Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Тема: «Вводный урок по содержанию раздела. Высказываний известных людей о книге»

Цели: познакомить с новым разделом учебника «Книга в мировой культуре»; изучить основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать высказывания известных людей о книге; воспитывать культуру и уважение к истории России.

Планируемые результаты: предметные: понимание ценности книги, отношения к ней в обществе, формирование собственного отношения к книге, умений определять главную тему и основную мысль высказывания (наставления, поучения), главные (ключевые, опорные) слова, подтверждать свой ответ словами из текста; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— формирование умений осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге, ориентироваться в ней, анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения,

— считывание необходимой информации об истории книги с иллюстраций учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, распределение обязанностей в группе при планировании проекта «Мы идем в музей книги»; личностные: проявление уважения к истории своей Родины, бережного отношения к учебной книге.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), карточки с текстом речевой разминки и заданиями, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Ребята, наш урок чтения мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Прочитайте его.

Взяли мы две книжки —

Папа взял и я.

(Папина — большая,

Тонкая — моя.)

 

Думал я, все думал

И решил сказать:

— Я хочу большую

Книжку почитать.

 

Папа улыбнулся,

Возражать не стал.

Взял мою он книжку,

Мне свою отдал.

 

Долго я старался,

Но прочесть не мог.

— Что это за буквы?

— Формулы, сынок!

 

Очень интересно.

Только не понять,

Попросил я снова

Книжку поменять.

 

И сказал мне папа:

— Потерпи, сынок,

Я когда-то тоже

Их понять не мог.

К. Ибряев

— О чем вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? (Книг на свете очень много, но выбирать их нужно соответственно своему возрасту.)

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, утвердительно, весело, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Как расшифровать, что здесь написано? (Прочитать справа налево.)

ЕРУТЬЛУК   ЙОВОРИМ  ВАГИНК

— Что получилось? (Книга в мировой культуре.)

— Это название первого раздела учебника. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

— Как вы думаете, о чем мы можем узнать, изучая этот раздел? Чему будем учиться? (Предположения детей.)

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 4 и прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся. (Библиотека, каталог, аннотация.)

— Какие из этих слов вам уже известны? (Ответы детей.)

— Узнаем их определение в толковом словаре.

Библиотека — собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся.

Каталог — составленный в определенном порядке перечень книг.

Аннотоция — краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

— Прочитайте диалог Ани и Вани. Что вы из него узнали? (Книги — самое замечательное изобретение человека, ведь без них было бы невозможно учиться, чтобы создавать что-то новое.)

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров. Что нового вы узнали? (Книга помогает не забывать прошлое и создавать будущее, лучше понимать себя и другого человека.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение и анализ высказываний о книгах

— Прочитайте высказывания известных людей о книгах.

— Выберите высказывание, которое вам больше всего понравилось. Обсудите с другом его смысл.

(Работа в паре.)

— Прочитайте выбранную пословицу одноклассникам. Объясните ее смысл.

2. Распределение высказываний и пословиц по группам

— Распределите высказывания и пословицы по двум группам: 1) о книге; 2) о знании.

— Какие еще высказывания о книге вы знаете?

— Сравните высказывания великих людей и народные пословицы. Что в них общего?

— Составьте диалог на тему «Книга в нашей жизни» и запишите его в творческую тетрадь.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Что получалось легко?

— Что показалось трудным?

VII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— Какие высказывания о книге вы запомнили?

Домашнее задание

Завершите работу с диалогом, который начали составлять на уроке. Собрать и принести материал по данной теме.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Наш театр. Подготовка сценария

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!