Игры на развитие логики для детей 3-4 лет

Игры на развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста

Старенькая бабушка

Необходимый инвентарь: много разных пуговиц — 5 больших, 3 средних, 4 с ножками, 5 покрытых материей, 3 шершавых, 2 квадратных и т. д.

❀ Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза. Ведущий раздает каждому по 10 или 20 пуговиц разного размера, формы и фактуры. Пуговицы надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

❀ С каждой игрой разнообразие форм, размера и фактур используемых пуговиц рекомендуется увеличивать.

Двадцать палочек

❀ На столе рассыпают двадцать палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.

Какой он?

С помощью игры закрепляются знания характеристик величины, формы, цвета, умение соотносить их с конкретными предметами.

Необходимый инвентарь: любой предмет, имеющий ярко выраженную геометрическую форму (мяч, книга, косынка и др.).

❀ Взрослый показывает предмет детям и просит их назвать его характеристики: «Какой он?». Например, мяч: круглый, легкий, большой, маленький, желтый, зеленый и т. д.

❀ Второй этап игры — введение более сложных предметов: дерево, машина и т. д.

Кто больше?

Игра помогает ребенку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме

❀ Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать соответствующий предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдет и назовет соответствий. Например: прямоугольник — дом, автобус, хлеб, стол и т. д.

❀ Можно разбиться на пары взрослый — ребенок и устроить командную семейную игру.

Фигуры

Игра помогает закрепить знания о предметах, их геометрической форме. Закладывает основы абстрактного мышления

❀ Ведущий называет любой предмет, а дети должны определить геометрическую фигуру, которая лежит в его основе. В первом этапе игры можно использовать наглядный материал: карточки или сами предметы. Затем необходимо перейти к словесной передаче информации. Это поможет ребенку развить абстрактное мышление.

❀ Сначала берите знакомые и несложные по форме предметы (дверь, мяч, окно и т. д.). Например: кастрюля — круг; окно — квадрат; спящая кошка — овал и т. д.

❀ Когда ребенок освоит простые геометрические фигуры, следует переходить к более сложным формам: многоугольникам и пр.

Были-небылицы

Игра помогает развивать логическое мышление, развивает умение фиксировать противоположные высказывания. Закладывает навыки ведения аргументированного отстаивания своей позиции, умение корректно спорить

❀ Ведущий задает детям вопросы подобного содержания: «Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» И т. д.

Холодно-горячо

Игра помогает научиться координировать свои действия, обучает навыкам локализации места в пространстве. Обучает логическому мышлению

Необходимый инвентарь: небольшой предмет или игрушка.

❀ Один из игроков прячет предмет, остальные дети должны его искать. Ведущий должен помогать ребятам найти предмет. Ему можно произносить только слова: «холодно» и «горячо», «теплее» и «холоднее».

❀ «Горячо» обозначает, что ищущий подошел к предмету очень близко, «холодно» — что отошел слишком далеко.

Антонимы

❀ Игроков может быть двое, а может и больше. Можно играть с водящим, тогда он предлагает всем слова, но лучше говорить по очереди.

❀ Один играющий произносит слово, другой должен назвать противоположность.

❀ Это просто, когда говорятся слова, имеющие четкую пару: быстро — медленно или долго, холодный — горячий или жаркий.

❀ Но если противопоставить огню — воду, веткам — корни, а забору — дыру или проход достаточно просто, то искать противоположности предметам одежды, профессиям, частям тела или геометрическим фигурам — занятие захватывающее и полезное.

Обручи

Игра помогает ребенку научиться классифицировать предметы по форме и по цвету

Необходимый инвентарь: два обруча, разные игрушки по форме и по цвету или разные геометрические фигуры из детского конструктора.

❀ Для начала возьмите простые предметы: например, кубики красных и синих цветов или круглые и квадратные предметы. Ребенок должен разложить предметы по признакам в разные обручи.

❀ Усложнить игру можно, вводя более сложные предметы, которые обладают обоими признаками: и цветом, и формой. Возможно, ребенок сам придумает, как включить такой предмет в обе группы. Если он не догадается, покажите, как можно положить обручи, образуя пересеченное пространство, чтобы синий кубик в красных полосках оказался сразу в двух обручах.

❀ С помощью обруча меньшего размера внутри групп можно создавать подмножества: например, подмножество больших предметов среди синих предметов или подмножество больших кубиков среди кубиков.

Игра с цветами

Необходимый инвентарь: парные таблички красного, синего и желтого цвета из картона.

❀ Таблички выкладываются в два ряда в произвольном порядке.

❀ Взрослый подбирает пары, выкладывает их на столе, предлагает ребенку повторить самостоятельно.

❀ Можно дать ребенку табличку и попросить отыскать в комнате предмет такого же цвета.

❀ Возьмите парные таблички основных цветов плюс дополнительные: зеленый, фиолетовый, черный и т. д. Попросите ребенка выбрать три понравившихся дополнительных цвета, остальные таблички уберите. Из оставшихся табличек ребенок выкладывает пары.

❀ Вариант: взрослый выкладывает все таблички от самого темного до самого светлого цвета, потом просит ребенка повторить.

❀ Вводится усложняющий элемент игры: оттенки одного цвета — от самого темного до самого светлого. Взрослый сам выкладывает спектр, затем просит ребенка повторить его действие: выложить линейку цвета от самого темного оттенка до самого светлого.

Макароны

❀ Наверняка в вашем кухонном шкафу есть макароны разных форм, размеров и даже цветов.

❀ Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Игры на кухне

❀ Вспомните Золушку, которая перебирала крупу. Но вы же не злая мачеха, поэтому предложите ребенку не мешок, а небольшое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.

❀ Одновременно ребенок будет осваивать разные формы — круг, овал; размеры — большой, маленький.

❀ Можно ввести в игру элемент счета.

Алгоритмы

Эта игра поможет вашему ребенку без утомительных нотации научиться правильно планировать время и самостоятельно принимать решения

❀ Давайте для начала вспомним, что алгоритм — это разбиение действия на его составные части. Для составления даже простого алгоритма мы должны осмыслить детали наших действий, а сами действия подразделить на составные элементы. А для этого нужно научиться находить начало и конец действия и уметь выделить его отдельные этапы.

Вариант 1

❀ Самый простой вариант — составление алгоритма действия, уже один или много раз совершенного ребенком. Например, чтобы составить алгоритм дороги в детский сад или на игровую площадку, необходимо мысленно проделать это путешествие, дробя его на различные этапы (оделся, обулся, открыл дверь, вышел, закрыл дверь, спустился по лестнице и т. д.).

Вариант 2

❀ Вот вариант игры посложнее: ребенок составляет последовательность действия, ни разу не совершенного им, то есть он прогнозирует. Для таких случаев хорошо подходят игры на программирование — составление алгоритмов для управления игрушечными «роботами». «Роботами» могут быть машинки, поезда, куклы, любимые игрушки.

Вариант 3

❀ Можно ребенка попросить представить себя в сказочной ситуации и описать по порядку, что нужно сделать, чтобы достичь определенной цели (например, провести автомобиль по дороге среди гор или леса).

❀ Для того чтобы начать игру, нужно сначала нарисовать игровое поле или «лабиринт» и придумать «цель». Вот примеры:

♦ провести автомобиль по дороге среди гор или леса;

♦ помочь мышонку проползти по подземному лабиринту его норки;

♦ превратиться в космонавта и пройти по поверхности планеты;

♦ помочь маме доехать на машине к магазину;

♦ доехать с помощью карты дорог от дома до Черного моря;

♦ помочь лисичке перейти через поле с лесами и речками.

❀ Для начала можно использовать поле из прямоугольных клеток (лист бумаги), размеченных, например, тонкой линией. Стенки можно изображать толстыми сплошными линиями. В принципе, клеточки не обязательно должны быть прямоугольными, и само поле может оказаться довольно сложным. Главное, чтобы малышу было ясно, как им пользоваться.

❀ Активно вводите в речевой оборот ребенка слова «верх», «низ», «право», «лево».

Угадай животное

Игра помогает развить и закрепить умение классифицировать, разделять и объединять

❀ Угадывать можно не только животных, подойдет любая группа предметов или существ, поддающихся классификации.

❀ Для детей трехлетнего возраста проще всего играть именно в животных, потому что классификация животных — одна из первых классификаций, с которыми знакомится ребенок.

❀ Один из детей загадывает животное. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые ведущий должен отвечать «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто угадал.

❀ Ведущий выигрывает, когда сдаются все игроки.

Автор: Наталья Коскова

Похожие статьи:

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Комната для кукол»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Купаем куклу»

Развивающие игры в домашних условиях для детей 1-3 года

Дидактическая игра «Кукла проснулась», 1 младшая группа

Дидактическая игра в 1 младшей группе «Поручения»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!