Игры на развитие воображения и речи у дошкольников 4-6 лет

Развивающие игры для дошкольников средней – старшей группы

Любимые игры сказочных персонажей

Посмотри на сказочных героев внимательно, сможешь ли ты нас узнать?

Воображалки

Вот одна из любимых игр Карлсона. Он любит представлять, что буквы превращаются в какие-нибудь предметы. Вообрази, например, что буква «А» превратилась в аиста, а буква «Т» — в антенну на крыше дома:

Теперь попробуй сам вообразить и дорисовать разные буквы так, чтобы они превратились в какой-нибудь предмет.

Превращалки

Посмотри, сколько букв «О» нарисовал Карлсон. Дорисуй каждую букву так, чтобы она превратилась в то, что над ней написано:

Найди букву

Посмотри внимательно на рисунок Карлсона. Найди на нем все спрятанные буквы «А».

Во что превратилась буква «А» и где она спряталась?

Эту игру можно проводить с любыми другими буквами.

 

Много слов

Сможешь ли ты придумать слова, начинающиеся на слог ЛИ? Предложи своим друзьям посоревноваться, кто из вас придумает больше слов, которые:

♦ начинаются на слог ЛИ (лиса, лимон, лицо, листья, липа, лилипут, лилия, ливень, листопад);

♦ начинаются на слог КА (каша, каска, карась, камень, калина, калитка, кастрюля);

♦ начинаются на слог BE (весна, веник, ветер, веревка, ведро, веселье, веер);

♦ заканчиваются на слог СА (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса);

♦ содержат в середине слог РО (король, корона, тропинка, стройка, корова, пирог).

Небывалые истории

Все сказочные персонажи любят придумывать необычные истории. У них даже есть конкурс: «Лучшая небылица». Они придумывают то, чего не было, и рассказывают эти увлекательные истории друг другу. Вот послушай.

История одуванчика

Это было зимой. Сугробы были высокие-высокие. Стал мой росток сквозь сугробы пробиваться. Все выше и выше тянулся я. И вот пробился я через сугроб и вырос до самого неба. Летит мимо птица, увидела мою желтую шапочку и спрашивает меня: «Можно я на твоем цветке гнездо совью?». «Можно», — ответил я. Так стал я жить вместе с птичкой.

Вскоре вылупились птенцы. И так им понравились мои яркие лепестки, что они их выщипали, пока мама-птица за мошками охотилась. Прилетела она обратно, видит, что моя шапочка без лепестков и говорит мне: «Прости, одуванчик, моих птенчиков. Не знали они, что без шапочки тебе холодно будет. Подарят они тебе свой пушок, когда у них новые перышки расти начнут». Прошло немного времени, птенцы подросли. Когда перья у них выросли, они свой пух мне подарили. С тех пор я в пушистой шапочке хожу. Ни метели, ни вьюги не боюсь.

Историй невидимки

Давным-давно был я видимым. Играли мы как-то в прятки. Но только не умел я прятаться. Только спрячусь — сразу же найдут. И на дерево забирался, и в облаке прятался, и даже в мешке у кенгуру скрывался.

Надоело водить всегда. Подошел я к ручейку, а в нем вода прозрачная. Рассказал я ручейку о том, что плохо видимым быть. Говорит мне ручеек: «Попробуй водицу мою — прозрачным станешь». Напился я воды из ручейка и прозрачным стал. Только все равно меня находят. Где я пройду, там мокрый след остается. Ведь я, как вода, прозрачный и мокрый стал.

Пошел я к ветру и у него совета спросил. А ветер закружил меня так, что я стал легким и невидимым. С тех пор только с одним ветром в прятки и играю, а другие меня найти до сих пор не могут.

Историй ленивого муравья

Жил я в самом большом муравейнике. Все муравьи работали с утра до ночи, и мне приходилось им помогать. Надоело мне муравьем быть, и решил я к пчелам перебраться, чтобы сладким медом питаться. Приполз в улей, а они меня спрашивают:

— Ты кто такой?

— Я — пчела, — отвечаю им.

— А где твои полоски и крылья?

— А я под дождь попал, он мои полосочки смыл, крылышки намочил, я снял их и повесил на цветок подсушить. А пока по полянке гулял, забыл, где крылышки оставил.

— Что ж, жаль нам тебя, живи у нас, будешь нам помогать — мед добывать.

«Ну уж нет, — подумал я. — Не хочу работать, лучше я к пауку пойду. Он на паутинке целыми днями качается, развлекается». Отправился я к пауку.

— Ты кто? — спросил меня паук.

— Я — самый маленький в мире паучок, хочу с тобой жить, на паутинке качаться.

Обрадовался паук:

— Мне как раз помощник нужен. Будем вместе паутину плести, а ты поможешь мне ее за стебли и ветки цеплять.

— Вот еще! Нашел помощника! У меня своей работы в муравейнике много, лучше уж снова муравьем стать.

Пришел я в муравейник, а все муравьи посмеиваются:

— Кто ты такой? Пчела без крылышек или паучок-лилипут?

— Я — муравей, — ответил я.

— Муравьи — народ работящий! Докажи нам, что ты муравей, тогда примем тебя в наш муравейник.

Надоело мне ленивым быть. Стряхнул я с себя лень и стал работать. Без работы теперь не могу. Даже иногда пчелкам помогаю и с пауком по выходным дням паутину плету.

Вот такие истории сочинили сказочные жители.

♦ Чья история тебе понравилась больше всего?

♦ Какая история показалась самой необычной? Почему? Что в ней необычного?

♦ Придумай и расскажи свою невероятную историю, например, сочини «Историю о пушистом ежике».

 

Живые предметы

Представь себе, что все предметы в комнате ожили... Подумай и ответь, что может рассказать о себе: МЯЧ, ИГРУШЕЧНАЯ МАШИНКА, ПОСУДА НА КУХНЕ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН, НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА и т. д.

Послушай рассказ и отгадай, чья это история.

Мы близнецы, только в разные стороны смотрим. Ночью мы спим у кровати, а утром просыпаемся и ведем хозяина в ванную. Там он умывается. Затем мы ведем его на кухню. Там он завтракает. А когда он собирается на прогулку, то нас в сторонку ставит, а сам наших старших друзей на улицу приглашает. Но однажды привел наш хозяин в дом щенка. Ох уж мы и натерпелись! Щенок резвый, шустрый. Схватит одного из нас и давай по всем комнатам носить, трепать и даже кусать. Хорошо, хозяин заступается, нас в обиду не дает! Мы друг без друга жить не можем, всегда рядом ходим, хозяина по разным комнатам водим. (Тапочки.)

 

Мастер на все руки

Знаешь, что означает выражение МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ? Так называют человека, который любое дело может выполнить, например, и щи сварить, и дом построить. Герои сказок будут называть тебе разные предметы, а ты подумай, что из них или с помощью них можно сделать.

♦ Топор, бревно, пила, гвозди, молоток, рубанок.

♦ Кастрюля с водой, овощи (морковь, лук, капуста, картофель, помидоры), соль, половник, нож, плита.

♦ Ножницы, цветная бумага, клей, трафарет, рамка.

♦ Нитки, швейная машинка, ткань, ножницы, иголки, пуговицы, молния.

♦ Краски, кисти, альбом, вода в стаканчике, палитра.

♦ Кирпичи, мастерок, оконные рамы, дверь, черепица, подъемный кран.

♦ Фотоаппарат, пленка, батарейки, фотоальбом.

♦ Клубки ниток, спицы, ножницы.

А теперь подумай, с помощью каких предметов и из какого материала были сделаны: КОМПОТ ИЗ ФРУКТОВ, ДЕРЕВЯННЫЙ СТУЛ, ПЛАТЬЕ, ШАРФ, ОТКРЫТКА, ПЛАСТИЛИНОВАЯ ПОДЕЛКА, КИРПИЧНАЯ ПЕЧЬ, НОВОГОДНЯЯ БУМАЖНАЯ МАСКА.

 

Мастерим из …

Придумай, как можно больше вариантов того, что можно смастерить или сотворить из: КУБИКОВ (пирамиды, замки и т. д.),

КОНСТРУКТОРА, СЫРОГО ПЕСКА, КАМЕШКОВ и РАКУШЕК, ПУГОВИЦ, СНЕГА, РАЗНОЦВЕТНЫХ БУСИНОК, ПЛАСТИЛИНА, ГЛИНЫ, ТЕСТА.

 

Цветочная поляна

Маленькая девочка Ромашка — подружка Незнайки — просит тебя поиграть с ней в игру. Она назовет слово, а ты попробуешь подобрать к каждой букве этого слова название какого-нибудь цветка или растения. Например, слово РОМАШКА: «Р» — роза, «О» — одуванчик, «М» — мать- и-мачеха, «А» — астра, «Ш» — шиповник, «К» — колокольчик, «А» — азалия.

Попробуй сам подобрать цветы и растения к буквам слов:

♦ МАК: «М» — ..., «А» — ..., К — ...

♦ ФЛОКС: «Ф» — ..., «Л» — ..., «О» — ..., «К» — ..., «С» — ...

 

В мире животных

Ослик Иа предлагает тебе похожую игру, но только ко всем буквам слова надо будет подобрать названия животных или птиц. Например, слово СЛОН: «С» — собака, «Л» — лось, «О» — ослик, «Н» — носорог.

А теперь ты попробуй подобрать названия животных или птиц к буквам слов:

♦ КРОТ: «К» — ..., «Р» — ..., «О» — ..., «Т» — ...

♦ ПЕТУХ: «П» — ..., «Е» — ..., «Т» — ..., «У» — ..., «X» — ...

Ситуация

Послушай историю, представь себя на месте героев.

Кузя и Клепа

У котенка Кузи был сосед — котенок Клепа. Однажды играли они во дворе, забирались на деревья и соревновались, кто выше вскарабкается. Потом они играли в салки-догонялки, кувыркались и резвились. Очень долго гуляли котята, устали, проголодались. Вдруг Кузю позвал хозяин. Он поставил перед своим котенком миску с большой рыбой. Кузя даже не попрощался с Клепой, помчался к миске и стал есть рыбу. А Клепа сел под деревцем и стал ждать, когда его хозяин придет.

Кузя доел свою рыбу и вернулся к Клепе. «Давай играть дальше», — предложил он, но Клепа отказался и пошел к своему дому. Вскоре и его хозяин пришел и дал ему вкусную колбасу. Кузя, почувствовав запах колбасы, подбежал к Клепе. «Наверное, вкусная у тебя колбаса», — облизнулся он. «Угощайся», — предложил Клепа соседу. Поделили они колбасу, подкрепились и побежали дальше играть.

Ответь на вопросы:

♦ Если бы ты был котенком Кузей, ты бы поделился своей рыбой с Клепой?

♦ Почему же Кузя не поделился с Клепой?

♦ Если бы ты был Клепой, ты бы стал делиться своей колбасой с Кузей?

♦ Кто из этих котят тебе симпатичен? Почему?

♦ Как ты думаешь, в следующий раз Кузя поделится с Клепой своим лакомством?

 

Изобретатель

Представь себе, что ты стал великим изобретателем. Какие необычные предметы ты изобрел бы? Например: сказочная книга может перенести тебя в любую сказку, и ты сам можешь стать героем той сказки, на странице которой окажешься.

Подумай и объясни:

♦ Для чего нужна машина времени?

♦ Зачем человеку может понадобиться шапка-невидимка?

♦ Куда бы ты отправился в путешествие, если б у тебя был ковер-самолет?

 

Коллекционер

Знаешь ли ты, кого называют КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ? Коллекционер — это человек, который собирает разные предметы: например, значки, марки или открытки, машины или старинные предметы, камни или драгоценности. Есть ли у тебя коллекции?

Пофантазируй, какие коллекции могут быть у: ВОДЯНОГО, БАБЫ-ЯГИ, ГНОМОВ, ЛЕСОВИКА.

 

Волшебные предметы

Представь и назови волшебные предметы, которые:

♦ исполняют любые желания (палочка, лепесток, волосок, огниво);

♦ перевозят героев (ступа, метла, сапоги-скороходы, ковер-самолет, печь, сани самоходные, морской конек);

♦ показывают герою разные события (волшебное зеркальце, золотое блюдечко, волшебная книга).

А что умеют и для чего нужны такие волшебные предметы: КЛУБОЧЕК, ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА, ДУДОЧКА или СОЛДАТСКИЙ БАРАБАН, МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОЧКИ, МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ.

 

Если бы я был волшебником

Представь себе, что однажды ты стал волшебником. Что бы ты сделал для того, чтобы мир вокруг тебя стал прекрасным, чтобы никто никого не обижал и чтобы ты был счастлив? Пусть взрослые помогут тебе записать твою историю о том, как ты стал волшебником и о том, какие чудеса сотворил, в волшебную книгу ДИВНЫХ ЧУДЕС.

Автор: Лунинa Н. А.

Похожие статьи:

Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Математические игры для детей 4-5 лет в детском саду

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игры на развитие памяти и внимания у детей 4-8 лет

Подвижные игры в средней группе детского сада

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!