Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе. Тема: Похожи, но не одинаковы. Паронимы
Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лексике русского языка.
3. Способствовать развитию творчества у учащихся, обогащению словарного запаса детей.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь».
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
Иногда мы путаем слова, которые очень похожи по звучанию, но абсолютно различны по смыслу. Кто из вас не путал слова «экскаватор» и «эскалатор»? Важно различать такие слова, потому что можно попасть впросак.
- Знаете ли вы, как называются эти слова?
- Такие слова называются паронимами.
II. Основная часть.
1. Значение слова пароним.
Слово пароним образовано от слова «пара» и греческого слова «опута» - имя. Это разные по смыслу, но близкие по звучанию слова («база» и «базис»). Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи («представился» вместо «преставился»), Паронимы часто используются в каламбурах.
2. Групповая работа с толковым словарём.
Объяснить значение слов-паронимов.
1-я группа.
Комплект - комплекс
2-я группа.
Невежа - невежда
3-я группа.
Преобразить - преобразовать.
4-я группа.
Поступок - проступок
5-я группа.
Останки - остатки
6-я группа.
Зачинщик - зачинатель.
Проверка.
3. Исправьте ошибки в предложениях, заменив слова паронимами. (Работа проводится в группах, можно пользоваться словарём.)
1-я группа.
Гончий (гоночный) автомобиль едва не перевернулся на повороте. Нас познакомили с новым комплектом (комплексом) гимназических упражнений.
2-я группа.
Помещики жестоко угнетали своих крепостников (крепостных). Учитель представил (предоставил) нам полную свободу выбора.
3-я группа.
Обладая острым обаянием (обонянием), он сразу уловил запах только что испечённого пирога. За последние годы наш город очень преобразовался (преобразился).
4-я группа.
Врач взял ланцетом (пинцетом) кусочек ваты. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным (грибковым) заболеваниям.
5-я группа.
Они не умели основать (обосновать) свои требования. Дело это хлопотливое (хлопотное), требует большого терпения.
6-я группа.
Товарищ ответил мне дружественным (дружеским) пожатием руки. У него были невыразимые (невыразительные) черты лица.
4. Соедините линиями существительные и слова-паронимы.
а) молоко целевой
день цельный
назначение целый
б) соседский район
соседний мальчишка
в) вид эффективный
метод эффектный
5. Из данных слов-паронимов в скобках выберите нужное.
Девочка со страхом сделала шажок на движущуюся ступеньку (экскаватора, эскалатора). Солдаты выстроены на вечернюю (проверку, поверку). Прибывшие из многих стран на (форум, кворум) учёные решали серьёзные вопросы.
6. Дополните словосочетания подходящим словом- паронимом.
■ (континент, контингент) участников;
■ (скрытые, скрытные) подходы;
■ (обидчивый, обидный) упрёк;
■ отважный (корнет, кларнет).
III. Заключительная часть (рефлексия).
- Что нового узнали на занятии?
- Для чего нужно уметь различать слова-паронимы?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Конспект урока «Наречие», 4 класс. Школа России
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Имя, его происхождение
Нет комментариев. Ваш будет первым!