Развивающие игры в домашних условиях для детей 1-3 года
Игры для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях
Разложим посуду на столике
Игрушки: чашечка, две тарелочки, две ложечки, детский столик.
Поиграйте
Поставьте перед ребенком столик и скажите: «Вот столик».
Положите рядом ложечку, чашечку, тарелочку.
Попросите: «Дай тарелочку». Возьмите тарелочку сами и поставьте на стол.
Попросите: «Возьми чашечку. Поставь на стол. Положи ложечку в тарелочку».
Сядьте рядом с ребенком и скажите: «Давай покушаем». Покажите ребенку, как это нужно делать правильно.
Во время игры можно приговаривать:
Моя девочка,
Дай-ка мне тарелочку.
(Протяните руку и попросите тарелочку.)
Вот я ложечку беру
И в тарелочку кладу.
На столик ставит Дашечка
Маленькую чашечку.
Советы
• Если ребенок берет не тот предмет, поправьте его.
• Помогайте ровно ставить предметы на стол.
• Не забывайте произносить названия предметов.
Покормим куколку
Игрушки: кукла, две тарелочки, две ложечки, две чашечки.
Поиграйте
Расставьте на столике вместе с ребенком тарелочки, чашечки, разложите ложечки. Назовите предметы.
Попросите малыша показать тарелочку, ложечку, взять чашечку.
Поставьте перед ребенком стульчик и скажите: «Вот стульчик. Поставь к столу». Покажите, как нужно это сделать.
Скажите ребенку: «Куколка хочет кушать. Давай ее покормим». Помогите посадить куклу на стульчик. Подержите куклу над тарелочкой и предложите ребенку: «Возьми ложечку. Покорми куколку».
Можно посадить за стол двух кукол. Одну кормит взрослый, другую — ребенок.
Во время игры можно приговаривать:
Хозяйку надо слушать,
Пора кукле кашу кушать.
Советы
• Если у ребенка не получается самостоятельно взять ложечку, вложите ее в руку ребенка.
• На собственном примере и направляя руку малыша, покажите, как правильно следует подносить ложечку ко рту.
Разложим фигурки в коробочки
Игрушки: три коробочки (разных цветов), три треугольника (тех же цветов, что и коробочки), три шарика, три кубика.
Поиграйте
Положите перед ребенком коробочки. Назовите цвета.
Дайте ребенку шарик красного цвета, скажите: «На красный шарик. Положи в красную коробочку».
Проделайте это упражнение с фигурами и коробочками всех цветов.
Когда ребенок разложит фигурки в коробочки, попросите его дать красный кубик (шарик) и т.д.
Выложите фигурки. Предложите ребенку самостоятельно разложить их на места.
Во время игры можно приговаривать:
В красную коробочку
Бросил шарик Вовочка.
Советы
• Направляйте все действия ребенка.
• Если он неправильно раскладывает фигурки, скорректируйте его действия, называя цвета: «Красный шарик в красную коробочку» и т.д.
Построим домики для зверюшек
Игрушки: кубики, цыпленок, курочка, коровка.
Поиграйте
Начните сами строить домики из кубиков и скажите: «Строим домики. Дай мне кубик».
Малыш должен начать помогать взрослому, выполняя несложные действия (поставить один кубик на другой).
Покажите ребенку корову, курицу, цыпленка. Назовите животных.
Скажите: «Курочка идет в домик» и покажите это действие. Дайте выполнить его малышу самостоятельно. То же проделайте с другими животными.
После игры предложите ребенку положить кубики отдельно от животных.
Во время игры можно приговаривать:
Цыпленок в домике живет,
Он в гости всех к себе зовет.
Советы
• Помогайте ребенку ровно ставить кубики.
• Когда ребенок будет отводить животных в домики, следите, чтобы домики не разваливались.
• Разбирая домики, просите, чтобы ребенок брал по одному кубику, а не ломал постройку сразу.
Напоим зверюшек
Игрушки: лошадка, овечка, две бутылочки (с водой), два корытца.
Поиграйте
Дайте ребенку лошадку и скажите: «Возьми лошадку. Лошадка хорошая. Погладь лошадку».
Затем скажите: «Лошадка хочет пить». Поставьте корытце и из бутылочки налейте в него воду.
Дайте ребенку второе корытце, вторую бутылочку с водой и попросите: «Налей водичку».
Дайте овечку и четко произнесите название животного. Скажите: «Овечка хочет пить. Напои овечку».
Дайте ребенку лошадку, корытце и бутылочку с водой. Пусть ребенок попытается проделать все действия самостоятельно.
Во время игры можно приговаривать:
Лошадка (овечка) ротик открывает
И водичку выпивает.
Советы
• Когда ребенок будет наливать воду из бутылочки, обязательно придерживайте его руку.
• Покажите ребенку, как можно напоить животных, не пролив воду.
Построим вагончики и покатаем зверюшек
Игрушки: уточка, лошадка, кошечка, паровозик, шесть цилиндров, три дощечки.
Поиграйте
Постройте вагончик из двух цилиндров и одной дощечки. Скажите: «Вагончик едет».
Дайте ребенку уточку и попросите: «Посади уточку на вагончик».
Поставьте перед ребенком два цилиндра и скажите: «Положи дощечку».
Посадите на стульчики кошку и лошадку. Дайте ребенку задание: «Принеси кошечку. Посади на вагончик». То же проделайте с лошадкой.
В конце игры поставьте паровозик впереди вагончиков и скажите: «Паровозик везет вагончики».
Во время игры можно приговаривать:
Я лошадку возьму
И в вагончик посажу.
Прокачу я зайчика
В игрушечном трамвайчике.
Советы
• Следите за тем, чтобы ребенок аккуратно клал дощечки на цилиндры.
• Когда ребенок будет ставить животных, придерживайте вагончики, чтобы они не развалились.
Поможем маме погладить вещи
Игрушки: утюжок, полотенце, кукольные брючки, платочек.
Поиграйте
Покажите ребенку утюг, проведите им по ткани и скажите: «Утюжок гладит».
Дайте ребенку выполнить действие самому, попросите: «На, погладь».
Достаньте платочек, разложите его на плоской поверхности. Возьмите руку ребенка с утюгом в свою, проведите по платочку и скажите: «Давай погладим платочек. Платочек гладкий», затем сложите платочек и отложите в сторону.
Те же действия проделайте с полотенцем и брючками.
Во время игры можно приговаривать:
Утюжок возьми-ка в ручки
И погладь мишутке брючки.
Советы
• Обязательно придерживайте руку ребенка во время выполнения задания.
• Следите, чтобы ребенок не размахивал утюжком, а гладил.
Дадим зверюшкам покушать
Игрушки: три тарелочки, три кубика, три шарика, зайчик, кошечка, собачка.
Поиграйте
Разложите перед ребенком кубики, дайте ему тарелочки и скажите: «Поставь тарелочки на кубики». Помогите ребенку расставить их.
Дайте ребенку шарики и попросите: «На, положи в тарелочки». Помогите ребенку разложить шарики по тарелочкам.
Возьмите одну из игрушек и скажите: «Пойду покормлю». Подведите к тарелочке и покажите, как кормить зверюшку.
Скажите ребенку: «Возьми кошечку Кошечка хочет кушать. Покорми кошечку». Подведите игрушку к тарелочке и «покормите», произнося: «Кошечка кушает. Кошечка хорошая».
Во время игры можно приговаривать:
Дам своей я кошке
Вкусной кашки ложку.
Зайчик кушает морковку,
Разгрызая ее ловко.
Советы
• Следите за тем, чтобы ребенок раскладывал шарики в тарелочки аккуратно, не бросал.
• Можете дать название каждому шарику (предметы-заменители): красный — морковка и т.д.
Наши игрушки хотят танцевать
Игрушки: погремушка, барабан, дудочка, матрешка, кукла, белочка.
Поиграйте
Рассадите на стульчиках куклу, белочку, матрешку, назовите каждую игрушку.
Покажите ребенку и назовите музыкальные инструменты: погремушку, барабан, дудочку. Попросите поиграть на дудочке, затем на других инструментах.
Пока ребенок играет, возьмите игрушку и выполняйте с ней какие-либо движения, затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Во время игры можно приговаривать:
Мне так весело играть,
С куклой Машей танцевать.
Погремушку в ручки взяли,
Потрясли, потанцевали.
Советы
• Вкладывайте музыкальные инструменты в руку ребенка правильно.
• Обращайте внимание на звуки при игре.
• Не играйте слишком громко.
• Не играйте одновременно на разных музыкальных инструментах.
Спрячем (найдем) игрушки
Игрушки: три коробочки (разных цветов), пирамидка, погремушка, уточка.
Поиграйте
Поставьте на стульчики коробочки разных цветов ребенку, как они открываются и закрываются.
Дайте ему игрушку, скажите: «Возьми уточку», «Положи в коробочку», «Закрой крышку».
Затем скажите: «Уточка в желтой коробочке».
Разложите вместе с малышом остальные игрушки по коробочкам, попросите: «Поищи игрушки», «Принеси погремушку» и т.д.
После игры соберите вместе с ребенком коробочки и разложите игрушки по местам.
Во время игры можно приговаривать:
Игрушки спрятались от нас,
Мы их с тобой найдем сейчас.
Советы
• Обращайте внимание ребенка на цвет коробочек, в которые он складывает игрушки.
• Используйте коробочки с легко открывающимися крышками.
Построим лесенку, поставим матрешек
Игрушки: кубики, три матрешки.
Поиграйте
Возьмите кубики и начните строить из них лесенку (три кубика, два кубика, один кубик). Скажите ребенку: «Лесенка высокая-высокая!»
Попросите помочь вам расставить кубики. Показывайте места, куда нужно их ставить, проговаривайте свои действия.
Возьмите матрешку, поставьте ее на нижнюю ступеньку и скажите: «Матрешка идет по лесенке».
Затем обратитесь к ребенку: «Возьми матрешку, поставь на ступеньку». Последнюю матрешку ребенку следует поставить на самую верхнюю ступеньку.
Затем снимите все матрешки и верхний кубик и предложите ребенку самому собрать лесенку и поставить матрешек.
Во время игры можно приговаривать:
Кубики с тобой мы взяли.
Лесенку из них собрали.
Поднимая резво ножки,
Шли по лесенке матрешки.
Советы
• Перед тем как дать задание ребенку поставить матрешек на ступеньки, покажите, как правильно это сделать.
• Придерживайте рукой лесенку, когда ребенок будет ставить матрешек.
Искупаем нашу куклу
Игрушки: клеенка, детский столик, кувшинчик, полотенце, тазик, мочалка, кукла, кроватка.
Поиграйте
Дайте ребенку клеенку и скажите: «Положи клеенку на стол». Расстелите ее вместе с ним.
Дайте малышу тазик и кувшинчик с водой и попросите: «Поставь тазик на клеенку», «Налей водичку в тазик». Помогите ему.
Покажите куклу и предложите: «Давай разденем куколку и искупаем ее в водичке».
Возьмите мочалку и начните мыть куклу, сказав: «Куколка купается». Попросите ребенка продолжить эти действия.
Вымыв куклу, скажите: «Куколка чистая. Вытри ее полотенчиком и уложи в кроватку».
Во время игры можно приговаривать:
Помоем в водичке
И ручки, и личико.
Советы
• Помогайте ребенку наливать воду в тазик, держа кувшинчик ровно.
• Надевайте ребенку перед игрой фартучек.
• Следите, чтобы ребенок мыл куклу нежно, аккуратно.
• Придерживайте тазик во время игры.
Оденем куколку на прогулку
Игрушки: кукла, кроватка, одежда для куклы, колясочка.
Поиграйте
Возьмите куклу из кроватки. Погладьте, скажите: «Доброе утро». Улыбнитесь. Предложите ребенку: «Да оденем куколку».
Помогите одеть куклу (платьице, пальто, шапочка, ботиночки). Затем рассмотрите ее со всех сторон и скажите: «Какая красивая кукла». Предложите: «Пойдем гулять».
Посадите куклу в колясочку, покатайте, слегка покачивая колясочку. Комментируйте свои действия.
Во время игры можно приговаривать:
Наша Машенька проснулась,
Мило маме улыбнулась.
Вот как хорошо играем,
Нашу куколку катаем.
Советы
• Помогайте ребенку просовывать ручки и ножки куклы в отверстия одежды.
• Обращайте внимание ребенка на то, как аккуратно нужно надевать одежду.
Сложим в машинку кубики и поедем строить
Игрушки: разные по цвету и размеру кубики, машина, мишка (другие игрушки).
Поиграйте
Подведите к ребенку машинку и попросите: «Собери кубики в машинку». Когда кубики будут сложены, скажите: «Поехали строить».
Повозите машинку по комнате. Скажите ребенку: «Машинка остановилась, давай вытащим кубики». Выгрузите их из машинки. Разберите по форме в разные кучки. Назовите цвета кубиков.
Начните вместе с ребенком строить домик (башенку, дорожку). Называйте то, что строите.
Попросите у ребенка: «Покажи башенку» и т.д.
На каждую из построек поставьте игрушки по желанию. Назовите вместе с ребенком, что где стоит.
Во время игры можно приговаривать:
Кубики с собой возьмем
И поедем строить дом.
Советы
• Следите, чтобы ребенок аккуратно складывал кубики в машинку.
• Не набирайте слишком много кубиков сразу.
• Обращайте внимание ребенка на то, что неаккуратно сложенные кубики будут вываливаться из машинки.
• Следите, чтобы при постройке ребенок ставил кубики аккуратно, ровно.
Поплаваем на корабликах
Игрушки: тазик, две уточки, две дощечки, кувшин, чашка.
Поиграйте
Налейте в тазик воды из кувшина. Попросите ребенка помогать, наливая из чашки.
Положите дощечку на воду и скажите: «Кораблик плывет по водичке». Дайте ребенку дощечку: «Поставь кораблик на водичку». Подтолкните своей рукой дощечку ребенка. Попросите его повторить ваше действие.
Возьмите уточку и поставьте на дощечку, скажите: «Уточка плавает на кораблике».
Пусть ребенок потолкает кораблик в воде. Если уточка упадет в воду, ее нужно вернуть на дощечку.
Поиграйте в кораблики вместе с ребенком. Говорите: «Уточки плавают на корабликах».
После игры пусть ребенок встряхнет игрушку и избавит от воды.
Во время игры можно приговаривать:
Плывет кораблик по водичке,
На нем маленькая птичка.
Советы
• Следите, чтобы ребенок устанавливал уточку на середину дощечки (чтобы кораблик не опрокинулся).
• Подталкивайте кораблик легко.
Поможем маме навести порядок
Игрушки: тарелочка, чашечка, ложечка, одежда для куклы, кукла, мишка, пирамидка, три игрушечных столика.
Поиграйте
Поставьте перед ребенком три столика. Положите вперемешку тарелочку, чашечку, ложечку, платьице, шапочку, штанишки, куклу, мишку, пирамидку и т.д.
Назовите предметы (каждый по отдельности) и спросите ребенка: «Где чашечка?», «Где шапочка?» и т.д.
Скажите: «Поможем маме», и начните складывать предметы на один из столиков. Малыш начнет вам помогать.
Называйте поочередно, что кладете на столик: «Положим на столик пирамидку, куклу, мишку». Покажите, на какой столик нужно их класть.
На третий столик вместе с ребенком сложите одежду. В конце скажите: «Молодец! Спасибо!» Погладьте ребенка по головке. В завершение можно одеть мишку и куклу.
Во время игры можно приговаривать:
Вот как маме помогаю —
Все на место убираю.
А теперь наденем мишке
Эти новые штанишки.
Советы
• Если ребенок ошибается и кладет предметы не на тот столик, помогите ему.
• Расскажите ребенку еще раз, как можно использовать данные предметы.
Спрячем (найдем) под платочком
Игрушки: коробка, четыре платочка (разных цветов), четыре игрушечных стульчика, кукла, машинка.
Поиграйте
Поставьте перед ребенком коробочку, в которой лежат четыре аккуратно сложенных платочка. Скажите: «Возьми красный платочек». Сами возьмите платочек другого цвета.
На четыре стульчика разложите разные предметы. Подойдите и накройте платочком один из них. Назовите его.
Попросите ребенка накрыть предмет на другом стульчике, сказав: «Накрой платочком машинку».
Остальные предметы также накройте, называя их. Предложите ребенку: «Найди куколку», «Сними платочек» и т.д.
После игры скажите: «Сложим платочки», «Положим в коробочку». Вместе с ребенком сложите платочки.
Во время игры можно приговаривать:
Подними платочек свой,
Посмотри, кто там такой.
Под платочек загляну
И игрушку там найду.
Советы
• Обращайте внимание ребенка на то, как нужно аккуратно раскладывать платочки и складывать на место.
• Показывайте, как двумя руками можно накрывать игрушки платочком.
Наденем колечки на пирамидку, шарики — на палочку
Игрушки: пирамидка (с колечками разных цветов), палочка, четыре шарика разных цветов (с дырочками).
Поиграйте
Покажите ребенку, как нужно снимать и нанизывать на пирамидку колечки. Называйте их цвета.
То же проделайте с палочкой и шариками. Попросите ребенка подавать вам шарики.
Поставьте перед ним пирамидку и скажите: «Сними колечки», «Надень на пирамидку», «Возьми зеленый шарик», «Надень на палочку». Наденьте все колечки и шарики.
Дайте ребенку разобранную пирамидку и палочку без шариков для самостоятельного действия, предложите: «Надень шарики», «Надень колечки».
Во время игры можно приговаривать:
Мы колечки надеваем,
Пирамидку собираем.
Советы
• Подбирайте шарики и колечки с большим отверстием, чтобы они легко надевались.
• Если ребенку трудно нанизывать формы, держите его руку в своей руке и выполняйте задание вместе. Но не делайте все за ребенка.
Поставим в вазочки цветочки
Игрушки: три вазочки, три цветка, три салфетки, кувшин.
Поиграйте
Перед ребенком стоят три столика. Дайте ему салфетки и попросите: «Положи салфетки на столики». Расстелите вместе с ребенком салфетки.
Дайте ему три вазочки и скажите: «Возьми вазочку, поставь на салфетку». Расставьте вазочки вместе.
Возьмите кувшин с водой и налейте воду в одну из вазочек. Вместе с ребенком налейте воду в другие вазочки, говоря: «Наливаем водичку в вазочку».
Дайте ребенку три цветка и предложите: «Возьми красный цветочек, поставь в вазочку» и т.д. После того как будут расставлены цветочки, скажите ребенку: «Как у нас красиво».
Во время игры можно приговаривать:
Маленький цветочек,
Словно огонечек,
В вазочку поставим,
Любоваться станем.
Советы
• Следите, чтобы ребенок держал кувшин двумя руками.
• Придерживайте вазочку, когда ребенок будет наливать воду.
• Наденьте ребенку фартучек.
• Порадуйтесь вместе с ребенком, после того как все цветочки будут расставлены в вазочки.
Автор: Чeтвeртaкoв Кирилл Виктoрoвич
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Кукла проснулась», 1 младшая группа
Игры на развитие познавательной активности у детей 1-3 лет
Консультация для родителей в ДОУ. Игры на развитие творческих способностей дошкольников
Нет комментариев. Ваш будет первым!