Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса

Внеклассные мероприятия, 3-4 класс. Сценарии 

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе "Замечательные сооружения нашего города (села)"

Цели: пробудить у детей интерес к настоящему и прошлому своего края; научить гордиться достопримечательностями, которые есть в их родном городе или селе.

Ход мероприятия

Дети должны уметь рассказывать об исторических зданиях, памятниках архитектуры, домах, отличающихся красотой отделки. Это могут быть крупные современные строения и небольшие старинные дома. Главная тема беседы с детьми — «Что ты расскажешь своим друзьям о своем городе (селе)». После беседы учитель советует детям нарисовать понравившиеся им здания или сделать их макеты. В аппликациях домов, особняков, крепостей, кроме цветной бумаги можно использовать обрезки тканей различной окраски и фактуры и кусочки многоцветных иллюстраций из ненужных журналов и газет.

Картины прошлого нашей страны. Славяне

Цель: пробудить у детей чувство гордости за историческое прошлое своего народа.

Оборудование: это первое занятие, которое проводится на основе исторического материала с использованием слайдов, картин, фильмов. Во время занятия можно использовать музыкальные произведения (М. Мусоргский «Рассветна Москве-реке», Н. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце», С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!»).

Ход мероприятия

I. Беседа

Нашими предками были многочисленные славянские народы, которые жили по берегам рек Днепра, Днестра, Волхова, Оки, Западной Двины. Жили они племенами, и каждое племя называлось по-своему.

— Кто из вас слышал, как назывались племена древних славян? (Ответы детей.)

Вот некоторые из названий: поляне, древляне, волыняне, родимичи, вятичи, кривичи и др. Селились восточные племена по берегам небольших рек в поселках, которые укрепляли валами, рвами и частоколом из крепких бревен.

— Кто догадался, почему они селились именно по берегам рек? А почему для укрепления использовали частокол, а не камень или другой строительный материал? (Ответы детей.)

Действительно, река — это вода, а вода — это жизнь. Дерева вокруг много, ведь это лесная территория.

— Чем же занимались восточные славяне? (Ответы детей.)

Занимались восточные славяне земледелием и скотоводством.

Труд пахаря был очень тяжелым. Сначала нужно было рубить лес по берегам рек, корчевать пни, пахать землю. И только потом сеять хлеб. В быту славяне использовали глиняную посуду, изделия из кожи, дерева и металла. Труд гончаров, кузнецов и других ремесленников был у славян в почете. Женщины шили одежду, изготавливали обувь, выпекали хлеб. Мужчины, помимо земледелия, занимались пчеловодством, рыбной ловлей и охотой.

А теперь поговорим о жилище восточных славян. Жили славяне в хижинах, которые были углублены на метр в землю. Стены домов делали из тонких стволов деревьев, очищенных от веток и коры (жердей). В углу хижины стояла каменная печь. Она топилась «по-черному» — дым шел прямо в избу и выходил через маленькое окошко наружу. Почти все место в хижине занимали стол и деревянные лавки. Спали на полу, на охапках сена, покрытых звериными шкурами.

— Как вы думаете, что и кто мешал восточным славянам жить мирно и спокойно? (Ответы детей.)

Действительно, природа порой мешала получать богатый урожай, огонь сжигал поселки. Славяне не умели бороться со стихи ей, поэтому поклонялись многим богам. Старшим считался бог Сварог, отец других богов. Особо почитались бог грома Перун, бог ветра Стрибог, бог леса Святобор, бог плодородия Ярило. От них, считали славяне, зависела жизнь поселка, особенно урожая. Часто на славянские поселки нападали степные кочевники. Они уводили скот, забирали изделия ремесленников. Славянские воины защищали своих родичей.

II. Игра

Сегодня мы поиграем в древних славян. Образуем несколько племен. Каждое племя придумывает себе название, но так, чтобы соседнее племя не узнало его. Это одно из условий игры. Второе условие: племя — это одна команда, работает дружно. Если в племени возникает спор, ведущий может племя изгнать, т. е. распределить его членов в другие племена. Но при этом они становятся изгнанниками и не имеют права голоса при решении каких-либо вопросов.

(Дети делятся на племена, каждое племя получает набор фломастеров, лист ватмана. Выбирают старейшину племени. Он получает от ведущего задание, написанное на листке, и организует работу. Все задания выполняют на ватмане. Следующее задание можно получить только тогда, когда выполнено предыдущее.

Ведущий не объясняет, дети должны сами догадаться, как на ватмане обозначать лес, хижины, пни и т. д. Мудрее окажутся те, кто для более быстрой работы будет обозначать символами или словами.)

Задания

1. Выбрать на берегу реки в березовом (сосновом, дубовом, осиновом) лесу поляну, срубить 10 деревьев, выкорчевать пни и построить 3 хижины — избы.

2. Проложить тропинку к реке и сделать удобный подход. Сделать неводы для ловли рыбы.

3. Найти вторую поляну рядом с первой и вспахать ее под пшеничное поле.

4. Сделать вал вокруг поселка.

5. Найти месторождение глины и построить гончарную мастерскую.

6. Построить кузницу.

7. Поставить идолов для поклонения богам.

8. Собрать к зиме урожай ягод, грибов и орехов.

9. Построить еще 3 хижины.

10. Определиться, чем занимаются и что изготавливают ваши женщины и мужчины.

11. Обнести поселок частоколом.

12. На вас нападают кочевники. Создать дружину воинов.

13. Познакомиться с ближайшим племенем и пригласить их представителей к себе в гости.

14. Создать обмен между племенами товаром, который вы изготавливаете.

III. Подведение итогов

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по сказка. Сценарий для 1-2 класса

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения, 1 класс

Сценарий конкурсной программы по сказкам для 1-2 класса

Конкурсы для 1 класса

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!