Прощание с «Азбукой» в 1 классе. Сценарий

Прощание с Азбукой 1 класс. Сценарий

Ведущий: Мы познакомились со всеми буквами русского алфавита. Умеем произносить все звуки, знаем все их секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. Вот перед вами «Толковый словарь русского языка». Что вы можете сказать о его внешнем виде? (Очень объемная книга) А вот «Словарь иностранных слов в русском языке». Каков он на вид? (Очень толстый) А вот еще один словарь «Новые слова в русском языке». А о нем что вы можете сказать? (В нем тоже очень много слов) Слова в этих словарях не повторяются. Сейчас я положу эти три словаря друг на друга. Что вы можете сказать? (В русском языке слов очень много) И все эти слова составлены только из различных сочетаний 33 букв. Вы прочитаете очень много книг, пока будете учиться в школе. И для вас не останется незнакомых слов в этих словарях, если вы будете любопытны, старательны и станете стремиться получить как можно больше знаний. А сейчас прозвучат «Стихи о человеке и его словах» писателя и поэта Сергея Баруздина.

1-й ученик:

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые. Суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

2-й ученик:

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету —

Слово — это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова...

Человек без дела —

Человек без слова!

Ведущий: Знакомясь с буквами и звуками русского языка, мы с вами прочитали на уроках внеклассного чтения очень много сказок. Я предлагаю вам игру. Вы должны отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь, затем взять воздушный шарик и повесить на протянутой леске. А затем посмотрим, что у нас из этого получится. Надеюсь, вы помните сказки лучше, чем девочка Параска.

Ученица:

Учитель спросил у Параски:

— Какие читала ты сказки?

Параска думает: «Ой-ой,

Я не читала ни одной!»

А сзади кто-то шепчет: «Репка».

Параска завопила: «Кепка!» (Э.Огнецвет)

(Ведущий читает по строчкам, дети отвечают и вывешивают воздушные шарики. Например: Айболит - А, Буратино — Б и так далее)

А — в Африке лечит зверей,

Б — к папе Карло спешит скорей,

В — зайца гонит до дверей.

Г — с Белоснежкой дружит,

Д — на листе зеленом по водоему кружит,

Е — на печке сидит, не тужит.

Ё — в клубок колючки прячет,

Ж - по болоту скачет,

3 — туфлю потеряла, плачет.

И — серого волка за собой ведет,

К — круглый, песню о себе поет,

Л — рыжим хвостиком метет.

М — умываться всем велит,

Н — «незнаньем» нас смешит,

О — по небесам скользит.

П — на спице над городом бьется,

Р — золотая в сеть к старику попадется,

С — весной водой разольется.

Т — дом для маленьких зверей,

У - «Серая шейка», лисы посмелей,

Ф — за посудой вдогонку помчалась скорей.

X — из кувшина появится вдруг,

Ц — смеяться не умеет, а только плачет вслух.

Ч — друг Гены-крокодила,

Ш — старуха с крысой всем вредила,

Щ — король, мышиный заводила.

Э — создания милейшие, живущие в цветах,

Ю — чудо, снующее в морях,

Я — плод, что Жар-птица уносит в когтях.

(Л. А. Обухова)

Ведущий: Что вы видите на этой леске? (Буквы алфавита расположились по порядку, только не хватает мягкого и твердого знаков) Я предлагаю прочитать стихи о русских буквах автора А. В. Кочергиной. Может быть, среди них отыщутся мягкий и твердый знаки?

(Стихи читают дети и выставляют нарисованные заранее картинки к стихам на магнитную доску или проецируют с помощью экрана мультимедиа)

С «А» азбука наша, друзья, начинается.

С буквами встреча для вас открывается.

Наш герой без всяких штучек

В букве «Б» увидел ключик,

Что когда-то подарила

Ему бабушка Тортила.

 

Завитушка-кренделек,

Он попал к нам на урок.

И теперь он в алфавите

Буквой «В» стоит, смотрите!

 

Встал по струнке уголок

В «Азбуке» моей, дружок.

Он не хочет быть углом,

«Г» его мы назовем.

 

Есть изба на курьих ножках

На неведомых дорожках.

Почему же та изба

Рядом с буквой «Г» и «А»?

Буква «В» мне объяснила:

Применялась злая сила.

Мы исправим это зло:

Буква «Д» у нас — «добро»!

 

«3» зеркально отразили —

Букву «Е» мы получили.

Завиточки, завиточки...

К букве «Е» прибили точки.

Куда дели букву Е?

Теперь Ё стоит, не Е!

 

Что за чудо?! Вот так да!

Страшный жук ползет сюда.

Среди букв остановился,

В букву «Ж» он превратился.

— Ой, Маришка, посмотри!

На странице цифра «три».

Как в слова она попала?

— Букву «3» я в ней узнала!

Я две палочки, дружок,

Соединил наискосок.

Ты внимательно смотри:

Эта буква — буква «И»!

Йогурт, Йемен, йод и йог:

Буква «И» дает урок.

 

Я отрезок взял, поставил,

Уголок к нему приставил.

И теперь из уголка

Получилась буква «К».

 

Наши палочки устали,

Ровненько стоять не стали,

Вот друг к дружке наклонились,

В букву «Л» оборотились.

 

Буквы «Л» я две поставил,

Букву новую составил.

И теперь скажу я всем:

Эта буква — буква «М»!

 

Вот с подушками кровать,

Но на ней не будем спать.

Знает Настя и Арсен,

Что кровать та — буква «Н».

 

Знаем, Карлсон любит плюшки,

А Незнайка выбрал сушки.

И пока не понял, что

Взял не сушку, — букву «О».

 

В руки палочки возьми,

Да не две, а лучше три.

Две поставь, а третью

На них положим, дети.

Что за буква? Посмотрите

И ее мне назовите. (Буква «П»)

Вырезал флажок упорно,

Только вышел он неровно.

Но зато у нас теперь

Есть цветная буква «Р».

 

Ночью в небо я смотрел:

В небе каравай висел.

Кто потом его клевал?

Букву «С» кто рисовал?

 

Тесто, тучки, телефон,

Точки, танкер и тритон.

Как антенны, встали в ряд —

Буквы «Т» в словах стоят.

 

Молоток возьми, дружок:

Буква «Т» — тот молоток.

 

Среди букв стоит сучок

Или для пальто крючок.

И по правде вам скажу —

С буквой «У» всегда дружу.

Ножницы я в руку взял —

Букву «Ф» я в них узнал.

 

Буква «Ф» так нарядилась,

В пышный бантик превратилась.

Я его пришила к рюшке,

К платью маленькой Катюшки.

 

Повернул я плюс — ха-ха!

Он теперь не плюс, а «X» (ха).

 

На качели мы присели.

Что за странные качели!

Не качаются никак...

— Это буква «Ц», чудак!

 

Вот буква «Ч». А наш Егорка

Кричит дедуле:

— Тут четверка! —

Потом увидел он «четыре».

— Тут буква «Ч»! —

Кричит он Ире.

 

А теперь смотри, дружок:

В нашей строчке гребешок.

Не могу никак понять:

Что им можно расчесать? (Буква «Ш»)

 

Щетка есть, но вот беда:

Не чистят ею никогда.

Пусть в строй букв она вернется,

Буквой «Щ» всегда зовется.

 

Раз два слова: «сели», «съели» —

Друг на друга поглядели.

Не поймут те забияки:

Их отличье - в ТВЕРДОМ ЗНАКЕ!

 

Вот, ребята, мягкий знак

Держит палочку в руках.

— Мягкий Знак, ну не спеши!

Ты же станешь буквой «Ы»!

 

Этот знак — смотри, дружок,

— Примостился в уголок.

И теперь у нас не угол,

А для топки нужный уголь. (Мягкий знак)

 

Мастер наш, фотограф Петя,

Букву «С» застал в буфете.

Буква эта так крутилась,

Так смеялась и дразнилась,

Что потом на фото Петя Букву «С» уже не встретил.

Там — представьте вы себе! —

Получилась буква «Э»!

 

«О» — смотрите: вот дела! —

В руки палочку взяла,

На нее облокотилась,

В букву «Ю» оборотилась.

 

«Я» вперед поставит ножку

И закончит всю дорожку.

От начальной буквы «А»

Я до «Я» дошел, друзья!

Ведущий: Теперь у нас нашлись все буквы. И праздник наш продолжается.

(Дети исполняют танец, который они успели выучить на уроках хореографии или кружке)

1-й ученик:

Буквы стали строго в ряд, будто на линейке,

Каждый знает свое место и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,

Ну, а ты теперь сумеешь повторить все 33?

2-й ученик:

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним,

Но для тебя они — ключи Ко всем хорошим книжкам.

3-й ученик:

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

4-й ученик:

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

5-й ученик:

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

6-й ученик:

Я бросила куклу, играть не хочу,

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Из них написала «трава» и «дрова».

«Дрова на дворе, трава на лугу».

Теперь, как большая, читать я могу.

7-й ученик:

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться.

(Показывает «Азбуку»)

8-й ученик:

Я — «Азбука», учу читать,

Меня никак нельзя не знать,

Меня изучишь хорошо —

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Безо всякого труда.

(Показывает на выставку детских книг, организованную библиотекарем)

9-й ученик:

А в книгах есть про все, про все:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

10-й ученик:

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

Ведущий: Милая «Азбука», ты, наверное, устала, пока детям помогала освоить грамоту. Посиди, отдохни, а ребята покажут, чему они научились.

(Дети поют песню о школе)

11-й ученик:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам,

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

12-й ученик:

Ель, топор, лопата, руки —

В каждом слове слышны звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

13-й ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темно лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

14-й ученик:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

15-й ученик:

Дружат гласные с согласной,

Составляют вместе слог.

«Ма» и «ма», а вместе «мама»

К нам явились на урок.

16-й ученик:

Прапрадедовской порой

Стали буквы в четкий строй.

Строй как строй,

Да не простой.

17-й ученик:

Был он прозван АЛФАВИТ

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

18-й ученик:

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

19-й ученик:

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв — сестер родных?

Тридцать три!

А сколько люди

Могут слов сложить из них!

Ведущий: А как много пословиц и поговорок сложили из букв русские люди. Каждый из вас приготовил пословицу или поговорку о слове, языке, общении, культуре речи.

Без языка и колокол нем.

За словом в карман не полезет.

По речи узнают человека.

Слово не стрела, а к сердцу льнет.

Слово — ключ, которым открываются человеческие сердца.

Язык царствами ворочает.

Словом человека не убьешь.

Не убьешь словом, да опозоришь.

Ласковое слово и кость ломит.

Разговор дорогу коротает.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Слово горы ворочает.

Доброе слово окрыляет.

Хорошее слово всегда к месту.

Доброе слово железные ворота отпирает.

Доброе слово человеку - как дождь в засуху.

Меньше говори, да больше делай.

Не спеши языком, торопись делом.

Будь своему слову господин.

Где много слов, там мало толку.

Меньше говори, да больше делай.

За худые слова слетит и голова.

Умей пошутить, умей и перестать.

Умей вовремя сказать, умей вовремя и промолчать.

(Дети исполняют песню «Чему учат в школе»)

Ученица:

Да сохранит нас, за все отвечая,

Речи родимой бескрайняя даль,

Слово — лиловый огонь Иван-чая,

Из-за которого жизни не жаль.

19-й ученик:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком —

Это потому, что я владею Русским неохватным языком.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Поздравляем грамотеев,

До счастливых новых встреч!

Книг прекрасных очень много,

Постарайтесь их беречь.

(Слово предоставляется библиотекарю школы, администрации, родителям. В подарок дети получают красочно оформленные книги)

Похожие статьи:

Классный час в 1 классе по теме «Конфликты и как их решать»

Конспект классного часа для 1 класса

Классный час для 1 класса

Прощай, Азбука, 1 класс. Сценарий

Классный час в 1 классе по теме «Чудо земли – хлеб»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!