Внеклассное мероприятие ко Дню науки в школе

Тематическое занятие в школе, посвященное Дню науки. Сценарий «Дмитрий Иванович Менделеев. Секреты гениальности»

Основной задачей подобных занятий является ознакомление с жизнью и деятельностью ученых, с тем, что способствовало развитию их способностей и помогло им стать выдающимися; какие качества и черты характера помогли юношам прийти к своей заветной цели, преодолеть жизненные трудности.

На примере выдающихся людей ребята должны понять: чтобы добиться желаемого, мало одного таланта, врожденных способностей. Необходимы сильная воля, целеустремленность, жажда познания, умение преодолевать трудности и большое трудолюбие.

Как правило, День науки является общешкольным мероприятием, которое проводится 11 ноября. Именно с этого дня ежегодно, в течение недели, по призыву специального политического комитета 43-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, во всем мире проводится Международная неделя науки и мира.

8 февраля отмечается День российской науки (установлен Указом Президента РФ в 1999 году - в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук).

День науки отмечается и в третье воскресенье апреля. В этот день учащихся 5-11 классов вместо привычных занятий ожидают классные часы, беседы, тематические занятия и др. мероприятия, посвященные теме науки.

К дню проведения мероприятия можно подготовить силами учащихся своеобразный калейдоскоп научных достижений и открытий XXI века; провести конкурс на лучший реферат или проект, «защитить диссертацию» по какому-либо самостоятельно выбранному вопросу.

Естественно, работы учащихся не должны остаться без внимания. Необходимо создать условия, стимулирующие стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета и самообразованию. Лучшие работы ребят могут быть представлены на общешкольной выставке, посвященной Дню науки, их можно отметить дипломами, билетами на городскую выставку научных достижений, научной энциклопедией и т. п.

Ход мероприятия

На доске выписаны строки, принадлежите Александру Блоку. Блок писал о Менделееве: «Он давно ВСЕ знает ...во все проник. Не скрывается от него ничего. Его знание самое важное. Оно происходит от гениальности... Он все и давно знает... даже не видя и не слыша. Это все познание ...».

Учитель. Знаете ли вы о том, почему именно 8 февраля провозглашено Днем российской науки? (Заранее, за несколько дней до проведения тематического занятия, целесообразно дать учащимся перечень тех вопросов, которые будут затрагиваться в ходе беседы, а также литературные источники, из которых они бы могли получить нужную информацию. Необходимо, чтобы ребята подготовились к занятию, самостоятельно обдумали и проработали вопросы, смогли не только поддержать беседу, но и высказать свою точку зрения, выразить свое мнение и т. п.)

Предполагаемый ответ учащихся: Эта дата знаменательна для России тем, что в этот день родился великий русский ученый - Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.). А еще раньше - в 1724 г. - Петр I издал Указ об учреждении Российской Академии наук.

В ознаменование этих памятных дат и было принято российским правительством решение считать 8 февраля Днем российской науки.

Далее учитель знакомит ребят с детскими и юношескими годами жизни будущего ученого. В ходе беседы затрагиваются такие вопросы, как:

1. Какие факторы повлияли на становление личности Дмитрия Менделеева - семья, социальное происхождение, школа, институт или стечение обстоятельств?

2. Какими отличительными чертами характера был наделен мальчик?

3. Какие напутственные слова матери станут для Менделеева девизом всей его последующей жизни?

4. В чем заключается секрет гениальности Д. И. Менделеева?

На классной доске прикреплен портрет ученого в увеличенном виде, рядом запись: «Дмитрий Иванович Менделеев, 1834-1907 гг. - физик, химик, математик, зоолог, ботаник, минеролог и метеоролог. Автор периодической системы химических элементов, изобретатель бездымного пороха, автор ряда открытий и проектов в различных отраслях производства и науки».

Учитель рассказывает о детских и юношеских годах жизни будущего ученого.

Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в городе Тобольске (в те времена главном городе Сибири), в семье бывшего учителя гимназии. Отец его рано ушел в отставку из-за потери зрения, и семья жила на небольшую пенсию. Митя был последним - семнадцатым — ребенком в семье, и потому самым любимым и оберегаемым.

Мать, Мария Дмитриевна, оказала большое влияние на воспитание и раннее становление мальчика. Она была женщиной далеко не заурядной: сама выучилась грамоте, много читала и старалась привить своим детям любовь и уважение к книге. Мария Дмитриевна собрала большую библиотеку и не рассталась с ней даже в тяжелые и трудные для семьи времена. Она говорила, что находит в чтении радость и утешение.

Раннее свое детство Митя провел с матерью на стекольном заводе неподалеку от Тобольска. Живя на заводе, мальчик с интересом наблюдал за всеми технологическими процессами изготовления стекла. Детские наблюдения в дальнейшем помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействий в производственных процессах.

По своей природе Митя был наблюдательным и любознательным ребенком. Он жадно наблюдал за превращением головастика в лягушку в близлежащем водоеме, за появлением нового цветка, за заготовкой сена для заводских лошадей и коров, за пахотой и сбором урожая. Из рассказов матери он узнавал, например, о том, что можно повысить урожайность при помощи удобрений. В дальнейшем, в более зрелые годы, провел ряд исследований с целью улучшения почв российских земель. Одно из своих открытий («Исследование водных растворов по удельному весу», 1887 год) Дмитрий Иванович посвятил памяти своей матери.

В долгие зимние вечера Мария Дмитриевна много читала своим детям, а вскоре и сам мальчик пристрастился к чтению. Он обладал хорошей памятью и наблюдательностью; знания, полученные в детстве, помогли Дмитрию в дальнейшем. Часто бегая с деревенскими мальчишками в лес по ягоды и грибы, он досконально изучил и полюбил природу северного края. Маленький Митя был не по годам развитым ребенком, в свои неполные пять лет он уже мог писать и читать. И поэтому, когда пришло время учить его старшего брата, Мария Дмитриевна, не задумываясь, отдает вместе со старшим сыном и младшего.

В те времена Тобольск был местом ссылки передовой высокообразованной интеллигенции, в том числе декабристов. Многие из ссыльных были частыми гостями в семье Менделеевых. Именно от них мальчик узнал о тяжелой жизни простых русских людей. Слушая разговоры и научно-философские споры, Митя не понимал, как столь культурные и образованные люди, с болью в сердце переживавшие за судьбу своего народа, могли оказаться «преступниками».

Повезло Дмитрию и с учителями. Среди учителей гимназии, в которой он учился, был известный всем нам писатель, автор сказки «Конек-горбунок», Павел Петрович Ершов. Он знакомил своих подопечных с творчеством передовых писателей и мыслителей, таких, например, как Ломоносов, сочинял пьесы для гимназического театра и сам занимался их постановкой.

Учителя истории, физики, рисования и черчения также оказали большое влияние на развитие мальчика. Митя продолжает много читать, берет книги в гимназической библиотеке. Что-то давали и ссыльные. Благодаря общению с ними он основательно изучает иностранные языки.

В гимназические годы Митя не блистал высокими оценками, учился посредственно. Он еще не вступил в ту стадию своего развития, когда количество накопленных знаний переходит в новое качество: быстро проникать в суть незнакомой ранее темы.

После окончания гимназии (1849 год) по желанию отца Дмитрий едет поступать в Московский университет. Мария Дмитриевна продает все свое имущество в Тобольске и едет вместе с сыном в Москву. Там они поселяются у богатых родственников - у дяди по матери Василия Дмитриевича Корнильева, частыми гостями которого были П. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский и другие известные писатели и общественные деятели.

Целый год Мария Дмитриевна пыталась добиться разрешения для сына на поступление в университет, но безрезультатно. Дело в том, что Дмитрий окончил курс в гимназии Казанского учебного округа и мог поступить лишь в Казанский университет. Менделеевы переезжают в Петербург, но по той же причине им отказывают и в Петербургском университете. Деньги подходили к концу, Дмитрий уже не мог рассчитывать на материальную поддержку своей семьи. Он подает прошение в Главный Петербургский педагогический институт, где обучался и его отец. Но и здесь юношу ждало разочарование. Набор должен был осуществляться только через год. После хлопот он наконец получает право на поступление, но с условием, что через полгода снова пройдет первый курс.

Институт готовил учителей для средней школы. Студенты находились на полном казенном содержании, что вполне устраивало Дмитрия. Не пугало его и то, что в заведении все было подчинено жесткому распорядку и строжайшей дисциплине. Он усердно занимается. То, что его однокурсники впервые узнавали из лекций, Мите было давно знакомо, поэтому он пополнял и расширял свои знания самостоятельно. Наряду с химией и физикой, которые преподавали ученые, сделавшие ряд открытий в своей области, юноша серьезно занимается минералогией и зоологией. Его первая научная работа, созданная в студенческие годы, была настолько хороша, что его преподаватель обратился в институтский Педагогический Совет с просьбой об издании работы. Но так как на публикацию не нашлось средств, просьбу отклонили...

Вопрос к учащимся:

- Почему будущий химик и физик занимался зоологией, минералогией и другими науками, а не отдался полностью химии или физике?

Предполагаемый ответ: Менделеев считал, что все явления природы связаны между собой и для понимания каждого из них нужно изучать всю природу в целом. Будущий ученый был убежден, что будучи биологом, нельзя не иметь понятия о строении кристаллов, или будучи химиком, нельзя не знать основ астрономии - все науки находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Эти убеждения, огромная работоспособность и упорство позволили ему глубоко изучить не только химию и физику, но и все родственные дисциплины.

...Дмитрий охотно посещает лекции по различным дисциплинам, совершает разнообразные экскурсии. Профессора, в свою очередь, старались направить способного и любознательного студента в сторону научного исследования. Зная о стесненных обстоятельствах Менделеева, они старались помочь ему советом, новейшими книгами, частными занятиями для своих детей.

Не все было просто и безоблачно в студенческой жизни Дмитрия. Смерть матери была для него тяжелейшим ударом. Материнским заветом были ее слова о том, чтобы он не обольщался и не останавливался на достигнутом, «настаивал в труде, а не в словах, и терпеливо искал научную правду».

Дмитрий часто и помногу болел, месяцами лежал в больницах, но, несмотря на это, все экзамены сдавал в срок и на «отлично». Казалось, что не было ни одной области знания, которая бы его не интересовала. Например, когда задали сочинение на тему «О школах в Китае», Менделеев прочел всевозможную литературу, посетил все, какие имелись в городе, музеи и выставки в Академии наук. Профессорский состав был просто поражен осведомленностью студента о Китае, в те времена мало изученной и загадочной для всех страны. Студенты других факультетов часто приходили послушать, как экзаменуется Менделеев.

После успешного окончания института и защиты магистерской диссертации Дмитрий получает право поехать для дальнейшего своего совершенствования за границу. Но поездка за неимением денег и сильных покровителей казалась нереальной. После многочисленных хлопот Менделеев, наконец, отправляется в заграничную командировку. В дешевой почтовой карете, под проливным дождем и порывами сильного ветра, проехал он всю Польшу, Францию и Германию. Менделеев посещает различные мастерские по изготовлению научных приборов, заводы химических веществ, соляные копи и другие, самые различные производства. Поселяется он в небольшом немецком университетском городке Гейдельберге. Здесь близко сходится с кругом русских: с химиком и композитором А. П. Бородиным (в дальнейшем близким другом), И. М. Сеченовым - великим физиологом, двоюродной сестрой А. И. Герцена - Пассек и другими.

Менделеев проводит серию опытов с жидкостями. Его работа приносит большие научные результаты. Эдинбургский университет присваивает русскому ученому степень почетного доктора. Это событие стало первой ступенькой к мировой славе. Вскоре Дмитрий получает приглашение принять участие в конгрессе химиков в Карлсруэ (1860 год). Во время научных дискуссий седовласые старцы зашли в тупик по одному из главных обсуждаемых вопросов, и тогда двадцатишестилетний русский ученый, благодаря своей способности ясно формулировать научные вопросы, был выбран в комитет для установления истины и разрешения конфликтной ситуации. Менделеев успешно справился с возложенной на него задачей - обусловил правильные выводы конгресса.

Срок командировки заканчивался, и Дмитрий вместе с Бородиным перед своим возвращением в Россию путешествуют по Швейцарии и Италии. Последующие два года прошли для Менделеева в мучительном ожидании места. Чтобы как-то перебиться и не умереть с голоду, он дает частные уроки, преподает во многих учебных заведениях. Наконец Дмитрий Иванович получает постоянную должность преподавателя в Технологическом институте. Здесь он добивается пристройки новой лаборатории, продолжает свои исследования и вскоре защищает диссертацию о виноделии и способах определения содержания сахара и спирта в водных растворах. Мало кто знает, что именно Менделеев «изобрел» огненную жидкость - классическую водку, что принесло немалый доход в российскую казну и славу Отечеству. За свои успешные теоретические и практические исследования Менделеев получает от Академии наук крупную премию в пять тысяч рублей.

Дмитрий Иванович избирается профессором университета и получает право читать лекции по химии в своем родном институте. Он не был хорошим оратором, речь его была несколько корява и невыразительна: то говорил быстро, почти скороговоркой, то растягивал слова. Тем не менее профессор собирал огромные аудитории - его мысли завораживали и воодушевляли слушателей, вызывали подлинный интерес.

Вскоре он защищает свою докторскую диссертацию (ученый работал над нею двадцать лет - с 1869 по 1889 год) и продолжает свою научную деятельность, делает ряд открытий в различных отраслях науки.

В девяностые годы Дмитрий Иванович был вынужден покинуть институт из-за множества недоброжелателей, чиновничьих придирок, а также за свое сочувствие и поддержку требований своих студентов и принимает предложение морского министерства, а потом и министерства финансов. В лаборатории, при Главной палате мер и весов, находящейся в ведомстве министерства, Менделеев работает над разрешением вопроса о том, что такое всемирное тяготение. В это же время выходят его книги «Об эфире», 1903 г., и «К познанию России» (1906 год). На этот момент Дмитрию Ивановичу было уже за семьдесят, но он был полон сил и энергии и продолжал свою деятельность.

В декабре 1906 года Главную палату мер и весов министерства финансов посетил министр. Провожая его из одного крыла здания в другое, Менделеев простудился и заболел воспалением легких. В январе 1907 года Дмитрия Ивановича Менделеева не стало.

Научные достижения Менделеева велики и разнообразны. Первое полное издание его трудов состоит из двадцати пяти объемистых томов, без включения его черновых бумаг и обширной переписки.

Он был почетным членом многих академий мира, но не был членом императорской Академии наук. Ученый с мировым именем, увы, не снискал уважения на родине и не был почитаем при жизни. Всегда соединяя теоретическую работу с работой практической, производственной, он сделал немало для процветания российской промышленности, но часто испытывал нехватку средств для продолжения своих научных изысканий.

- В чем же заключается секрет феноменальности и гения Менделеева? - на этот, довольно непростой вопрос вы должны попытаться ответить сами.

Конечно же, в целеустремленности, громадной жизнестойкости и трудолюбии, вере в собственные силы и уникальность. При наличии всех этих качеств характера и свойств личности человек может добиться многого и даже порой невозможного. Многие жизнеописания выдающихся деятелей, общепризнанных гениев, являются тому примером.

Для того чтобы узнать степень подготовленности и осведомленности учащихся, можно внести в занятие элементы игры, состязания. Например, на карточках с изображением того или иного русского ученого выписывается краткая характеристика его научной деятельности, либо высказывание известного деятеля о личности данного ученого. Ребята должны правильно назвать фамилию, имя и отчество ученого, изображенного на карточке, рассказать все, что они знают о его научной деятельности и открытиях.

Возможен и другой вариант игры. Учитель (или же ученик) дает лаконичную характеристику российского научного деятеля, а ребята должны угадать, о ком идет речь.

Например:

• «... был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом...» (А. С. Пушкин о М. В. Ломоносове.)

• Сын рыбака, страстно мечтавший покорить вершины знаний. Преодолев все трудности и жизненные преграды, он осуществил свои юношеские мечты. В конце своей жизни был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Его заслуги перед Отечеством велики: совершил ряд важных открытий в области химии, физики, астрономии; значительно реформировал систему русского языка, заложив основы развития современного стихосложения; отстаивал права низших сословий на образование... (Речь идет о М. В. Ломоносове, 1711-1765 гг.)

• ...Известный русский математик, годы жизни 1792-1856; профессор, член Ганноверской академии наук. Читал лекции в Казанском университете о небесной механике и теории чисел. Автор теории «воображаемой геометрии». По мнению ученых- современников считался (и не без основания) автором «звездной геометрии»... (Н. И. Лобачевский, 1792-1856гг.)

• ...Знаменитый русский ученый-ботаник. Провел исследование роли хлорофилла в процессе усвоения растениями углекислого газа. Сочувствовал революционно настроенному студенчеству, за что царское правительство лишило его кафедры в Петровской сельскохозяйственной академии, носящей сегодня его имя... (К. А. Тимирязев, 1843-1920 гг.)

• ... Великий врач, в 26 лет стал профессором хирургии. Создатель новой науки в медицине - хирургической анатомии; создатель первой в России хирургической клиники, в которой основал еще одно направление медицины — госпитальную хирургию. Автор известных трудов по хирургической анатомии; автор проекта первого в мире Анатомического института, в стенах которого прошло первое испытание эфирного наркоза (в октябре 1846 года). Участник военных действий на Кавказе, в Крымской войне. Благодаря его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи - появились сестры милосердия. Им были заложены основы военно-полевой медицины... (Н. И. Пирогов, 1810-1881 гг.)

• ...Великий русский ученый-физиолог. Создал учение о высшей нервной деятельности. Подвел физиологическую базу под понимание психических процессов... (И. П. Павлов, 1849-1936 гг.)

• ...Внес большой вклад в развитие органической химии. Его открытия дали толчок развитию анилинокрасочной промышленности. Основатель и председатель петербургского Русского химического общества. Член-корреспондент Академии наук (1858 г.), с 1862 г. - действительный член Академии наук... (И. Н. Зинин, 1812-1880 гг.)

• ...Русский эмбриолог, физиолог, бактериолог и иммунолог. Много лет находился во главе Бактериологического института. Удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (1908 г.) за труды по иммунитету... (И. И. Мечников, 1845-1916 гг.)

• ...Основатель русской школы физиологов. Написал работу о рефлексах головного мозга. Впервые стал объяснять физиологическими законами психическую деятельность человека... (И. М. Сеченов, 1829-1905 гг.)

Дополнительный материал

Как совершались все научные открытия?

Вы думаете, в лабораториях, среди таинственных и непонятных приборов, за микроскопом? Или же, быть может, свои открытия великие мужи науки совершали сидя в глубоком кожаном кресле, за солидным дубовым столом внушительных размеров, приняв при этом глубокомысленный вид? Иногда все происходило намного прозаичнее и будничнее.

• Например, известный русский хирург Николай Иванович Пирогов как-то, проходя по рынку, в мясном отделе случайно увидел, как мясники распиливали на части мороженые коровьи туши. Он обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Ученый применил этот метод, прозванный им «ледяной анатомией», в своих анатомических опытах. Так в медицине появилась новая дисциплина - топографическая анатомия.

• Дмитрию Ивановичу Менделееву, долгое время работавшему над классификацией химических элементов, периодическая система в своем завершенном виде приснилась во сне.

• Обычный зонт натолкнул французского ученого Себастьяна Ленормана на мысль о создании парашюта. Взяв в руки два больших раскрытых зонта, ученый взобрался на высокое дерево в своем саду и спрыгнул вниз. Зонты затормозили его падение, но удар о землю был ощутимый. Однако Ленорман не сдался. Едва оправившись от падения, продолжил свои эксперименты; решив увеличить зонт в несколько раз, он сшил его из полотна. Получился зонт, напоминающий огромную воронку. К нему Ленорман привязал много тонких шнуров, прицепив к ним сиденье, сплетенное из ивовых прутьев. Свое изобретение ученый подвесил под самой крышей высокой башни. Забравшись через окно на сиденье, он отцепился и... плавно опустился на землю. Так был изобретен первый в мире аппарат, «предотвращающий падение», - парашют.

• Михаил Васильевич Ломоносов в юности работал в рыбной артели своего отца. Часто выходил в море с другими рыбаками. Его юношеские наблюдения за природой северного края помогли ему в зрелом возрасте сделать ряд важных открытий в океанологии и разработать грандиозный план освоения Северного морского пути, который был успешно осуществлен через два столетия.

• Благодаря досадной случайности появилась на свет такая очень нужная и необходимая вещь, как карандаш. До XVI века для писания использовались свинцовые, серебряные или золотые палочки, вставлявшиеся в металлический футляр. В начале XVI века в Англии были обнаружены залежи графита. Глыбы графита путем выпиливания, отшлифовки превращались в хрупкие стерженьки, которые помещались в красивую оправу из тростника или красного дерева. Этот процесс требовал кропотливой работы и искусного умения, поэтому такие графитовые пишущие палочки считались предметом роскоши. Два столетия спустя чешский фабрикант Гармут рассматривал продукцию своего завода, на котором изготавливались из глины и графита чашки для химических опытов - тигли. Одна такая чашка, выскользнув из рук Гармута, разбилась, осколки же разбитой чашки при падении прочертили четкую линию на бумаге. Фабрикант, заинтересованный происшедшим, решил провести серию опытов с целью найти оптимальное соотношение графита и глины. Вскоре на фабрике из них начали делать стержни для письма. А некоторое время спустя другой французский ученый - Канте - изобрел деревянную «одежду» для пишущего стержня. Вскоре по всей Европе стали открываться фабрики по производству карандашей.

Маленькие курьезы из жизни русских ученых

• М. В. Ломоносов, несмотря на свой внушительный и солидный «академический» вид, был от природы веселым и добрым, хотя и вспыльчивым. Однако иногда его вспыльчивость доходила до ярости и полного негодования. Как-то раз трое подвыпивших матросов решили его ограбить, но вскоре пожалели о своем намерении. Один грабитель распростерся без чувств на земле, другой с расквашенным лицом был обращен в бегство, третий сам оказался ограбленным. Ломоносов, недолго думая, снял с бедолаги всю одежду, оставив того не только без куртки, но и без штанов.

• Известный ученый-химик Николай Николаевич Зинин в минуты своего отдыха наслаждался чтением... математических работ.

• Оказавшись в Париже, молодой, талантливый хирург Николай Иванович Пирогов первым делом направился к известному французскому научному светилу, профессору хирургии и анатомии Вельпо, чтобы засвидетельствовать тому свое почтение и уважение. Каково же было удивление Пирогова, когда, зайдя в кабинет знаменитого медика, он застал его за чтением своего труда «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»...

• И вновь о М. В. Ломоносове. В последние годы жизни он был чрезмерно рассеянным. Погруженный в свои размышления, ученый мог за обеденным столом по привычке засунуть за ухо ложку, которой только что ел горячее. Такие манипуляции Ломоносов частенько проделывал с пером, работая за письменным столом.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-7 класс

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 5-7 класс

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-6 класс

Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса

Иван Купала. Сценарий праздника для школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!