Игры на развитие логики для детей 3-4 лет
Игры на развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
Старенькая бабушка
Необходимый инвентарь: много разных пуговиц — 5 больших, 3 средних, 4 с ножками, 5 покрытых материей, 3 шершавых, 2 квадратных и т. д.
❀ Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза. Ведущий раздает каждому по 10 или 20 пуговиц разного размера, формы и фактуры. Пуговицы надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.
❀ С каждой игрой разнообразие форм, размера и фактур используемых пуговиц рекомендуется увеличивать.
Двадцать палочек
❀ На столе рассыпают двадцать палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.
Какой он?
С помощью игры закрепляются знания характеристик величины, формы, цвета, умение соотносить их с конкретными предметами.
Необходимый инвентарь: любой предмет, имеющий ярко выраженную геометрическую форму (мяч, книга, косынка и др.).
❀ Взрослый показывает предмет детям и просит их назвать его характеристики: «Какой он?». Например, мяч: круглый, легкий, большой, маленький, желтый, зеленый и т. д.
❀ Второй этап игры — введение более сложных предметов: дерево, машина и т. д.
Кто больше?
Игра помогает ребенку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме
❀ Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать соответствующий предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдет и назовет соответствий. Например: прямоугольник — дом, автобус, хлеб, стол и т. д.
❀ Можно разбиться на пары взрослый — ребенок и устроить командную семейную игру.
Фигуры
Игра помогает закрепить знания о предметах, их геометрической форме. Закладывает основы абстрактного мышления
❀ Ведущий называет любой предмет, а дети должны определить геометрическую фигуру, которая лежит в его основе. В первом этапе игры можно использовать наглядный материал: карточки или сами предметы. Затем необходимо перейти к словесной передаче информации. Это поможет ребенку развить абстрактное мышление.
❀ Сначала берите знакомые и несложные по форме предметы (дверь, мяч, окно и т. д.). Например: кастрюля — круг; окно — квадрат; спящая кошка — овал и т. д.
❀ Когда ребенок освоит простые геометрические фигуры, следует переходить к более сложным формам: многоугольникам и пр.
Были-небылицы
Игра помогает развивать логическое мышление, развивает умение фиксировать противоположные высказывания. Закладывает навыки ведения аргументированного отстаивания своей позиции, умение корректно спорить
❀ Ведущий задает детям вопросы подобного содержания: «Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» И т. д.
Холодно-горячо
Игра помогает научиться координировать свои действия, обучает навыкам локализации места в пространстве. Обучает логическому мышлению
Необходимый инвентарь: небольшой предмет или игрушка.
❀ Один из игроков прячет предмет, остальные дети должны его искать. Ведущий должен помогать ребятам найти предмет. Ему можно произносить только слова: «холодно» и «горячо», «теплее» и «холоднее».
❀ «Горячо» обозначает, что ищущий подошел к предмету очень близко, «холодно» — что отошел слишком далеко.
Антонимы
❀ Игроков может быть двое, а может и больше. Можно играть с водящим, тогда он предлагает всем слова, но лучше говорить по очереди.
❀ Один играющий произносит слово, другой должен назвать противоположность.
❀ Это просто, когда говорятся слова, имеющие четкую пару: быстро — медленно или долго, холодный — горячий или жаркий.
❀ Но если противопоставить огню — воду, веткам — корни, а забору — дыру или проход достаточно просто, то искать противоположности предметам одежды, профессиям, частям тела или геометрическим фигурам — занятие захватывающее и полезное.
Обручи
Игра помогает ребенку научиться классифицировать предметы по форме и по цвету
Необходимый инвентарь: два обруча, разные игрушки по форме и по цвету или разные геометрические фигуры из детского конструктора.
❀ Для начала возьмите простые предметы: например, кубики красных и синих цветов или круглые и квадратные предметы. Ребенок должен разложить предметы по признакам в разные обручи.
❀ Усложнить игру можно, вводя более сложные предметы, которые обладают обоими признаками: и цветом, и формой. Возможно, ребенок сам придумает, как включить такой предмет в обе группы. Если он не догадается, покажите, как можно положить обручи, образуя пересеченное пространство, чтобы синий кубик в красных полосках оказался сразу в двух обручах.
❀ С помощью обруча меньшего размера внутри групп можно создавать подмножества: например, подмножество больших предметов среди синих предметов или подмножество больших кубиков среди кубиков.
Игра с цветами
Необходимый инвентарь: парные таблички красного, синего и желтого цвета из картона.
❀ Таблички выкладываются в два ряда в произвольном порядке.
❀ Взрослый подбирает пары, выкладывает их на столе, предлагает ребенку повторить самостоятельно.
❀ Можно дать ребенку табличку и попросить отыскать в комнате предмет такого же цвета.
❀ Возьмите парные таблички основных цветов плюс дополнительные: зеленый, фиолетовый, черный и т. д. Попросите ребенка выбрать три понравившихся дополнительных цвета, остальные таблички уберите. Из оставшихся табличек ребенок выкладывает пары.
❀ Вариант: взрослый выкладывает все таблички от самого темного до самого светлого цвета, потом просит ребенка повторить.
❀ Вводится усложняющий элемент игры: оттенки одного цвета — от самого темного до самого светлого. Взрослый сам выкладывает спектр, затем просит ребенка повторить его действие: выложить линейку цвета от самого темного оттенка до самого светлого.
Макароны
❀ Наверняка в вашем кухонном шкафу есть макароны разных форм, размеров и даже цветов.
❀ Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Игры на кухне
❀ Вспомните Золушку, которая перебирала крупу. Но вы же не злая мачеха, поэтому предложите ребенку не мешок, а небольшое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.
❀ Одновременно ребенок будет осваивать разные формы — круг, овал; размеры — большой, маленький.
❀ Можно ввести в игру элемент счета.
Алгоритмы
Эта игра поможет вашему ребенку без утомительных нотации научиться правильно планировать время и самостоятельно принимать решения
❀ Давайте для начала вспомним, что алгоритм — это разбиение действия на его составные части. Для составления даже простого алгоритма мы должны осмыслить детали наших действий, а сами действия подразделить на составные элементы. А для этого нужно научиться находить начало и конец действия и уметь выделить его отдельные этапы.
Вариант 1
❀ Самый простой вариант — составление алгоритма действия, уже один или много раз совершенного ребенком. Например, чтобы составить алгоритм дороги в детский сад или на игровую площадку, необходимо мысленно проделать это путешествие, дробя его на различные этапы (оделся, обулся, открыл дверь, вышел, закрыл дверь, спустился по лестнице и т. д.).
Вариант 2
❀ Вот вариант игры посложнее: ребенок составляет последовательность действия, ни разу не совершенного им, то есть он прогнозирует. Для таких случаев хорошо подходят игры на программирование — составление алгоритмов для управления игрушечными «роботами». «Роботами» могут быть машинки, поезда, куклы, любимые игрушки.
Вариант 3
❀ Можно ребенка попросить представить себя в сказочной ситуации и описать по порядку, что нужно сделать, чтобы достичь определенной цели (например, провести автомобиль по дороге среди гор или леса).
❀ Для того чтобы начать игру, нужно сначала нарисовать игровое поле или «лабиринт» и придумать «цель». Вот примеры:
♦ провести автомобиль по дороге среди гор или леса;
♦ помочь мышонку проползти по подземному лабиринту его норки;
♦ превратиться в космонавта и пройти по поверхности планеты;
♦ помочь маме доехать на машине к магазину;
♦ доехать с помощью карты дорог от дома до Черного моря;
♦ помочь лисичке перейти через поле с лесами и речками.
❀ Для начала можно использовать поле из прямоугольных клеток (лист бумаги), размеченных, например, тонкой линией. Стенки можно изображать толстыми сплошными линиями. В принципе, клеточки не обязательно должны быть прямоугольными, и само поле может оказаться довольно сложным. Главное, чтобы малышу было ясно, как им пользоваться.
❀ Активно вводите в речевой оборот ребенка слова «верх», «низ», «право», «лево».
Угадай животное
Игра помогает развить и закрепить умение классифицировать, разделять и объединять
❀ Угадывать можно не только животных, подойдет любая группа предметов или существ, поддающихся классификации.
❀ Для детей трехлетнего возраста проще всего играть именно в животных, потому что классификация животных — одна из первых классификаций, с которыми знакомится ребенок.
❀ Один из детей загадывает животное. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые ведущий должен отвечать «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто угадал.
❀ Ведущий выигрывает, когда сдаются все игроки.
Автор: Наталья Коскова
Похожие статьи:
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Комната для кукол»
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Купаем куклу»
Развивающие игры в домашних условиях для детей 1-3 года
Нет комментариев. Ваш будет первым!