Урок литературного чтения в 4 классе. Драгунский «…бы»

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В. Драгунского «...бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка; формировать умения выделять главное, доказывать, делать выводы; развивать умения выражать свое отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора; развивать фантазию, умение составлять небольшие творческие рассказы; воспитывать почтение, уважение к родителям.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Берегите друг друга.

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Берегите друг друга

Без притворства и лести,

Берегите друг друга:

Ненадолго мы вместе.

— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

— Прочитайте медленно (еще: шепотом, с ускорением, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Как вы поняли смысл текста речевой разминки? К чему призывает нас автор?

— Чье произведение мы изучали на прошлом уроке?

— Произведение какого автора будем читать сегодня?

— Что объединяет этих авторов - Н. Носова и В. Драгунского?

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны получить ответы? Чему будем учиться?

— Ребята, а когда люди улыбаются?

— Прочитайте записанные на доске слова. (Юмор, сатира.)

— Как вы думаете, это слова, близкие по значению или нет?

— Попробуем разобраться в этих понятиях. Подберите синоним к слову юмор. (Смех.)

— Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий.)

— А улыбка? (Добрая, злорадная.)

— Так и многие произведения. Одни из них — юмористические — вызывают добрую улыбку, а другие — сатирические — злой смех.

— Сделайте вывод. (Значит, юмор — это добрый смех, а сатира — злой. В ней высмеивают недостатки и пороки.)

— Прочитайте название рассказа, который будем сегодня изучать.

— Как вы думаете, о чем произведение с таким необычным названием?

(Прогнозирование содержания текста и первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся. Беседа после чтения.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

(Словарно-лексическая работа.)

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

Фунт — мера веса.

Лихо — зло. Почем фунт лиха — узнать сполна горе, трудности.

Сидели как шелковые — хорошо, смирно, тихо.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Выборочное чтение.)

— От чьего имени ведется повествование?

— О чем мечтал мальчик? Зачитайте. (Все вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными, и взрослые должны были их во всем слушаться.)

— Бывают у вас такие мечты? (Все дети мечтают быть взрослыми, потому что взрослые главные.)

— Зачем мальчик хотел быть взрослым? (Чтобы командовать, отомстить взрослым.)

— Докажите словами текста, что он хотел отомстить родителям. («Я все бы им припомнил».)

— Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.

— Зачитайте только слова мальчика.

— Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой это смех — добрый или злой? (И добрый, и злой.)

— Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика.)

— Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них.)

— Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, требовательно. Он подражает своим родителям.)

(Чтение по ролям. Инсценирование.)

— Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Инсценируем этот эпизод.

— Могут ли родители вести себя, как дети? Почему? (Могут. Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна помощь, так как у них много забот, они несут ответственность за детей, хотят, чтобы те вели себя правильно, беспокоятся о них, переживают.)

— Прочитайте слова мальчика о маме в конце рассказа. (Самая настоящая, живая.)

— Как мальчик относится к своей маме? (Он любит ее, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, все было ненастоящее.)

— Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь что бы они ни говорили, они любят нас и желают только добра.)

(Работа по вопросам и заданиям 5, 6 на с. !44 учебника.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Почему автор дал такое необычное название своему рассказу? {Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не может быть на самом деле.)

— Этот рассказ смешной? Когда было смешно?

— Грустный или веселый?

— Кому грустно, кому весело, почему?

Значит, сочетание юмора и сатиры существует и в художественных произведениях, и в реальной жизни.

— Как мы должны относиться к родителям? (Почитать, прощать, уважать.)

— Что значит быть хорошим сыном, дочерью?

— Чему учит нас автор своим рассказом?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от имени Дениса. Вспомнить или найти сведения о жизни и творчестве В. Драгунского.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!