Урок литературного чтения в 1 классе. Б. Житков «Вечер». Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса»

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с произведениями Б. Житкова и С. Маршака, с жизнью и творчеством Б. Житкова; прививать интерес и любовь к книгам о животных; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев произведения, его главную мысль, читать по ролям; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; Разыгрывать спектакль; определять последовательность событий в произведении: отвечать на вопросы по содержанию; называть героев и оценивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведениях; анализировать и сравнивать произведения больших и малых жанров; отгадывать загадки.

Оборудование: портреты и книги Б. Житкова и С. Маршака, текст речевой разминки, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Собаке отдавил сегодня лапу,

В глазах у пса я с ужасом прочел:

«Как жаль, что без хвоста ты, не лохматый,

А то я показал бы — что почем!»

И я, немым укором обезволен,

И из меня теперь веревки можно вить —

Отдам свою обеденную долю,

Чтобы вину свою хоть как-то искупить...

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Какую историю поведал нам автор стихотворения?

— Как он решил искупить свою вину перед собакой? (Высказывания детей.)

— Прочитайте медленно жужжащим чтением.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с сердитой интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Вспомните название раздела, произведения которого мы изучаем. («Люблю все живое».)

— Какие прочитанные произведения в этом разделе учат нас внимательно относиться к животным?

— Сегодня мы познакомимся с произведением Б. Житкова, узнаем о жизни и творчестве писателя. А еще прочитаем новое произведение С. Маршака, инсценируем его.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 28. Кто автор произведения? (Б. Житков.)

— Какие произведения этого писателя вы читали? (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Б.С. Житкова.)

Материал для учителя

Борис Степанович Житков (1882—1938) — русский писатель. Родился в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И. Чуковский).

Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в. Внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в том числе к братьям нашим меньшим, интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали произведения Житкова необычайно популярными у юных читателей.

— Как называется произведение? («Вечер».)

— Рассмотрите картины В. Поленова и И. Левитана, соотнесите их с названием текста. Какие ассоциации у вас возникают?

(Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

— Какие чувства возникли у вас при чтении? Почему?

— Куда отправилась корова Маша?

— Где был теленок Алешка?

— Как они нашли друг друга?

— Чему обрадовался Алешка?

— Что захотелось теленку сделать?

— Кого он испугался?

— Прочитайте о том, что случилось, когда щенок перестал лаять.

— Подумайте и скажите, какую важную мысль автор сообщает читателям.

— Прочитайте произведение выразительно.

V. Физкультминутка

Уточка луговая

Дети.

Уточка луговая,

Серая, полевая.

Где ты ночку ночевала?

Утка.

Под кустиком, под березкой.

Сама, утя, хожу,

Детей своих вожу.

Сама, утя, поплыву,

Детей своих поведу.

(Выбирают уточку. Дети, идя по классу за уточкой, должны выполнять за ней все движения: то переваливаются с ноги на ногу, То идут, положив ладони на колени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте в учебнике на с. 31 шуточное стихотворение Ю. Тувима.

— Какие строчки вам особенно понравились в этом стихотворении?

— Как вы считаете, для чего поэты сочиняют такие стихи?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Откройте учебник на с. 33. Прочитайте название произведения. («Волк и лиса».)

— Какие еще произведения с таким названием вы знаете?

— Какой обычно бывает в них лиса? Какой волк?

— Прочитайте сказку С. Маршака.

— Разыграйте с другом диалог в лицах.

VII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— Что захотелось прочитать?

Домашнее задание

Повторите произведения, которые мы читали в этом разделе.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс

Занятие в 1 классе. Карлсон

Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!