Конспект нравственного классного часа, 2-4 класс

Ток-шоу для учащихся 2-4 классов «У камина»

Цели

— формировать умение обсуждать проблему;

— развивать внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные способности;

— воспитывать такие нравственные качества, как отзывчивость, доброта, скромность.

Оборудование

Рисунок камина со свечами на нем, два кресла, журнальный столик, несколько мягких игрушек, таблица, объясняющая значение слова «ток- шоу», сигнальные карточки, перечень нескольких пословиц, помещенный на доске.

Предварительная работа

Героями ток-шоу заранее подготовлены проблемные истории.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. Сегодня мы поиграем в ток-шоу. Ток-шоу — это телепередача, в которой обсуждается какой-либо вопрос, проблема. В телепередаче принимают участие приглашенные в студию зрители. Наше ток-шоу называется «У камина». (Обращается внимание зрителей на изображение камина и свечей, на стоящие возле него кресла и журнальный столик.) Камин — это символ тепла и уюта. Возле него и разговор становится искренним, доверительным.

Учитель демонстрирует таблицу, объясняет значение слова «ток-шоу».

Учитель. Представьте, что все вы не дети, а взрослые, серьезные люди, которые имеют достаточный жизненный опыт, умеют слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, давать советы. Перед вами будут выступать дети, они расскажут о своих проблемах. Ваша задача — высказать свое мнение по данной теме, помочь герою разобраться в ситуации.

А ситуации, в которые попали наши гости, очень непростые. Разговор у нас пойдет о нравственности, то есть о том, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, это ток-шоу поможет вам задуматься о своих поступках, а кому-то и пересмотреть свое отношение к окружающим.

Вы готовы принять участие в серьезном разговоре?

В ваших руках — сигнальные карточки. С одной стороны их изображен вопросительный знак, что означает «хочу спросить», с другой — восклицательный — «хочу сказать». Если у вас возникнет вопрос, то поверните карточку той стороной, где изображен знак вопроса; если захотите высказать свои мысли, дать совет, то поверните ее другой стороной, с изображением восклицательного знака.

Я начну передачу с притчи, которая как нельзя лучше подходит к теме нашего разговора.

Чтение и обсуждение притчи «Два ангела»

Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того путники были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Когда младший ангел увидел это, то спросил, почему. Старший ответил:

— Вещи не такие, какими кажутся.

На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами скудную еду, которая у них была, и предложили им свои постели, чтоб те могли хорошо выспаться.

Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мертвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:

— Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?..

— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постелях, пришел ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову.

Вопросы для обсуждения:

— Как повели себя обе семьи по отношению к ангелам? Какие качества проявили?

— Чему, по-вашему, учит эта притча? (Быть добрым, благодарным, платить добром за добро.)

Учитель. Итак, встречаем первого гостя. Знакомьтесь: Кирилл.

Учитель предлагает гостю занять место в кресле, выбрать одну из мягких игрушек на журнальном столике и во время рассказа держать ее в руках, чтобы она помогла ему справиться с волнением.

Кирилл. Меня зовут Кирилл. Я хочу рассказать случай, который произошел около года назад.

У нас дома живет собака. Она очень умная и особенно любит маму. Собака всегда поджидает маму с работы. Она узнает по шагам, хорошее у мамы настроение или плохое. Если хорошее, собака бежит навстречу, плохое — уходит на свое место за шкаф.

Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли.

— Поставь чайник, — попросила она меня.

— Сейчас, — сказал я, а сам стал приклеивать трубу к пароходу.

А собака взяла в зубы одну тапочку, потом вторую и принесла маме.

— Спасибо, — ласково сказала собаке мама, — умница.

А мне она ничего не сказала.

Сейчас-то я понимаю, что когда человек устал, нужно ему помочь. А тогда не понимал. Прошло много времени, а мне до сих пор не дает покоя этот случай. Что вы мне можете посоветовать?

Учитель. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.

Реплики зрителей

♦ Очень хорошо, Кирилл, что ты понял: уставшему человеку надо помочь.

♦ Ты должен сказать спасибо своей собаке за то, что она преподнесла тебе такой хороший урок.

♦ После того случая ты всегда был внимателен к маме?

♦ Если тебя до сих пор мучает совесть, расскажи об этом маме. Она тебя обязательно поймет и успокоит.

Герой отвечает на вопросы, выслушивает советы, делает вывод. Учитель направляет беседу в нужное русло.

Учитель. Какая из помещенных на доске пословиц подходит к данной ситуации? (Совесть без зубов, а загрызет.)

Спасибо тебе, Кирилл за то, что ты пришел к нам на передачу и рассказал о своей проблеме. Нам всем было полезно задуматься над тем, что мы услышали.

Встречаем следующую гостью. Ее зовут Юля.

Юля. Здравствуйте. Я расскажу вам историю, которая произошла совсем недавно на моих глазах.

 

Идут двое мальчишек и хвастаются.

— Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму! — говорит первый.

А другой ему:

— Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!

Тогда первый говорит:

— Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.

— Ну, если двумя руками, — засмеялся второй, — так я целый поезд в сто вагонов подниму.

— А я слона подниму да еще десять раз подкину! — не сдается первый.

— Что слон! — махнул рукой второй. — Я гору подниму одной левой.

Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжелой сумкой, но разве это тяжесть для таких силачей? Они и смотреть-то на нее не стали. Пришлось мне, девочке, предложить свою помощь старушке. Я специально сделала это громко, чтоб они слышали. Представьте себе, они только на секунду оглянулись на нас и снова продолжили свой глупый разговор. Какие же мужчины из них вырастут?!

Реплики зрителей

♦ Юля, сколько примерно лет этим мальчикам? Может быть, они еще маленькие и не знают правил этикета?

♦ Возможно, благодаря твоему поступку, они поняли, что вели себя некрасиво, и исправятся.

♦ Интересно, а если бы это была их бабушка, они бы тоже не помогли ей?

♦ Хвастаться всегда некрасиво!

♦ Какая польза от силы, если она никому не делает добра?!

♦ Настоящие мужчины не хвастают своей силой, а просто помогают другим, как, например, Чак Норрис.

Учитель. Какую пословицу мы выберем для этой ситуации? (Сила хорошо, ум лучше, а доброе сердце все покрывает.)

Встречаем следующего гостю — Володю.

Володя. Однажды я стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять, хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот он тебе задаст, — сказал я радостно, предчувствуя хорошую драку, — проучит он тебя.

Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — вдруг сказал мне отец, — Полкан добрее тебя, Володя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Отец сказал, что Полкан добрее меня. Мне стало обидно за такие слова. Неужели отец прав?

Реплики зрителей

♦ Твой отец прав: большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

♦ Полкан показал тебе хороший пример, как надо обходиться с малышами.

♦ Наверно, Володя, ты не всегда обижаешь своих братьев и сестер, но и помогаешь им в чем-то, правда?

♦ Не обижайся на отца за то, что он постыдил тебя. Наверно, по-другому ты не понимал .

♦ Если этот случай так серьезно задел тебя, значит, у тебя есть совесть и ты обязательно исправишься — не будешь обижать малышей.

♦ Ты молодец, что пришел на передачу, поделился своей проблемой. Теперь тебе станет легче.

Учитель. Остается подобрать подходящую к данной ситуации пословицу. (Малый, что глупый, а глупый, что малый.)

Знакомьтесь: Таня. Она расскажет нам свою историю.

Таня. Я живу в поселке.

Недалеко от поселка находится лес. Через лесную дорожку протекает речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла я как-то по нему и чуть не упала. У мостика доска оторвалась.

«Какая плохая доска, в следующий раз надо быть осторожней», — подумала я.

Вслед за мной прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

— Вот противный мостик! — рассердились они.

Пришли к себе в поселок я, Николка и Петя и всех своих друзей предупредили:

— Не ходите по мостику, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

— Хорошо сделали, что предупредили, — сказали ребята, — но могли бы сделать еще лучше!

Не знаю, как Николке с Петей, но мне очень обидно стало: мы их предупредили, а они над нами посмеялись. Вот и делай после этого людям добро!

Реплики зрителей

♦ Ребята не посмеялись, а только намекнули, как можно было еще лучше поступить. Ты догадалась, Таня, как?

♦ Я почему-то уверен, что мостик уже кем-то отремонтирован. Я прав?

♦ Конечно, это не женское дело — ремонтом заниматься, но ты, Таня, могла бы намекнуть об этом мальчишкам Николке и Пете.

♦ Мостик общий, значит, не надо ждать, пока его отремонтирует кто-то другой. К тому же, это не такая уж страшная поломка, с ней сможет справиться любой мальчишка без помощи взрослых.

Учитель. Подумаем над пословицей. Какая соответствует ситуации? (Маленькое дело лучше большого безделья.)

Подведение итогов

Учитель. Спасибо всем участникам и зрителям передачи.

В заключение продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»

Примечание. В качестве ситуаций использованы материалы произведений:

А. Седугин. «Про умную собаку».

Л. Яхнин. «Силачи».

К. Ушинский. «Играющие собаки».

Ю. Ермолаев. «Страшный мостик».

Похожие статьи:

Классный час во 2 классе. Наш Пушкин

Классный час по гражданско-правовому воспитанию, 2 класс

Классный час на тему: Уважение к старшим, 2 класс

Классный час во 2 классе. Трудовое воспитание

Музыкально-литературный вечер во 2 классе. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!