Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Игра «Счастливый случай» по русскому языку для детей начальной школы, 4 класс
Цель занятия:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время занятий.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: бочонки лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
- Сегодня у нас последнее занятие, и мы проведём его в форме игры «Счастливый случай».
II. Основная часть. Игра «Счастливый случай».
1. Представление команд. (Название, эмблема.)
2. Первый гейм: «Дальше, дальше...».
Вопросы первой команде.
1. Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
2. Что означает слово ланиты? (Щёки.)
3. Назовите антоним слова тёмный. (Светлый.)
4. Неологизмы - это новые или старые слова?
5. Какое слово подходит к существительному автомобиль: гончий или гоночный? (Гоночный.)
6. Подберите синоним к слову верный. (Преданный.)
7. Продолжите: «Кто много читает...» (Тот много знает.')
8. Что означает выражение: «У чёрта на куличках»? (Очень далеко.)
9. В Древней Руси этот месяц называли «студень». Какой это месяц? (Декабрь.)
10. Исправьте ошибку:
Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей.)
Вопросы второй команде.
1. Как называются слова, противоположные друг другу? (Антонимы.)
2. Что означает слово чело? (Лоб.)
3. Назовите антоним слова прямой. (Кривой.)
4. Архаизмы - это новые или устаревшие слова? (Устаревшие.)
5. Какое слово подходит к существительному рукопожатие: дружеское или дружественное. (Дружеское.)
6. Подберите синоним к слову крошечный. (Маленький.)
7. Продолжите: «Чтение - вот...» (Лучшее учение.)
8. Что означает выражение: «После дождичка в четверг»? (Никогда.)
9. В Древней Руси этот месяц называли «травень». Какой это месяц? (Май.)
10. Исправьте ошибку:
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами. (Чайки.)
3. Второй гейм: «Ты - мне, я - тебе».
Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».
В ящичке лежат бочонки лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети достают бочонок, называют номер, учитель читает вопрос под этим номером.
1. О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников. (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко.)
3. Отгадайте анаграмму (перевёртыш):
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (Карп - парк.)
4. Запишите слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях, транспорте и т. п.
(В гостинице - номер, в зоопарке - клетка, в поликлинике - кабинет, в поезде - купе, в музее - зал, в школе - класс, кабинет, в монастыре - келья, в самолете - салон, на корабле - каюта, на заводе - цех, в больнице - палата.)
5. Составьте из слов предложение:
конь, был, это, конь, так, вот. (Вот это был копь так конь!)
6. Рассмотрите отношения между словами в каждой паре и заполните пропуски своими словами:
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка». (Вопросы задаются поочерёдно каждой команде.)
1. Угадайте в каждом предложении известную пословицу. Запишите её:
1-я команда. Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим ближайшим родственником. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
2-я команда. По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут.)
2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного и в качестве неодушевленного существительного:
1-я команда - ласка, полька;
2-я команда - гусеница, старина.
3. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
1-я команда:
из слова лён - цифру (ноль);
из слова лей - название дерева (ель);
из слова люк - большой мешок (куль).
2-я команда:
из слова ток - домашнее животное (ток);
из слова лёд - материал для крыши (толь);
из слова шёл - неправду (ложь).
6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».
Вопросы первой команде.
1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
2. Закончите: «Слово не воробей... (Вылетит, не поймаешь.)
3. Назовите синоним слова актёр. (Артист.)
4. Замените словосочетание одним словом: «большой, бесформенный кусок льда». (Айсберг.)
5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер.)
6. Я - синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
7. Что означает имя Александр? (Защитник.)
8. Подберите к старославянизму выя русское соответствие. (Шея.)
9. Назовите одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей.)
10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь с кем- либо. (Каши не сваришь.)
Вопросы второй команде.
1. Что означает выражение «как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя.)
2. Закончите: «Не имей сто рублей...» (...А имей сто друзей.)
3. Назовите синоним слова тревога. (Беспокойство.)
4. Замените словосочетание одним словом: «человек одинакового возраста с кем-нибудь». (Сверстник, одногодка.)
5. В каком словосочетании слово «тёмная» употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (Тёмная ночь.)
6. Я - синоним осьминога,
А без с - в метле нас много. (Спрут - прут.)
7. Что означает имя Елена? (Солнечная, светлая.)
8. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы.)
9. Назовите одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия.)
10. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки.)
7. Подведение итогов.
8. Награждение победителей.
III. Итог (рефлексия).
- Чему вы научились на наших занятиях?
- Что узнали?
- Что было для вас самым интересным?
Похожие статьи:
Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса
Конспект урока «Наречие», 4 класс. Школа России
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Имя, его происхождение
Нет комментариев. Ваш будет первым!