост трепещет на ветру,

И смешит он детвору.

Похожие статьи:

Занятие на тему «Календарь». Старшая группа

Конспект занятия в старшей группе. Строим дом

Занятие «Для чего человеку нос» в старшей группе. Конспект

Конспект занятия в старшей группе. Что из чего сделано?

Музыкальное занятие в старшей группе детского сада

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!