Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 1 классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 1 класс

Предметмо-тематический праздник «Веселый урок русского языка». Сценарий для 1 класса

Ведущий: Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения. Как известно, слова состоят из звуков, звуки на письме обозначаются значками — буквами. А что может случиться, если перепутать буквы в словах, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение Александра Шибаева «Грустные вести».

(Выделенные жирным шрифтом предложения должны быть написаны на доске, чтобы дети могли исправить ошибки)

1-й ученик:

Пришло письмишко мне,

Гляжу -

Из лагеря, от Мишки...

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут...

Читаю дальше:

Здесь — лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет —

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идет в поход, я запиваю песни...

На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен...

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется — надо подлечить:

Заставить правила учить.

Ведущий: Ребята! Кто может исправить ошибки в письме, а затем прочитать, что же все таки хотел сообщить мальчишка?

Ученица (читает стихотворение Я. Козловского «Азбука»):

Прапрадедовской порой

Встали буквы в четкий строй

(показывает на плакат с алфавитом).

Строй как строй,

Да не простой —

Он зовется «Алфавит»,

Всюду путь ему открыт.

Буквы разуму верны.

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

Ведущий: А сколько букв русского алфавита помогают перенести на бумагу все, чему человек дал название?

— Гласные, сколько вас?

— Согласные, сколько вас?

— Буквы, которые не обозначают звуков, отзовитесь!

1-й ученик:

Эта буква - твердый знак,

Знак-отшельник, знак-бедняк.

Ученица:

Нарасхват другие буквы,

Хоть у них попроще вид.

Этот в азбуке, как бука,

В одиночестве стоит.

1-й ученик:

Редко, робок и не смел,

Встанет в предложение

Словом взъём, взъярился, съел,

Въяве, объявление.

И опять сидит скучает,

Никого не замечает. (Г. Граубин)

Ученица: А сколько слов люди могут сложить из 33 букв. Возьмем слово «просто». А сколько в нем спряталось других слов. Назовите спрятавшиеся слова. (Топор, просо, порт, рост, пост, пот, сорт, стопор, осот, торос, спорт, трос, стоп, ропот, Сопот, сто, сор и т.д. Всего можно составить 23 слова вместе с предлогами)

Ведущий: Предлагаю игру. Один ученик начинает слово. Следующий начинает с того звука, на который закончилось предыдущее слово. (Окно — оса — арбуз — зимородок — корень — нектар и т.д.)

Ведущий: В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой чтобы каждое слово стояло в ней на своем месте, надо знать много’слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка? (Показать словари Даля и Ожегова)

1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь»):

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

2-й ученик:

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

3-й ученик:

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать...

4-й ученик:

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

Ведущий: А сейчас предлагаю вам отгадать кроссворд. Перед вами лежит листок бумаги, а на нем изображен перекресток из дорог. В клетки вы запишите слова, которые заменят несколько слов одним. Но для этого нужно внимательно слушать.

Сверху вниз: 1. Сумка школьника, которую носят на спине. (Ранец)

2. Занавеска на окне. (Штора)

Слева направо: 3. Рабочий столик ученика в школе, (парта) 4. Дикая полосатая лошадка. (Зебра) 5. Какое слово можно считать лишним и почему? (Зебра, это слово обозначает одушевленный предмет)

Ведущий: обмоталась зебра черными и белыми лентами и принялась всех спрашивать: «Ну отгадайте, какая я: черная или белая, белая или черная?» Каким одним словом можно назвать ее окраску? (Полосатая)

Ведущий: Отгадайте загадки и затем ответите на вопрос, что объединяет все эти слова и каким образом это связано с «Толковым словарем русского языка»? (Все отгадки начинаются при написании с буквы А, поэтому в словаре ищем на «А»)

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный.

Нет лишь номера на нем. (Аквариум)

 

В детский сад с бахчи

Привезли мячи.

Подали к обеду мяч,

Сладкий он и как кумач. (Арбуз)

 

Что за чудо синий дом?

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

(Вывешиваются рисунки аиста, волка, голубя, утки, слона, теленка)

Если по первой букве возьмете

У нарисованных птиц и зверей,

Месяц хороший вы нам назовете.

Какой это месяц? Скажите скорей! (Август)

Ведущий: В русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное. Как называют такие слова? (Омонимы)

— Определите слова омонимы в стихотворениях.

1-й ученик

(стихи Я. Козловского):

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

— Где вы были? — У лисички!

— Что вы ели там? — Лисички!

2-й ученик:

Веснушкам нету сноса.

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,

Зависело б от мыла.

Веснушки б я отмыла.

3-й ученик:

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им. Что за чудо?!

Предо мною близнецы.

Я спросил:

— Вы откуда

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:

5-й ученик:

- Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

6-й ученик:

Но важна не только внешность,

Потому не торопись;

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

7-й ученик:

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Ведущий: Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:

Пеночка — птица, пеночка —....

Овсянка — каша, овсянка — ....

Норка — животное, норка — ....

Бокс — стрижка, бокс —....

Коса — для скашивания травы, коса —....

Ключ — родник, ключ —....

Ученица:

Буква А и буква О

Обижаются давно:

— Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через а — «карова».

Букве а стоять здесь стыдно.

1-й ученик:

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из-под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва»,

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

Ученица:

Буква «А» и буква «О»

Обижаются давно:

— Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги. (Л. Дружинина)

(Инсценирование стихотворения Сергея Михалкова «Словечки-калечки»)

Автор:

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «сосна, «колечко».

(Входят три девочки. На груди прикреплены рисунки апельсина, сосны и кольца)

Вместе:

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!

Апельсин: Я не какой не «опельсын»!

Колечко (плачет):

Я — никакая ни «калечка»!

Я до слез возмущена!

Сосна:

Можно только лишь со сна

Написать, что я «сасна»!

Апельсин:

Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Ежи! Ежи! Брось лениться!

Так учиться не годится!

Колечко:

Невозможно без вниманья

Получить образованье.

Будет поздно! Так и знай:

Станет неучем лентяй!

Сосна:

Если ты еще хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас —

Мы с тобой поступим круто:

Нашей честью дорожа

Имя Ежи в полминуты

Переделаем в ежа.

Вместе: Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

Автор:

Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту,

Взялся за работу.

Ведущий: Какое правило правописания не знал Ежи? В каких словах он допустил ошибки? Подберите к ним проверочные слова. Написание орфограммы в каком из этих слов вы не смогли проверить? Почему?

1-й ученик:

Это очень интересно —

Знать, как сделаны слова,

Вот Федоту неизвестно,

Как же пишется «трава»,

Он не знает, например,

Что за буква после Р.

А ведь это, как забава.

Измени лишь слово «травы» —

Вмиг получится ответ:

«А» писать, сомненья нет!

Ведущий: Ребята! Русский язык очень красив и выразителен. Но если мы не будем соблюдать нормы грамотного письма, то будем выглядеть очень глупо и смешно перед другими людьми. Ведь не зря в народе говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором».

Похожие статьи:

Прощание с 1 классом. Сценарий

Сценарий Дня именинника для начальной школы, 1 класс

Внеклассное занятие по сказка. Сценарий для 1-2 класса

Прощание с «Азбукой» в 1 классе. Сценарий

Сценарий зимнего развлечения в 1 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!