Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-7 класс

Разработка внеурочного занятия для школьников средних классов. Тема: Мастерство добрых рук

Цели: познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитывать патриотизм.

Оборудование: выставка изделий народных промыслов или иллюстрации с их изображением.

Эпиграфы к занятию:

Я боюсь не уметь -

Ремесла не иметь:

Не кроить, и не шить,

И стога не вершить,

Не работать резцом,

И не стать кузнецом.

Ничего не уметь –

Как души не иметь.

П. Елфимов

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго.

Пословицы

Пусть жизнь нещадно коротка,

Но выше горьких сожалений

Рука, не терпящая лени,

В которой тяжесть молотка,

В которой - серп или штурвал,

Перо, лекало иль зубило...

Ушел - как смену передал,

Чтоб мастерство бессмертно было.

П. Елфимов

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Ребята, об изумительной красоте русского народного прикладного искусства можно говорить бесконечно. Жизнь русских крестьян - это непрерывный труд. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Крестьянин должен был суметь и дом построить, и мебель смастерить, и поле вспахать. Хозяйка умела и прясть, и шить, и ткать, и хлеб в печи испечь. Быть хорошими хозяевами - значит постоянно много трудиться. Недаром люди в старину говорили: «Дом вести не лапти плести».

Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город мастеров.

II. Информационная копилка (рассказ учителя).

Через игрушку к всемирной истории и культуре

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство и, наверное, столько же глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества.

История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Но дошедшие до нас страницы ее очень отрывочны. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н. э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки и другие предметы русского творчества.

Для изучения глиняных игрушек средневековья много нового дали археологические работы 1940—1950-х г. в Москве - в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы. Здесь были обнаружены несколько сотен игрушек XIV-XVIII в., которые впервые позволили детально ознакомиться с их массовым производством. Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: тут и традиционные кони, птицы-свистульки, бараны. В них уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность русской культуры - обобщенный и выразительный образ птиц, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя- тремя характерными деталями.

К видам народного творчества и культуры относится множество образцов территориальной лепки: дымковская, филимоновская, тульская, московская, орловская, воронежская, курская, скопинская, вырковская и др. Эти виды лепки в большинстве представлены игрушками, очень разными, но в то же время очень похожими: ведь их объединяет национальное происхождение и мастерство русского народа.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка -самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, поэтому она существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Название игрушки происходит от слободы Дымково. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.

Почти все они - свистульки, их празднично расписывали по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые.

Уже в начале XIX в. промысел игрушек приобрел самостоятельное значение. Изначально промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Игрушечный промысел в Вятке возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником - «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященным солнцу.

Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписанными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала XX в.

В середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль.

К концу XIX в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.

Гак что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ?

Мы лепили ее в детском саду, когда были маленькими, встречали ее на сувенирных лотках для иностранцев, видели на фотографиях искусствоведческих альбомов.

Дымковская игрушка входит в нашу жизнь там и сям под маркой «традиционное русское народное», но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, гак или иначе отраженное в дымковской игрушке.

Дымковская игрушка - необычайное сочетание древнего примитивизма, декоративности XIX в., ныне архаичной и ироничной насмешки над языческими верованиями предков. Суть этой насмешки ускользает от современного человека.

Действительно, чем могут его позабавить медведь-музыкант, играющий на балалайке, или козел, одетый в смешные штанишки? Тотемные животные, объекты поклонения древних, еще остались бессознательно уважаемыми, но акценты уже сместились в сторону отрицания: то, что было когда-то важным, стало несерьезным, декоративно-игрушечным.

Впрочем, «тотемные» и мифологические персонажи (птица- дева Сирин, двуглавый конь и пр.) составляют лишь часть сюжетной тематики дымковской игрушки.

Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

Дымковские игрушки мастерят в Кировской области, в одном из сел, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров - это индюки, да еще барыни в ярких, расписных нарядах.

Ходит гордо,

Смотрит важно,

В оперении нарядном:

Синий, желтый, красный круг –

Распустил свой хвост индюк.

В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка- колокол с передником.

Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желтооранжевый цвет.

Особенности производства дымковской игрушки

Для производства дымковских игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепляют, используя жидкую глину как связующий материал. Образовавшиеся швы сглаживают мокрой тряпкой и ставят сушить игрушку на полку на 2-3 дня. Сушатся игрушки в комнате, подальше от окна. Высушенные игрушки обжигают в русской печи. Затем игрушку погружают в раствор мела с молоком три раза и сушат на сквозняке. Подготовленную игрушку раскрашивают. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленные в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, - все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому весьма своеобразно, появился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняю!' условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Раскраска дымковских игрушек

Известно ли вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается, синяя волнистая полоса-это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд.

Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. По нему можно определить время, когда была создана эта вещь. На Украине делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. Магический обряд должен был приносить плодородие нивам. Затем фигурки отдавали детям.

На Руси с достопамятных времен развивается народный промысел по созданию дымковской игрушки.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния, чаепития, цирковое представление и прогулки компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.

Дымковская игрушка стала неотъемлемым элементом современной культуры, об этом свидетельствует тот факт, что о ее существовании знают в России абсолютно все от мала до велика.

Ее изготовление в детских кружках и садах стало классическим элементом образовательной программы. Творчество вятских мастериц, среди которых есть обладательницы правительственных наград, выданных за художественные заслуги, остается по-прежнему востребованным. Организуются выставки и конкурсы, появляются новые мастерские. Конечно, их продукция рассчитана, в основном, на иностранцев: дымковская керамика в первую очередь остается сувениром. Жесткая заданность сюжетов и форм - ограничение, наложенное сувенирным стилем, в то же время именно оно позволило сохранить старинные традиции в почти неизмененном виде.

Сейчас в русской культуре начинают происходить те же процессы, что уже давно наблюдаются в западном мире, в котором этнические мотивы стали неотъемлемой частью творчества скульпторов, художников, модельеров и дизайнеров. Можно надеяться, что дымковская керамика не только не будет забыта, но и будет развиваться, осмысливаться на новом уровне. Воплощая собой языческое мировоззрение, она может служить неисчерпаемым источником вдохновения для творческого человека.

Дымковские изделия служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся веселой и озорной дымковской игрушкой.

Название дымковской игрушки связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы.

Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья».

Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему весельем взрослых и детей.

Дымковская игрушка близка по форме изделиям других промыслов, в то же время она имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, эта игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовалось даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную игрушку.

Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы.

Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.

Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

История изготовления дымковской игрушки

Сказочный мир народной игрушки особенно близок детям: кони, барашки, уточки не могут оставить нас равнодушными. Несколько умелых движений - и вот из комка мягкой глины вырисовываются фигурки. Линии фигурок - плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей. Мастер выбирает лишь те характерные черты, которые могут быть пластически выражены в глине. Отсюда в дымковской игрушке сильное обобщение и условность трактовки формы.

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими народными игрушками; главным образом благодаря ее колориту - это прежде всего снежной белизны фон, по которому выписан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски.

Как и городецкие мастера, дымковские наносят узор в свободной кистевой манере. Они любят насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. Внимательно присмотритесь к глиняным игрушкам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Выделяется связь формы с материалом узора, с формой предмета, используются элементы геометрического узора. Изменения внешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером, требуют наличия у него фантазии, творческого начала, стилевой импровизации. Чем богаче воображение мастера, тем разнообразнее его предметы, но при этом общий абрис остается неизменным.

Лепка игрушки

Лепим обобщенные формы: шар, цилиндр, усеченный конус. Эти формы - заготовки будущих работ. Лепят по частям, соединяют части в целое в определенной последовательности. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встречаемся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму, используют множество цветов, требующих развитого вкуса, точного глаза.

Такой высокий профессионализм характерен для промыслов, где игрушка была предметом массового ремесленного труда.

Промыслы эти подобно дымковскому, находились в слободах и городских предместьях, в посадах, вблизи железных дорог и больших населенных пунктов. В них жили ремесленники, обслуживающие городских жителей и крестьян ближайших деревень, которые в своем творчестве явно ориентировались на городские вкусы. Сам принцип создания и весь художественнообразный строй этих вещей - сплав народного творчества с городской культурой.

Этапы работы: лепка, сушка, обжиг, роспись

Сушка: готовые работы должны сохнуть постепенно. При обычной комнатной температуре - две недели. В течение этого времени необходимо смачивать те места, где появляются трещины.

Обжиг: один час при температуре 450 - 460 градусов, пока глина не покраснеет до накала.

Побелка: 2-3 раза густой водоэмульсионной краской.

Краски: темпера на яичном желтке, 8-10 цветов. Можно смешивать 2-3 цвета гуаши с яичным желтком. Нельзя разводить водой.

Кисти: колонковые.

Роспись: изучить орнамент, сделать эскиз на бумаге, осуществить поиск цвета и орнамента для росписи. Роспись фигурки человека начинается с лица (глаза), все остальное - с больших пятен; птиц и животных начинают расписывать светлым цветом с опорных деталей: копыта, лапы, подставки. Начинают расписывать со светлого тона. Широкие полосы и большие круги пишут легко и свободно. Небольшие круглые пятна - это точки. Тонкие полосы и темные точки наносятся в последнюю очередь.

Дымковские мастера знали около 250 видов орнамента женских юбок, 100 видов орнамента фартуков, 130 видов орнамента «полоска», 50 видов росписи хвоста, грудки птиц - всего свыше тысячи видов орнамента росписей.

Виды изделий, символика

Лепят вручную, затем прокалывают палочками отверстия, просушивают на воздухе и обжигают в русских печах. Каждая мастерица делает игрушки одна - от формы до последних штрихов раскраски.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов - красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки - обобщенность (отдельные элементы игрушки далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность.

В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц- вкусы XIX в.

Ассортимент дымковской игрушки представлен фантастическими образами животных, птиц («Медведь с поводырем», «Медведь-нянька», «Медведь-музыкант», козлы, свиньи, олени, индюки, гуси, бараны в пестрых штанишках и др.).

Большое место в ассортименте занимают фигурки важных бородатых мужиков, черноусых «добрых молодцев», восседающих в лодке, бабы с младенцем (младенцами) на руках или коромыслом через плечо, дамы («Дама с зонтиком», «Няня с ребенком», «Водоноска», «Офицер на коне» и пр.).

Наряду с традиционными сюжетами в современной дымковской пластике появились многофункциональные композиции: «Цирк», «В ночном», «Лесное медовье», «Дамский ансамбль», «Гуляющие с детьми»; темы из жизни деревни: «Обед на сенокосе», «Вдоль по деревне». По-новому зажили персонажи известных сказок.

Хохлома

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства - хохломской росписи.

Впервые упоминания об этом селе встречаются в документах XVI в.

Слово «хохлома» - многозначно, с ним связано наименование одного из популярных видов народного промысла - росписи деревянных изделий, им также называют и сами изделия.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, ежевику, черную и красную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не пишет одинаково.

Мастера не стремятся показать растения в точности как вид. Хохломские изобретения декоративны, они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты, украшения, предметы.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом.

Самый любимый и стародавний орнамент - травный орнамент, или просто «травка». Слегка изогнутые былинки написанного кустика отдаленно напоминают жительницу заливных лугов, прибрежных озер и рек - осоку. Один из видов этого орнамента называется «осочка».

Хохломские мастера работают не только кистью.

Посмотрим внимательно на орнамент «дождевичок»: чистые звездочки, ромашки, расположенные по кругу. Орнамент нанесен на изделие трафаретом.

Прекрасные рисунки народного творчества отмечены мировым признанием. Старые мастера рассказывают, что давным-давно прибыл в Заволжье знаменитый иконописец и ушел в дремучие леса, где основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые, а верные ему люди их продавали. Разведали о том царские слуги и послали за ним солдат. Тогда собрал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски и кисти да и исчез неизвестно куда. А искусство Хохломы глубоко проникло в быт народа.

Гжель

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в шестидесяти километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота, гармония, сказка, быль.

Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами.

Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Сколько же лет этому русскому народному промыслу?

Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XVI в. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами, «которой нигде не видал я белизною превосходнее» (М. Ломоносов). С тех пор за свою более чем шестивековую историю гжельское мастерство переживало разные периоды.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу.

Со второй половины XVIII в. гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один синий цвет подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

Конец XIX-начало XX в. стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

В 1972 г. создано производственное объединение «Гжель» на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатывали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой и выполняет художественные требования современности.

Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты объединения «Гжель» пользуются устойчивым спросом на российском и международном рынках.

Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора «Гжель» следует за старыми российскими традициями в искусстве народа.

Мастера гжельского промысла расписывают каждое изделие только вручную, у каждого гжельского предмета собственный стиль - синий и голубой узоры и цветы, украшения на белом фоне.

Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для гжельских изделий синий цвет.

В объединении «Гжель» работают профессиональные и одаренные художники-самоучки, скульпторы и мастера технологии.

В гжельском декоративно-прикладном искусстве существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, продолжается в среднем и старшем звеньях школы и заканчивается Гжельским художественным колледжем и курсами аспиранта в Москве.

Искусство Жостова

К северу от Москвы, на живописном берегу раскинулось небольшое старинное селение Жостово, известное как один из крупнейших центров русского народного искусства.

Славу Жостову создали расписанные лакированные подносы, которые уже более ста пятидесяти лет изготавливают его искусные мастера.

Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима.

Расписанные подносы составляют неотъемлемую часть старинного русского быта.

Если многие другие художественные ремесла - роспись и резьба по дереву, вышивка, гончарство - были распространены по Руси почти повсеместно, то изготовление расписных железных подносов принадлежит к довольно редкому в нашей стране виду декоративного искусства - так называемым художественным лакам.

Родиной художественных лаков является Китай, где они были известны уже в глубокой древности. В России расписные лакированные подносы начали изготавливаться в первой половине XVIII в. на Урале, на заводе Демидовых. Позднее производство их освоили также петербургские и подмосковные мастера.

История жостовского промысла своеобразна. Она восходит к началу XIX в., когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Наряду с табакерками и другими мелкими предметами стали изготовляться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно - чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше.

В середине и особенно во второй половине XIX в. производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Роспись подносов становилась богаче и разнообразнее. Часто изображались нарядные цветочные композиции, создавались сюжетные сцены. Наряду с многоцветной живописью встречались и легкие золотистые росписи по фонам, а также оригинальные узоры «под черепаху», выполнявшиеся копчением поверхности по сырому светлому фону.

Жостовские художники прекрасно чувствовали красоту живой природы и передавали ее специфическим языком своего искусства - гармонией ярких красок, усиленным блеском лакированного фона, выразительностью кистевого мазка - то нежного и певучего, то сильного и стремительного.

Искусство Жостова дошло до наших дней и воплощается современными мастерами.

III. Викторина «Мастерство добрых рук».

Вопросы для викторины:

1. Из какого материала изготовляется гжельская посуда? (Из глины.)

2. Из какого материала мастерят хохломскую посуду? (Из дерева.)

3. Какие цвета используют хохломские художники для росписи посуды? (Красный, черный, золотой, зеленый.)

4. Какие цвета мы видим в орнаменте Гжели? (Белый, синий, золотой.)

5. Какие цветы можно встретить в букете Жостова? (Маки, розы, пионы, лилии, незабудки и др.)

6. Как появилось название промысла «хохлома»?

7. Почему хохломская утварь выдерживает воздействие и кипятка, и спирта?

8. Какие вы знаете разновидности хохломской росписи?

9. Почему слободу, где делали дымковскую игрушку, назвали дымковской?

10. Почему на Руси кукол делали без лиц?

IV. Конкурс пословиц и загадок о труде.

Загадки:

1) Кланяется, кланяется,

Придет домой -- растянется. (Топор.)

 

2) Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок. (Рубанок.)

 

3) Шла коза из Питера,

Вся спина истыкана. (Наперсток.)

 

4) Маленький, кругленький,

А за хвост не поднять. (Клубок.)

Пословицы и поговорки:

Делу - время, потехе - час.

Каков промысел, такова и добыча.

Дела сильнее слов.

Дело - не комар: от него не отмахнешься.

Люби дело - мастером будешь.

Делано наспех - сделано на смех.

Кончил дело - гуляй смело.

Без хозяина дом - сирота.

Домом жить - не разиня рот ходить.

Хозяин знает, где гвоздь забить.

V. Игра «Путешествие в мир фольклора»

(разработана О. П. Власенко).

Варианты названии станции:

1. «Угадайкино».

Учащимся предлагается рассмотреть дымковские игрушки, изделия хохломской и гжельской росписи, жостовские расписные железные подносы и определить, какое изделие относится к тому или иному направлению, виду, стилю народного искусства.

2. «Пословицино».

Учащимся предлагается вспомнить и назвать как можно больше пословиц о труде.

3. «3агадкино».

Учащиеся отгадывают загадки по теме «Какие инструменты нужны мастерам».

Пляшет и хлопочет,

Убрать мусор хочет.

Чистоту наводит он,

Образцовым будет дом. (Веник.)

 

Острый кончик - ой-ой-ой!

На ноге его одной.

В деревяшке хочет жить,

Сверху надо его бить. (Гвоздь.)

 

Пику малую берём,

Платье новое сошьём. (Игла.)

 

А я с ниточкой дружу,

За собой ее вожу. (Иголка с ниткой.)

 

Все мету, мету, мету –

Двор в порядок приведу.

Чистоту наведу –

Отдыхать пойду. (Метла.)

 

По гвоздям я крепко бью,

В деревяшку их вобью.

Сам я тоненький, худой,

Но с большою головой. (Молоток.)

 

Режет хлеб и колбасу,

Мясо, масло, путассу.

Если хорошо наточен,

Легко резать будет очень. (Нож.)

 

Острый, длинный и большой –

В хозяйстве нужен он такой.

Только при всей важности

Требует безопасности. (Нож.)

 

Два острия и два кольца -

Могу я резать без конца. (Ножницы.)

 

Нужны, чтобы собаке срезать когти,

А маме - подровнять чтоб ногти.

Снежинку сделать, оригами,

А для чего еще, решайте сами. (Ножницы.)

 

Нужен инструмент портному,

Столяру и агроному,

Учителю и медсестре,

Понадобится он и мне. (Ножницы.)

 

Она пела и гудела,

Пока все бревно не съела.

Съела - успокоилась,

Ничуть не расстроилась. (Пила.)

 

Запоёт как, зажужжит,

Кругом стружка полетит.

Бревна, доски вам и нам -

Все разрежет пополам. (Пила.)

 

С доски кудри летят,

Будут стулья у ребят. (Рубанок.)

 

Всё он кланялся, летал,

В лесу работал и стучал.

I Цепки от него летели,

Пока рубили сосны, ели. (Топор.)

 

Поливалка заливала

Клумбу круглую дождём.

Но откуда дождик лился,

До сих пор мы не поймём. (Лейка.)

 

На лопух похожа я,

Только из железа,

Где тут грядочка моя?

Остро землю режу. (Лопата.)

 

На траве блестит роса,

Вышла девица-краса.

Траву режет и кладёт,

Все вперёд-вперёд плывёт. (Коса.)

 

Полумесяц в поле вышел,

Рожь косил, валом валил.

Как зовут тот полумесяц?

Точно думаю - не месяц. (Серп.)

 

Зубы острые, большие

Убирают все, гребут:

В кучи мусор собирают

И порядок наведут. (Грабли.)

 

Гребни все стальные,

Словно налитые.

Все сгребают на ходу,

Чистота у нас в саду. (Грабли.)

 

Дырку делает оно,

Ему задание дано:

В доске отверстие просверлить

И все в одно соединить. (Сверло.)

 

Вцепятся в гвоздь так,

Как клещами крепкий рак. (Плоскогубцы.)

4. «Частушкино».

Учащимся заранее раздается текст с частушками. Во время занятия станции «Частушкино» кружковцам предоставляется возможность исполнить понравившиеся частушки, импровизируя по ходу выступления.

По селу идет молва

Про Ивана, про Петра:

Где головы оставили?

Думать нас заставили.

 

Шалуны-балуны,

Приходите во дворы.

Становитесь-ка играть

И работу получать.

 

Митя едет - охи-ох!

Вот какой переполох!

Будет пирожки едать,

На лихом коне скакать.

 

Мчится лиска по тропинке,

У нее грибы в корзинке.

Значит, будут пироги

Со грибами дороги.

 

На зеленом на лугу

Я кошу, кошу траву.

Все косил, косил, косил,

Всю траву перекосил.

 

Поёт Ванечка родной

Под колючей под сосной.

В рожок звонко поёт,

На работу всех зовёт.

 

Ох, работа, ты, работа,

Ты заботушка-забота.

Нас к себе приглашай,

Будет славный урожай.

 

Вот молочник удалой,

Развеселый, занятой.

Молоком нас угощает

И сыры нам предлагает.

 

Мы работать все хотим,

Лень и скуку победим.

Не мешайте нам трудиться,

Будут нами все гордиться.

 

Не сидится нам на месте,

Труд у нас на первом месте.

Каков труд, таков успех –

Это правило для всех.

5. «3анималкино».

Учащимся предлагается составить кроссворд на тему «Добрые руки дивное диво творят».

6. «Рукоделкино».

Задание. Выполнить творческую работу: расписать в гжельском или хохломском стиле любой предмет, выполненный из папье-маше.

VI. Итог занятия.

Руководитель кружка организовывает выставку работ учащихся, проводит их анализ, побуждает школьников высказать свое мнение об изделиях.

Похожие статьи:

Иван Купала. Сценарий праздника для школьников

Внеклассное мероприятие ко Дню науки в школе

Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 5-7 класс

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!