Театрализованная викторина для начальных классов по сказкам

Театрализованная викторина для младших школьников «Мы любим сказки!»

Ход викторины

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о наших самых любимых произведениях - сказках. Все вы, конечно, знаете и любите сказки. И мне хочется, чтобы после нашего праздника, который мы устраиваем сказке, вы полюбили её ещё больше и узнали о ней больше. А помогут нам в этом ребята - старшеклассники, которые познакомят вас с историей сказки.

Звучит в записи «Песня о сказке» В. Шаинского.

1-й ученик. Сказки появились очень давно, когда ещё не было письменности. Поэтому передавались они устно от одного человека к другому. Часто новый рассказчик что-то добавлял, изменял. При этом никто не заботился о сохранении имени самого первого рассказчика, придумавшего увлекательную историю. И те сказки, которые дошли до нас, создавались в результате коллективного творчества многих сказочников. Поэтому они и названы народными сказками.

2-й ученик. Наиболее древние сказки - сказки о животных. Очень давно люди считали животных своими предками и богами и придумывали про них фантастические истории, в которых животные умели говорить.

3-й ученик. Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них речь идёт о подвигах, приключениях. В волшебных сказках с помощью волшебства можно было превратить одного героя в другого. Герои могли оживать после смерти. Как правило, приключения героев повторялись три раза. В волшебных сказках есть присказки, концовки.

4-й ученик. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых говорится о бедных и богатых. В них высмеиваются лень, жадность и прославляются ум, смекалка.

Учитель. Русский народ создал множество очень хороших и разнообразных сказок. И только с XIX века сказки стали бережно собираться, записываться и издаваться. Наиболее полное собрание русских сказок - это «Русские народные сказки» в трёх томах, собранные знатоком русского народного творчества Александром Николаевичем Афанасьевым. (Учитель показывает детям трёхтомник Афанасьева.)

Но не только русский народ писал сказки. Вот сборник «Тысяча и одна ночь» - это сборник арабских народных сказок. Немецкие народные сказки собирали братья Гримм. (Учитель показывает книги.)

1-й ученик. Авторские сказки появились гораздо позже. Впервые они были написаны в XVII веке во Франции. Писательница д'Онуа написала сказки, адресованные молодым девицам, с воспитательной целью. В дальнейшем сказки были названы воспитательными.

2-й ученик. Вслед за ней начал писать сказки хорошо известный нам Шарль Перро. Его сказки были о добре, честности, справедливости и мужестве. Подобные сказки в дальнейшем были названы философскими.

3-й ученик. Затем появились сказки, высмеивающие недостатки людей. Эти сказки были названы сатирическими.

Учитель. Как видите, литературные (или авторские) сказки отличаются от русских народных.

Авторские подразделяются:

• на воспитательные;

• философские;

• сатирические.

А русские народные:

• на сказки о животных;

• волшебные сказки;

• бытовые сказки.

А теперь мне хочется проверить, как вы знаете сказки. К нашей викторине вы все подготовили рисунки. А теперь определим, сюжеты из каких сказок на них изображены. (При подготовке к празднику дети заранее, не показывая друг другу, рисовали сюжеты из разных сказок.)

Проводится конкурс «Узнай сказку».

Учитель. Молодцы! Вы отгадали все сюжеты. А теперь я зачитаю вам отрывки из разных сказок, а вы попробуйте узнать, из каких они произведений.

1. А дорога далека,

А корзинка не легка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь».)

2. «Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг...»

(В. Катаев «Цветик-семицветик».)

3. «...У старшего сына стрела упала на боярский двор...» («Царевна-лягушка».)

4. «...Жил старик со своею старухой у самого синего моря...» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. «- Яблонька, матушка, спрячь меня.

- Поешь моего лесного яблочка, спрячу» («Гуси-лебеди».)

6. «...Вырой ямку, положи золотой, нолей хорошенько из лужи, да не забудь сказать: «Рекс, пекс, фекс...» (А. Толстой «Золотой ключик».)

7. «...Идут вёдра по деревне, а народ дивится...» («По щучьему велению».)

8. «...Тут конёк ему заржал.

- Не тужи, Иван, - сказал, -

Велика беда, не спорю,

Но помочь могу я горю...» (Ершов «Конёк-Горбунок».)

9. «Кто ложился в мою постель и смял её?» («Три медведя».)

10. «Чем тебе крот не муж? У самой королевы нет такой чёрной бархатной шубы, как у него» (Г. X. Андерсен «Дюймовочка».)

11. Чёрная королева сказала: «У нас приходится бежать во весь дух, чтобы остаться на месте. А если нужно попасть куда- то ещё, приходится бежать в два раза быстрее» (Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».)

Учитель. Ученики нашего класса тоже попробовали сочинить сказки. Лучшие из них мы сейчас услышим.

(Ребята читают сказки собственного сочинения.)

А теперь ребята покажут вам инсценировку сатирической сказки «Репка», которую написал Ю. Кушак.

Инсценировка сказки.

Учитель. Я приготовила вам ещё одну игру на сказочную тему. Она называется «Сказочный поезд» (учитель показывает рисунок: поезд, из окон которого торчат предметы, принадлежащие сказочным героям: колпачок Буратино, шляпа Незнайки, лук Чиполлино, шапочка-колокольчик Дюймовочки, сапоги Кота в сапогах, головной убор Красной Шапочки, хрустальные туфельки Золушки.)

Учитель. А в заключение ребята - артисты нашего классного кукольного театра покажут вам сказку «Рукавичка». Сказка «Рукавичка».

Учитель. Вот и закончилась наша сказочная викторина. Я надеюсь, что она вам понравилась, что вы узнали много нового о сказках. Давайте закончим нашу встречу песней «Нам сказки дарят чудо».

Похожие статьи:

Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста на тему: Сказки

Сказочная викторина с ответами для младших школьников 1-2 класса

Викторина по сказкам с ответами для детей младшего школьного возраста

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!