Конспект занятия в старшей группе. Ветер
Занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Ветры-листодеры»
Задачи:
- Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам.
- Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни.
- Развивать воображение, мышление.
- Активизировать речь.
Ход занятия
Художественное слово
Осыпаются сливы в саду,
Угощение знатное осам...
Желтый лист искупался в пруду
И приветствует раннюю осень.
Он представил себя кораблем,
Ветром странствий его раскачало.
Вот и мы вслед за ним поплывем
К неизведанным в жизни причалам.
И ведь знаем уже наизусть:
Через год будет новое лето.
Отчего же вселенская грусть
В каждой строчке в стихах у поэтов?
Оттого ль, что следы на росе
Смоют ливни и выстудят зимы?
Оттого ль, что мгновения все
Мимолетны и неповторимы?
Автор: Л. Кузнецова
* * *
Осенний ветер
Осыпайтесь, листья,
Позабыв о лете.
На коне рысистом
Мчит осенний ветер.
Из-за синя моря,
Издалека скачет
О родном просторе
Стосковался, значит.
В тонкие лозины,
Как в свирели, свищет,
Возвратясь с чужбины,
Словно что-то ищет.
Прискакал в деревню.
Там, покой нарушив,
Посшибал с деревьев
Яблоки да груши.
Засвистит да гикнет,
Звякнет звонкой сбруей,
Льются с веток гибких Золотые струи.
(А. Босев, перевод И. Токмаковой)
Воспитатель. О чем это стихотворение? Какое настроение передала поэтесса нам с вами?
Что делал ветер? Ветер гнал желтый лист по воде, как корабль. А что еще может делать ветер? Как можно назвать ветер, который любит пошалить? (Ответы детей.)
А еще? Да, его можно назвать озорником, шалуном, непоседой, проказником. А еще можно сказать, что он непоседа, баловник.
Что еще любит кружить ветер, кроме листвы? (Головные уборы, воздушные шарики, газеты, шарфики.) Ветер любит с ребятишками запускать воздушных змеев.
Послушайте, как точно писатель Виталий Бианки подметил про осень: «Октябрь — листопад, грязник, зазимник. Ветры-листодеры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Покончив с первым своим делом — раздеванием леса, — осень принимается за второе: студит и студит воду. Все чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, — вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались на ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки».
Ветер умеет не только играть и проказничать. Он еще и отличный работник. Ветер крутит ветряные мельницы, молотит муку и помогает людям вырабатывать электричество. Без ветра не уплыть легким парусникам. Ветер помогает хозяйкам сушить белье. Без ветра не вырастут многие растения, ведь это ветер рассаживает целые леса и луга. Вот какой он, ветер!
А хотите сами сделать ветер? Для этого нам понадобятся мисочки с водой.
Опытно-экспериментальная работа
Опыт «Волны»
Приготовьте на столе мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке — свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети — это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Звуковая культура речи
Послушайте внимательно и скажите, где спряталась ошибка.
КАБИНА красная созрела,
На веточку синичка села.
(Правильное слово — «калина».)
Подвижная игра «Ищем клад»
Цель игры. Научиться ориентироваться в пространстве с помощью плана. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Тренировать скорость реакции.
Сначала вместе с детьми нарисуйте план участка, на котором будет проходить прогулка. Объясните детям все подробно: вместо стола, скамеек, веранды будут похожие на них фигуры. Проверьте с детьми, не забыли ли что-нибудь. «Горка есть? А лесенка-радуга? А качели? Какой фигурой мы их изобразим? (Обязательно разъясните детям, что это вид участка сверху. Если группа детей большая, то целесообразно сделать 2—3 копии плана и разделиться на подгруппы.)
А теперь — самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, и кто-нибудь из взрослых прячет «клад» на территории, обозначенной на плане. Поставьте на плане яркий крестик и предложите детям найти спрятанные «сокровища». Если кто-то из детей затрудняется, поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится.
Подвижная игра «Запускаем воздушного змея»
Предложите детям запустить воздушного змея.
Над землею змей мой кружит,
С птицами он в небе дружит,
Хвост трепещет на ветру,
И смешит он детвору.
Похожие статьи:
Занятие на тему «Календарь». Старшая группа
Конспект занятия в старшей группе. Строим дом
Занятие «Для чего человеку нос» в старшей группе. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!