Игры на развитие речи ребёнка 5, 6, 7 лет

Развивающие игры для дошкольников

Обращайте внимание на то, как говорит ваш ребенок. Это касается не только чистоты произношения звуков, но и правил грамматики, выразительности и словарного запаса его речи.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Назовите ребенку ряд имен существительных и попробуйте образовать от них имена прилагательные:

Например:

Ветер — ветреный (день).

Сон — сонный (мальчик).

Солнце — солнечный (зайчик).

Бумага — бумажный (кораблик).

Стекло — стеклянная (ваза).

Дождь — дождливый (месяц).

Мороз — морозное (утро).

Радуга — радужное (настроение).

ЗНАКОМИМСЯ С ОМОНИМАМИ, СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ

❀ Расскажите ребенку, что в русском языке встречаются слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное значение.

Примеры омонимов: коса (у девочки) и коса (орудие труда), ключ (родник) и ключ (инструмент), рысь (животное) и рысь (бег), кран (водопроводный) и кран (машина), ручка (двери) и ручка (для письма).

❀ Познакомьте ребенка с синонимами — словами, которые имеют близкое лексическое значение. Спросите у ребенка, какими другими словами можно заменить следующие слова: лошадь, животное, пища, миска, грусть, игра? Вот еще одно задание на определение синонимов. Пусть из ряда слов ребенок выберет одно лишнее.

Грустный, печальный, унылый, радостный.

Храбрый, колючий, смелый, мужественный.

Темный, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, глубокий, прочный, надежный.

❀ Явление антонимии в языке наиболее понятно детям. Ведь познание мира начинается с полярностей и противоположностей. Предложите ребенку из ряда слов найти антонимы.

Примеры заданий:

Тонкий, смелый, толстый, красивый.

Широкий, кривой, мягкий, узкий.

Ночь, утро, день, среда.

Лень, сон, праздник, трудолюбие.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«История детства». Наверняка ваш малыш просит рассказать ему различные смешные и страшные случаи из вашего детства. Договоритесь с ним о честном взаимообмене историями. Ведь биография вашего ребенка уже имеет свои яркие страницы. Пусть он вспомнит и поделится с вами прошлыми переживаниями. Задавайте наводящие вопросы, уточняйте детали для того, чтобы история получилась живой, насыщенной эмоциями.

«Репортаж с места событий». Если вам удалось побывать в зоопарке, кукольном театре или цирке, и вам хочется рассказать об этом событии родственникам и друзьям, сделайте «отчет о проделанной работе». Для выполнения этого замысла вам понадобится ватман, фломастеры, фотографии с места событий, слушатели и рассказчик. Наклейте фотографии на ватман, сделайте интересные надписи под снимками. А рассказчик (ребенок) пусть возьмет в руки карандаш, указывает на фото и комментирует их «с чувством, с толком, с расстановкой».

«Домашний журналист». Расскажите ребенку о профессии журналиста: он пишет статьи, репортажи, ездит по миру, выступает на телевидении и, конечно, берет интервью. Предложите малышу взять интервью у родственников: папы, сестренки, бабушки, тети. Для выполнения этого задания соорудите микрофон (им может быть микрофон от караоке, щетка для волос или палка, обмотанная шарфиком). Затем помогите «журналисту» составить перечень вопросов индивидуально для каждой домашней «знаменитости». Не забудьте также о речевом этикете: «спасибо», «пожалуйста», «извините за нескромный вопрос» и т. д. Ничего, что вопросы перепутаются, и юный журналист забудет, что хотел спросить. Как знать, быть может, эти скромные интервью останутся в анналах истории вашего рода.

Учим стихи

Заучивание стихотворений наизусть дает не только эстетическое наслаждение, развивает художественный вкус, но и хорошо тренирует память, внимание, образное мышление. Учите стихи, когда у ребенка позитивный настрой на процесс. Как можно чаще читайте вслух текст, и вы будете удивлены, когда малыш выдаст вам стихотворение без запинки.

Выбирайте интересные стихи для заучивания

Детям 5—7 лет уже нравятся длинные стихотворения. В этом возрасте ребенок может легко запомнить 3—4 четверостишия. Самые привлекательные темы: о природе, животных, дружбе, семье, разных людях и профессиях. Интересны детям стихи Б. Заходера, Д. Хармса, С. Михалкова, С. Маршака, А. Усачева, М. Пляцковского, Ю. Тувима.

Похожие статьи:

Игры для детей 3, 4, 5 лет с мелками

Развитие мелкой моторики у детей

Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет

Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет

Обучение чтению дошкольников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!