Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет

Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет

Развивающие игры для дошкольников

Игры для развития ребёнка 3, 4, 5 лет

У игры несколько важных функций. Во-первых, во время игровой деятельности ребенок приобретает новые знания и навыки. Во-вторых, игра дает бесценный опыт социального общения. В-третьих, она эмоционально развивает. В игре дети переживают свои страхи, преодолевают внутренние барьеры, наконец, они получают базовую человеческую эмоцию — удовольствие.

Когда ребенок идет в школу, его жизненным девизом становится: «Учиться, учиться и еще раз учиться!» Так завещал не только великий Ленин, но и родители завещают ежедневно. А какой девиз у дошкольника? «Играть, играть и еще раз играть!» И никто не сможет ему помешать реализовывать свою природную программу.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА ДОСУГЕ? Большинство детей этого возраста любят прогулки на улице. Они всегда найдут, чем заняться на детской площадке. Чем и как увлечь ребенка, если на улице нелетная погода? Что делать, если все привычные игры надоели, мягкие игрушки, куклы и машинки заброшены в дальний угол? Если можно сварить кашу из топора, значит, можно приготовить вкусное «блюдо» из простых игр.

ИГРЫ В ПЕРЕОДЕВАНИЯ. Детям нравится перевоплощаться, натягивать на себя папины ботинки 42-го размера, мамины платья и туфли на каблуках. Наверняка в вашем гардеробе найдется что-нибудь подходящее для вашей модницы или модника. Можно также придумывать образы разных героев. И для этого не обязательно делать карнавальные костюмы. Достаточно одной детали, чтобы подчеркнуть образ. Шляпа на голове, пистолет в руке — чем не ковбой? Пояс от маминого халата — чем не мышиный хвостик? Накидка с кресла — чем не плащ супермена? Попросите малыша изобразить своего любимого героя. Если подобные игры — привычное дело в вашей семье, запаситесь театральным реквизитом и важными мелочами: париками, перчатками, колпаками, клоунскими носами, тросточками, длинными башмаками.

ИГРА «ДА-НЕТ». Это упражнение взято из телесно-ориентированной терапии. С одной стороны, вы будете развлекаться, а с другой, — исследовать внутренний мир ребенка, его личностные границы, да и свои тоже. Скажите малышу, что будете к нему прикасаться в разных местах (можно прикасаться не только руками, но и головой, ногами, спиной, боком). Он должен вам отвечать «да», если ему нравится прикосновение, «нет», если он испытывает дискомфорт. Прикосновения также могут быть разного качества: легкие и плотные поглаживания, надавливания, растирания, можно щипаться и кусаться (в меру). Затем поменяйтесь местами, теперь пусть ребенок прикасается к вам. Не терпите, если вам неприятно, будьте честными перед собой. Это упражнение еще полезно тем, что в нем есть телесный контакт с ребенком. Мы мало обнимаем наших детей! Известный российский детский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер говорит о том, что обнимать ребенка нужно не менее восьми раз в течение дня. Объятия подобны лекарству, которое прописал доктор. Не обязательно давать его по часам, но дозы уменьшать нежелательно. Так что, обнимайтесь на здоровье!

«ЦВЕТНОЕ НАСТРОЕНИЕ». Эта игра особенно подойдет маленьким меланхоликам, на которых пасмурные осенние дни навевают хандру. Устройте цветное настроение в один из дней недели. Это может быть «зеленый», «желтый», «оранжевый» или «красный» день. Что от вас потребуется? Например, если вы выбрали оранжевое настроение, поищите в своем гардеробе одежду для себя и ребенка этого цвета (или с элементами оранжевого), украсьте ваш интерьер оранжевым, рисуйте оранжевыми красками, вспомните песню про оранжевое небо, приготовьте блюдо из морковки или тыквы. Если малышу понравится эта игра, вы можете жить всеми цветами радуги, каждый день недели.

ИГРА СО СЛОВАМИ. Спрашивайте у малыша: «Каким (какой) бывает?», подставляя следующие слова: снег, море, дождь, сон, лес, небо, дерево, каша, яблоко, мяч, дом, речка, кукла, ночь, огонь, настроение, лицо, глаза, след, ребенок, ложка, хлеб, одежда, волосы и т. д. Эта игра хорошо способствует развитию внимания, логики и речи.

➣ Игрушки для детей 3, 4, 5 лет

По мнению современных психологов, перед родителями стоит важная задача — научить ребенка правильно взаимодействовать с игрушками. Игрушка — первый помощник в воспитании, ведущий инструмент для психического развития ребенка и познания им окружающего мира.

Не рекомендуется покупать много игрушек. В таком случае малыш будет «перескакивать» с игрушки на игрушку, а в итоге — не научится играть ни с одной из них. Необходимо показывать ребенку, как играть с игрушкой, какие возможности она дает, какие могут быть варианты ее использования.

«УГАДАЙ, КТО Я?» Эту игру любят и дети, и взрослые. Пусть ребенок изобразит самое простое — например, какое-нибудь животное, — а вы угадаете, кто это. Поменяйтесь ролями. Покажите ребенку предмет или игрушку. Как бы вы изобразили мороженое, лампочку, куклу? В этой игре нет пределов для творческого воображения.

«ПРОДОЛЖИ РАССКАЗ». Вы начинаете историю с какой-нибудь фразы, а малыш развивает тему. Примеры фраз:

«Однажды утром люди проснулись, а солнца на небе нет...»

«Мальчик Миша пришел домой очень грустный...»

«Щенок прибежал домой мокрый и грязный...»

«Дети слепили снеговика, а на следующее утро он исчез...»

«Как-то Маша открутила кран в ванной, чтобы умыться, а оттуда полился лимонад...»

«Девочка вышла из комнаты, а когда вернулась, ее любимой куклы уже не было на месте...»

«Однажды в зоопарке исчезли все животные...»

«Однажды рыбак вместо рыбы вытащил из воды бутылку. В ней была записка...»

«У Вовы живет необыкновенная собака. Она умеет...»

«Морской свинке надоело сидеть в клетке. Она решила сбежать, но не знала, как...»

«ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ». Дети обожают приключения и походы. Интересно, куда можно отправиться в путешествие в собственном доме? Ведь здесь уже все давно изучено, знаком каждый уголок. Устройте путешествие «за три моря» или в «тридесятое государство». Сценарий вашей сказки будет полной импровизацией. Главное — создать новизну пространства. Для этого вам нужно будет соорудить препятствие, которое разделит мир реальный и вымышленный. Можно поставить заграждение из стульев, бросить на пол покрывало, которое будет рекой. Ребенок с интересом преодолеет границу и попадет в волшебный мир. И там он встретится с разными героями, сразится со Змеем Горынычем, перехитрит Бабу Ягу, добудет волшебные предметы: клубок с нитками, ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку- невидимку. Теперь вы понимаете, во что превратится ваш дом после этой игры? И еще, вам придется изготовить театральный реквизит. Для этого подойдут обычные домашние предметы, которые на время игры станут «волшебными».

ДЕЛАЕМ КНИГУ. Предложите малышу сделать свою книгу. И рисунки, и текст, и обложка — все в ней будет сделано вашими руками. Выберите наиболее интересную и актуальную тему. Возможно, это будет книга о рыцарях, принцессах, животных, кораблях или автомобилях. Вам понадобятся листы размером А4, цветные карандаши и фломастеры. Согните 5 листов пополам, прошейте их или скрепите. Дальше начинается творческая работа. А в качестве иллюстраций вы можете вырезать картинки из журналов.

ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ. Если в вашем доме есть живое существо, малышу будет чем заняться на досуге. А если нет настоящего, можно завести игрушечное домашнее животное. Наверняка у вас найдется мягкая игрушка — кошка или собака. А может быть, это будет жираф или слон. Кстати, многие дети мечтают о том, чтобы в доме жила настоящая лошадь с красивыми лиловыми глазами. Если нет возможности разместить в ваших «апартаментах» живую, купите для начала игрушечную. У ребенка появится круг забот: кормить, дрессировать, выгуливать, ухаживать. Эта игра воспитывает в детях чувство ответственности.

ШТАМПЫ. Вам понадобятся бумага, краски и разные предметы, которые могут служить штампами: крышки от бутылок и банок, ластики, губки, собственные ладошки. Чтобы получился отпечаток, нужно покрасить поверхность предмета и приложить его к чистому листу. Изготовить штамп также можно из большой картофелины. Для этого разрежьте ее пополам, на каждой половинке сделайте узор или геометрическую фигуру, обмакните картофель в краску, приложите к бумаге — и отпечаток готов.

Домашний кукольный театр

Вам понадобятся два стула, простыня и веревки. С их помощью сделайте ширму, за которой будут прятаться актеры-кукловоды. Занавес можно сделать и другим способом. Накройте стол двумя простынями так, чтобы они накладывались одна на другую и между ними «актер» смог просовывать руку и держать куклу. Аля театрализованного представления выберите мягкие игрушки и куклы. Решите, кто из вас будет зрителем, меняйтесь ролями. Сценарий спектакля можно продумать, написать или сделать его творческой импровизацией.

СОБЕРИ, СКОЛЬКО СМОЖЕШЬ. Для проведения это игры вам понадобится 10—15 трубочек для напитков палочек для счета. Попросите, чтобы малыш взял их, а затем высыпал на стол. Теперь перед ним стоит задача собрать как можно больше рассыпанных палочек так, чтобы не задевать другие. Если трубочка или палочка случайно сдвинута с места, игра начинается сначала.

➣ Что если ребенок не любит проигрывать?

Многие взрослые играют с детьми в поддавки, чтобы не огорчить чадо. Это ошибочная позиция. Нужно учить ребенка принимать поражения.

СЫЩИК. Попросите ребенка выйти из комнаты, спрячьте какую-нибудь вещь и пригласите «сыщика» найти пропажу. Путеводителем будут слова: «Холодно, очень холодно, тепло, горячо». Если ребенок приближается к спрятанной вещи, вы говорите «тепло», а если удаляется — «холодно». Можно эту игру провести иначе. Спрятать что-то (например, конфету), нарисовать план комнаты на листе и стрелочками указать, как добраться до сокровища.

ЧТО ИСЧЕЗЛО, ЧТО ПОЯВИЛОСЬ? На стол, поднос или блюдо выкладываете 4—5 предметов. Пусть ребенок изучит содержимое, затем попросите его закрыть глаза и уберите один предмет. Спросите: «Что исчезло?» Усложнять игру можно, увеличивая количество предметов. Спросите: «Что появилось? А что исчезло?» Игра хорошо развивает зрительную память и внимательность.

ПРОГУЛКА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ. Завяжите ребенку глаза, возьмите за руку и предложите прогуляться по дому. Эта игра хорошо отражает, насколько ребенок доверяет тому, кто его ведет (по жизни, в том числе). Помогите ему вообразить мир в звуках, запахах, тактильных ощущениях, вкусах. Известно, что большую часть информации о мире мы получаем с помощью зрения. Все остальные органы чувств «сидят на скамейке запасных». Эта игра развивает утонченное восприятие мира.

ОРИГИНАЛЬНАЯ МОЗАИКА. Что вы делаете с яичной скорлупой? Оказывается, она может быть оригинальным материалом для создания самодельной мозаики. Для начала соберите яичную скорлупу. Затем попросите малыша измельчить ее толкушкой в миске или скалкой на столе. В нескольких стаканах разведите краски для мозаики (они должны быть насыщенными) и бросьте туда скорлупу. Через 15—20 минут выньте ее и хорошо просушите. Теперь можете приступать к созданию мозаики: сделайте цветок, дерево, дом. Это занятие хорошо развивает мелкую моторику пальцев.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Наверняка каждый взрослый в закромах своей памяти отыщет приятные воспоминания о том, как весело и интересно проходило время за настольными играми: бросались кубики, считались ходы, извлекались из мешочка деревянные бочонки лото. Наступает пора, когда малыш пройдет по тропинкам вашего детства. Конечно, многие настольные игры изменили свою форму. Но суть их осталась неизменной.

Детское лото. Из всего разнообразия выберите лото о животных. Ваш ребенок, возможно, не знает всех зверушек, изображенных на карточках и фишках. Расскажите, где кто живет, какой у кого характер, кто чем питается. В рамках этой игры можно придумать еще одну: описывайте животных и их поведение словами, не показывая карточек. Пусть ребенок попробует отгадать, кто это.

Паззлы. Не все дети с удовольствием складывают паз- злы. Возможно, проблема в том, что эта задача для них пока не под силу. Поэтому начинать нужно с маленьких паззлов с крупными элементами, с интересной для малыша тематикой (герои мультфильмов и сказок). Также можно сделать самодельные паззлы. Например, взять открытку и разрезать ее сначала на четыре части (в виде квадратов), потом усложнить задачу и разрезать на восемь частей.

Домино. Есть классическое домино «с точками». Оно научит считать, логически и стратегически мыслить. А есть много вариантов детского домино: с животными, растениями, транспортными средствами, геометрическими формами.

Зачем нужны настольные игры?

Все настольные игры относятся к типу дидактических (или развивающих) игр. Они являются способом обучения, развивают логическое и образное мышление, фантазию, внимание, мелкую моторику, память, усидчивость, помогают познавать окружающий мир. Кроме того, участие в настольных играх учит малыша взаимодействовать с другими, принимать правила игры, переживать победы и поражения.

Сюжетно-ролевые игры для детей

Большинство сюжетно-ролевых игр направлено на освоение ребенком новых навыков, статусов и ролей. Кроме того, они помогают маленькому человеку строить отношения с ближайшими родственниками, адаптироваться в социальном мире за пределами семьи.

Темы сюжетных игр

Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными: «дочки-матери», «доктор», «ветеринар», «магазин», «поезд», «самолет», «кафе», «кухня», «школа», «детский сад», «война», «рыцари», «работа», «спасатели», «путешественники», «принцессы» и многие другие.

Детские игрушки для сюжетно-ролевых игр:

куклы и аксессуары к ним, коляски, дома, фермы, гаражи, машины, мастерские, кухни, наборы для уборки, столики, кукольная посуда, рыцарские замки, солдатики, пиратские корабли, наборы доктора, туалетные столики для девочек, украшения и многое другое.

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА, КОГДА ОН ИГРАЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ? Важна установка на позитив, оптимистическое завершение всех «коллизий», доброе и внимательное отношение к людям и животным, честность, чувство юмора, искренность, справедливость, чувство сострадания, взаимовыручка. Одним словом, прописные истины, которые лучше выражать не прямым текстом в форме назиданий, а в игровой форме. В играх дети копируют то, что видят в жизни. Например, если вы хотите взглянуть со стороны на отношения в вашей семье, попросите малыша поиграть в «семью». Его кукольная семья будет очень похожа на вашу: фразы, манера поведения родителей и детей, все привычки, табу и запреты будут узнаваемы.

ИГРА «ПУТЕШЕСТВЕННИКИ». Для начала вы можете разучить песню «Веселые путешественники» (текст С. Михалкова). Она создаст «чемоданное» настроение. Эту веселую песенку можно напевать и во время самого «путешествия». Для проведения игры вам понадобятся стулья (вагоны), куклы и мягкие игрушки, которые будут в роли путешественников. Задача этой игры — научить ребенка взаимодействовать с другими «пассажирами». Обращайте внимание малыша, мимо каких воображаемых объектов проезжает ваш поезд: высокое дерево, мост, коровы, кто-то машет вам вслед и т. д.

Похожие статьи:

Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет

Обучение чтению дошкольников

Игры для детей 3, 4, 5 лет с мелками

Игры на развитие речи ребёнка 5, 6, 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!