Классный час. Эстетическое воспитание 1 класс

Методическая разработка классного часа для 1 класса

Тема: Музыкальное путешествие в деревню «гармошка»

Цели: сформировать представления детей о музыке русского народа; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; обогащать духовный мир детей.

Оборудование: магнитофон, музыкальные инструменты, самовар, карта путешествия.

Ход занятия

I. Вступление.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено русской народной песне. Но оно будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки!

Я - самовар Тимошка

Из деревни «Гармошка»,

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились,

Посылаю карту вам –

Я ее составил сам.

На доску вывешивается карта.

Учитель. Поскольку наше занятие музыкальное, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным.

II. Основная часть занятия.

1

Учитель. Отправимся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди.

Ученик.

Впереди вас ждет река.

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Учитель. Ребята, а в какой знакомой вам песне упоминается река? (В песне «Вниз по матушке по Волге») Давайте споем эту песню; вспомните о правильном дыхании. (Исполнение песни)

- Скажите, эта песня композиторская или народная? (Русская народная)

- А как вы определили? (У русской песни есть отличительная черта - ее распевность)

- Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни. (Народные песни бывают протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки)

Молодцы! А к какому жанру относится песня «Вниз по матушке по Волге»? (Эта песня относится к протяжным русским песням)

- Как вы думаете, зачем мы учим народные песни? (Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем они мечтали. Русская песня может быть поучительной)

2

Учитель. Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше?

Ученик.

Речку одолели –

И вперед смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка».

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте,

В деревню ту шагайте.

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку,

Запевайте, дети, дружно

Песню «Солдатушки...».

Дети исполняют русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Учитель. Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на вопрос: народная эта песня или композиторская? (Песня русская народная, солдатская)

- Какие старые слова встречаются в этой песне? (Востры, держава)

3

- Что же ждет нас впереди, и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошкином письме.

Слева видите - гора?

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

Учитель. Ребята, споем волку нашу колыбельную.

(Дети исполняют русскую народную колыбельную)

- Скажите, почему эта песня называется «Колыбельная»? (Она называется «колыбельной» от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша)

- Кто пел колыбельные песни и как? (Колыбельную песню пела мама своему малышу, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко)

Колыбельная — песня особенная. У каждой мамы есть своя такая песня.

И еще об одной особенности колыбельных песен мне хочется сказать: в любую из них можно вставить имя того младенца, которому она поется. Итак, волк остался спать под горой благодаря нашей колыбельной.

Ученик.

Полдороги, полпути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем.

Проводится с детьми музыкальная игра «Делай, как я».

4

- Путешествие к Самовару продолжается, а вот в какую сторону пойдем - в письме Тимошкином прочитаем.

Справа - медведь,

Он любит петь,

Громко поет,

Пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Вы ему - частушек много,

Он уступит вам дорогу.

Очень любит мишка частушки, и мы их любим петь и слушать.

- А что такое частушка? (Частушка - короткая русская народная песня с юмором. Частушка бойкая и веселая, поется в быстром темпе. А еще есть медленные частушки, их называют «страдания»)

- А с каким инструментом исполняют частушки? (С гармошкой и с баяном, а еще с балалайкой и без сопровождения, а капелла)

Ребята, есть еще один способ исполнения частушек, который называется «под язык», он широко применялся в России XIX века. Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом какому-либо музыкальному инструменту.

О частушках мы знаем много интересного, а спеть мы частушки можем? (Да)

Учитель.

Вижу - все вы музыканты,

Уникальные таланты.

Вот для вас, детвора,

Музыкальная игра.

С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием аудиозаписи «Русские народные инструменты».

5

- Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошкино письмо.

Ученик.

А теперь - наискосок,

Через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нем.

Хочешь - прыгай,

Хочешь - стой,

Хочешь - песню даже спой.

Учитель. Ребята, как тепло у Тимошки и красиво. Давайте поблагодарим Тимошку за увлекательное путешествие и подарим ему песню «Самовар».

Дети исполняют песню Д. Лъвова-Компанеща «Самовар».

III. Итоги.

- Наше музыкальное путешествие подошло к концу, но прежде чем расстаться, ответьте мне на последний вопрос:

- О чем русская народная песня? (О народной жизни)

Совершенно верно, народная песня - зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Надо помнить о том, что у каждого народа существует своя народная музыка. До свидания! До новых встреч!

Похожие статьи:

Классный час в 1 классе по теме «Чудо земли – хлеб»

Классный час в 1 классе по теме «Конфликты и как их решать»

Классный час для 1 класса

Конспекты классных часов для 1 класса

Конспект классного часа для 1 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!