Развивающие игры в домашних условиях для детей 1-3 года

Игры для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях

Разложим посуду на столике

Игрушки: чашечка, две тарелочки, две ложечки, детский столик.

Поиграйте

Поставьте перед ребенком столик и скажите: «Вот столик».

Положите рядом ложечку, чашечку, тарелочку.

Попросите: «Дай тарелочку». Возьмите тарелочку сами и поставьте на стол.

Попросите: «Возьми чашечку. Поставь на стол. Положи ложечку в тарелочку».

Сядьте рядом с ребенком и скажите: «Давай покушаем». Покажите ребенку, как это нужно делать правильно.

Во время игры можно приговаривать:

Моя девочка,

Дай-ка мне тарелочку.

(Протяните руку и попросите тарелочку.)

Вот я ложечку беру

И в тарелочку кладу.

На столик ставит Дашечка

Маленькую чашечку.

Советы

• Если ребенок берет не тот предмет, поправьте его.

• Помогайте ровно ставить предметы на стол.

• Не забывайте произносить названия предметов.

Покормим куколку

Игрушки: кукла, две тарелочки, две ложечки, две чашечки.

Поиграйте

Расставьте на столике вместе с ребенком тарелочки, чашечки, разложите ложечки. Назовите предметы.

Попросите малыша показать тарелочку, ложечку, взять чашечку.

Поставьте перед ребенком стульчик и скажите: «Вот стульчик. Поставь к столу». Покажите, как нужно это сделать.

Скажите ребенку: «Куколка хочет кушать. Давай ее покормим». Помогите посадить куклу на стульчик. Подержите куклу над тарелочкой и предложите ребенку: «Возьми ложечку. Покорми куколку».

Можно посадить за стол двух кукол. Одну кормит взрослый, другую — ребенок.

Во время игры можно приговаривать:

Хозяйку надо слушать,

Пора кукле кашу кушать.

Советы

• Если у ребенка не получается самостоятельно взять ложечку, вложите ее в руку ребенка.

• На собственном примере и направляя руку малыша, покажите, как правильно следует подносить ложечку ко рту.

Разложим фигурки в коробочки

Игрушки: три коробочки (разных цветов), три треугольника (тех же цветов, что и коробочки), три шарика, три кубика.

Поиграйте

Положите перед ребенком коробочки. Назовите цвета.

Дайте ребенку шарик красного цвета, скажите: «На красный шарик. Положи в красную коробочку».

Проделайте это упражнение с фигурами и коробочками всех цветов.

Когда ребенок разложит фигурки в коробочки, попросите его дать красный кубик (шарик) и т.д.

Выложите фигурки. Предложите ребенку самостоятельно разложить их на места.

Во время игры можно приговаривать:

В красную коробочку

Бросил шарик Вовочка.

Советы

• Направляйте все действия ребенка.

• Если он неправильно раскладывает фигурки, скорректируйте его действия, называя цвета: «Красный шарик в красную коробочку» и т.д.

Построим домики для зверюшек

Игрушки: кубики, цыпленок, курочка, коровка.

Поиграйте

Начните сами строить домики из кубиков и скажите: «Строим домики. Дай мне кубик».

Малыш должен начать помогать взрослому, выполняя несложные действия (поставить один кубик на другой).

Покажите ребенку корову, курицу, цыпленка. Назовите животных.

Скажите: «Курочка идет в домик» и покажите это действие. Дайте выполнить его малышу самостоятельно. То же проделайте с другими животными.

После игры предложите ребенку положить кубики отдельно от животных.

Во время игры можно приговаривать:

Цыпленок в домике живет,

Он в гости всех к себе зовет.

Советы

• Помогайте ребенку ровно ставить кубики.

• Когда ребенок будет отводить животных в домики, следите, чтобы домики не разваливались.

• Разбирая домики, просите, чтобы ребенок брал по одному кубику, а не ломал постройку сразу.

Напоим зверюшек

Игрушки: лошадка, овечка, две бутылочки (с водой), два корытца.

Поиграйте

Дайте ребенку лошадку и скажите: «Возьми лошадку. Лошадка хорошая. Погладь лошадку».

Затем скажите: «Лошадка хочет пить». Поставьте корытце и из бутылочки налейте в него воду.

Дайте ребенку второе корытце, вторую бутылочку с водой и попросите: «Налей водичку».

Дайте овечку и четко произнесите название животного. Скажите: «Овечка хочет пить. Напои овечку».

Дайте ребенку лошадку, корытце и бутылочку с водой. Пусть ребенок попытается проделать все действия самостоятельно.

Во время игры можно приговаривать:

Лошадка (овечка) ротик открывает

И водичку выпивает.

Советы

• Когда ребенок будет наливать воду из бутылочки, обязательно придерживайте его руку.

• Покажите ребенку, как можно напоить животных, не пролив воду.

Построим вагончики и покатаем зверюшек

Игрушки: уточка, лошадка, кошечка, паровозик, шесть цилиндров, три дощечки.

Поиграйте

Постройте вагончик из двух цилиндров и одной дощечки. Скажите: «Вагончик едет».

Дайте ребенку уточку и попросите: «Посади уточку на вагончик».

Поставьте перед ребенком два цилиндра и скажите: «Положи дощечку».

Посадите на стульчики кошку и лошадку. Дайте ребенку задание: «Принеси кошечку. Посади на вагончик». То же проделайте с лошадкой.

В конце игры поставьте паровозик впереди вагончиков и скажите: «Паровозик везет вагончики».

Во время игры можно приговаривать:

Я лошадку возьму

И в вагончик посажу.

Прокачу я зайчика

В игрушечном трамвайчике.

Советы

• Следите за тем, чтобы ребенок аккуратно клал дощечки на цилиндры.

• Когда ребенок будет ставить животных, придерживайте вагончики, чтобы они не развалились.

Поможем маме погладить вещи

Игрушки: утюжок, полотенце, кукольные брючки, платочек.

Поиграйте

Покажите ребенку утюг, проведите им по ткани и скажите: «Утюжок гладит».

Дайте ребенку выполнить действие самому, попросите: «На, погладь».

Достаньте платочек, разложите его на плоской поверхности. Возьмите руку ребенка с утюгом в свою, проведите по платочку и скажите: «Давай погладим платочек. Платочек гладкий», затем сложите платочек и отложите в сторону.

Те же действия проделайте с полотенцем и брючками.

Во время игры можно приговаривать:

Утюжок возьми-ка в ручки

И погладь мишутке брючки.

Советы

• Обязательно придерживайте руку ребенка во время выполнения задания.

• Следите, чтобы ребенок не размахивал утюжком, а гладил.

Дадим зверюшкам покушать

Игрушки: три тарелочки, три кубика, три шарика, зайчик, кошечка, собачка.

Поиграйте

Разложите перед ребенком кубики, дайте ему тарелочки и скажите: «Поставь тарелочки на кубики». Помогите ребенку расставить их.

Дайте ребенку шарики и попросите: «На, положи в тарелочки». Помогите ребенку разложить шарики по тарелочкам.

Возьмите одну из игрушек и скажите: «Пойду покормлю». Подведите к тарелочке и покажите, как кормить зверюшку.

Скажите ребенку: «Возьми кошечку Кошечка хочет кушать. Покорми кошечку». Подведите игрушку к тарелочке и «покормите», произнося: «Кошечка кушает. Кошечка хорошая».

Во время игры можно приговаривать:

Дам своей я кошке

Вкусной кашки ложку.

Зайчик кушает морковку,

Разгрызая ее ловко.

Советы

• Следите за тем, чтобы ребенок раскладывал шарики в тарелочки аккуратно, не бросал.

• Можете дать название каждому шарику (предметы-заменители): красный — морковка и т.д.

Наши игрушки хотят танцевать

Игрушки: погремушка, барабан, дудочка, матрешка, кукла, белочка.

Поиграйте

Рассадите на стульчиках куклу, белочку, матрешку, назовите каждую игрушку.

Покажите ребенку и назовите музыкальные инструменты: погремушку, барабан, дудочку. Попросите поиграть на дудочке, затем на других инструментах.

Пока ребенок играет, возьмите игрушку и выполняйте с ней какие-либо движения, затем поменяйтесь с ребенком ролями.

Во время игры можно приговаривать:

Мне так весело играть,

С куклой Машей танцевать.

Погремушку в ручки взяли,

Потрясли, потанцевали.

Советы

• Вкладывайте музыкальные инструменты в руку ребенка правильно.

• Обращайте внимание на звуки при игре.

• Не играйте слишком громко.

• Не играйте одновременно на разных музыкальных инструментах.

Спрячем (найдем) игрушки

Игрушки: три коробочки (разных цветов), пирамидка, погремушка, уточка.

Поиграйте

Поставьте на стульчики коробочки разных цветов ребенку, как они открываются и закрываются.

Дайте ему игрушку, скажите: «Возьми уточку», «Положи в коробочку», «Закрой крышку».

Затем скажите: «Уточка в желтой коробочке».

Разложите вместе с малышом остальные игрушки по коробочкам, попросите: «Поищи игрушки», «Принеси погремушку» и т.д.

После игры соберите вместе с ребенком коробочки и разложите игрушки по местам.

Во время игры можно приговаривать:

Игрушки спрятались от нас,

Мы их с тобой найдем сейчас.

Советы

• Обращайте внимание ребенка на цвет коробочек, в которые он складывает игрушки.

• Используйте коробочки с легко открывающимися крышками.

Построим лесенку, поставим матрешек

Игрушки: кубики, три матрешки.

Поиграйте

Возьмите кубики и начните строить из них лесенку (три кубика, два кубика, один кубик). Скажите ребенку: «Лесенка высокая-высокая!»

Попросите помочь вам расставить кубики. Показывайте места, куда нужно их ставить, проговаривайте свои действия.

Возьмите матрешку, поставьте ее на нижнюю ступеньку и скажите: «Матрешка идет по лесенке».

Затем обратитесь к ребенку: «Возьми матрешку, поставь на ступеньку». Последнюю матрешку ребенку следует поставить на самую верхнюю ступеньку.

Затем снимите все матрешки и верхний кубик и предложите ребенку самому собрать лесенку и поставить матрешек.

Во время игры можно приговаривать:

Кубики с тобой мы взяли.

Лесенку из них собрали.

Поднимая резво ножки,

Шли по лесенке матрешки.

Советы

• Перед тем как дать задание ребенку поставить матрешек на ступеньки, покажите, как правильно это сделать.

• Придерживайте рукой лесенку, когда ребенок будет ставить матрешек.

Искупаем нашу куклу

Игрушки: клеенка, детский столик, кувшинчик, полотенце, тазик, мочалка, кукла, кроватка.

Поиграйте

Дайте ребенку клеенку и скажите: «Положи клеенку на стол». Расстелите ее вместе с ним.

Дайте малышу тазик и кувшинчик с водой и попросите: «Поставь тазик на клеенку», «Налей водичку в тазик». Помогите ему.

Покажите куклу и предложите: «Давай разденем куколку и искупаем ее в водичке».

Возьмите мочалку и начните мыть куклу, сказав: «Куколка купается». Попросите ребенка продолжить эти действия.

Вымыв куклу, скажите: «Куколка чистая. Вытри ее полотенчиком и уложи в кроватку».

Во время игры можно приговаривать:

Помоем в водичке

И ручки, и личико.

Советы

• Помогайте ребенку наливать воду в тазик, держа кувшинчик ровно.

• Надевайте ребенку перед игрой фартучек.

• Следите, чтобы ребенок мыл куклу нежно, аккуратно.

• Придерживайте тазик во время игры.

Оденем куколку на прогулку

Игрушки: кукла, кроватка, одежда для куклы, колясочка.

Поиграйте

Возьмите куклу из кроватки. Погладьте, скажите: «Доброе утро». Улыбнитесь. Предложите ребенку: «Да оденем куколку».

Помогите одеть куклу (платьице, пальто, шапочка, ботиночки). Затем рассмотрите ее со всех сторон и скажите: «Какая красивая кукла». Предложите: «Пойдем гулять».

Посадите куклу в колясочку, покатайте, слегка покачивая колясочку. Комментируйте свои действия.

Во время игры можно приговаривать:

Наша Машенька проснулась,

Мило маме улыбнулась.

Вот как хорошо играем,

Нашу куколку катаем.

Советы

• Помогайте ребенку просовывать ручки и ножки куклы в отверстия одежды.

• Обращайте внимание ребенка на то, как аккуратно нужно надевать одежду.

Сложим в машинку кубики и поедем строить

Игрушки: разные по цвету и размеру кубики, машина, мишка (другие игрушки).

Поиграйте

Подведите к ребенку машинку и попросите: «Собери кубики в машинку». Когда кубики будут сложены, скажите: «Поехали строить».

Повозите машинку по комнате. Скажите ребенку: «Машинка остановилась, давай вытащим кубики». Выгрузите их из машинки. Разберите по форме в разные кучки. Назовите цвета кубиков.

Начните вместе с ребенком строить домик (башенку, дорожку). Называйте то, что строите.

Попросите у ребенка: «Покажи башенку» и т.д.

На каждую из построек поставьте игрушки по желанию. Назовите вместе с ребенком, что где стоит.

Во время игры можно приговаривать:

Кубики с собой возьмем

И поедем строить дом.

Советы

• Следите, чтобы ребенок аккуратно складывал кубики в машинку.

• Не набирайте слишком много кубиков сразу.

• Обращайте внимание ребенка на то, что неаккуратно сложенные кубики будут вываливаться из машинки.

• Следите, чтобы при постройке ребенок ставил кубики аккуратно, ровно.

Поплаваем на корабликах

Игрушки: тазик, две уточки, две дощечки, кувшин, чашка.

Поиграйте

Налейте в тазик воды из кувшина. Попросите ребенка помогать, наливая из чашки.

Положите дощечку на воду и скажите: «Кораблик плывет по водичке». Дайте ребенку дощечку: «Поставь кораблик на водичку». Подтолкните своей рукой дощечку ребенка. Попросите его повторить ваше действие.

Возьмите уточку и поставьте на дощечку, скажите: «Уточка плавает на кораблике».

Пусть ребенок потолкает кораблик в воде. Если уточка упадет в воду, ее нужно вернуть на дощечку.

Поиграйте в кораблики вместе с ребенком. Говорите: «Уточки плавают на корабликах».

После игры пусть ребенок встряхнет игрушку и избавит от воды.

Во время игры можно приговаривать:

Плывет кораблик по водичке,

На нем маленькая птичка.

Советы

• Следите, чтобы ребенок устанавливал уточку на середину дощечки (чтобы кораблик не опрокинулся).

• Подталкивайте кораблик легко.

Поможем маме навести порядок

Игрушки: тарелочка, чашечка, ложечка, одежда для куклы, кукла, мишка, пирамидка, три игрушечных столика.

Поиграйте

Поставьте перед ребенком три столика. Положите вперемешку тарелочку, чашечку, ложечку, платьице, шапочку, штанишки, куклу, мишку, пирамидку и т.д.

Назовите предметы (каждый по отдельности) и спросите ребенка: «Где чашечка?», «Где шапочка?» и т.д.

Скажите: «Поможем маме», и начните складывать предметы на один из столиков. Малыш начнет вам помогать.

Называйте поочередно, что кладете на столик: «Положим на столик пирамидку, куклу, мишку». Покажите, на какой столик нужно их класть.

На третий столик вместе с ребенком сложите одежду. В конце скажите: «Молодец! Спасибо!» Погладьте ребенка по головке. В завершение можно одеть мишку и куклу.

Во время игры можно приговаривать:

Вот как маме помогаю —

Все на место убираю.

А теперь наденем мишке

Эти новые штанишки.

Советы

• Если ребенок ошибается и кладет предметы не на тот столик, помогите ему.

• Расскажите ребенку еще раз, как можно использовать данные предметы.

Спрячем (найдем) под платочком

Игрушки: коробка, четыре платочка (разных цветов), четыре игрушечных стульчика, кукла, машинка.

Поиграйте

Поставьте перед ребенком коробочку, в которой лежат четыре аккуратно сложенных платочка. Скажите: «Возьми красный платочек». Сами возьмите платочек другого цвета.

На четыре стульчика разложите разные предметы. Подойдите и накройте платочком один из них. Назовите его.

Попросите ребенка накрыть предмет на другом стульчике, сказав: «Накрой платочком машинку».

Остальные предметы также накройте, называя их. Предложите ребенку: «Найди куколку», «Сними платочек» и т.д.

После игры скажите: «Сложим платочки», «Положим в коробочку». Вместе с ребенком сложите платочки.

Во время игры можно приговаривать:

Подними платочек свой,

Посмотри, кто там такой.

Под платочек загляну

И игрушку там найду.

Советы

• Обращайте внимание ребенка на то, как нужно аккуратно раскладывать платочки и складывать на место.

• Показывайте, как двумя руками можно накрывать игрушки платочком.

Наденем колечки на пирамидку, шарики — на палочку

Игрушки: пирамидка (с колечками разных цветов), палочка, четыре шарика разных цветов (с дырочками).

Поиграйте

Покажите ребенку, как нужно снимать и нанизывать на пирамидку колечки. Называйте их цвета.

То же проделайте с палочкой и шариками. Попросите ребенка подавать вам шарики.

Поставьте перед ним пирамидку и скажите: «Сними колечки», «Надень на пирамидку», «Возьми зеленый шарик», «Надень на палочку». Наденьте все колечки и шарики.

Дайте ребенку разобранную пирамидку и палочку без шариков для самостоятельного действия, предложите: «Надень шарики», «Надень колечки».

Во время игры можно приговаривать:

Мы колечки надеваем,

Пирамидку собираем.

Советы

• Подбирайте шарики и колечки с большим отверстием, чтобы они легко надевались.

• Если ребенку трудно нанизывать формы, держите его руку в своей руке и выполняйте задание вместе. Но не делайте все за ребенка.

Поставим в вазочки цветочки

Игрушки: три вазочки, три цветка, три салфетки, кувшин.

Поиграйте

Перед ребенком стоят три столика. Дайте ему салфетки и попросите: «Положи салфетки на столики». Расстелите вместе с ребенком салфетки.

Дайте ему три вазочки и скажите: «Возьми вазочку, поставь на салфетку». Расставьте вазочки вместе.

Возьмите кувшин с водой и налейте воду в одну из вазочек. Вместе с ребенком налейте воду в другие вазочки, говоря: «Наливаем водичку в вазочку».

Дайте ребенку три цветка и предложите: «Возьми красный цветочек, поставь в вазочку» и т.д. После того как будут расставлены цветочки, скажите ребенку: «Как у нас красиво».

Во время игры можно приговаривать:

Маленький цветочек,

Словно огонечек,

В вазочку поставим,

Любоваться станем.

Советы

• Следите, чтобы ребенок держал кувшин двумя руками.

• Придерживайте вазочку, когда ребенок будет наливать воду.

• Наденьте ребенку фартучек.

• Порадуйтесь вместе с ребенком, после того как все цветочки будут расставлены в вазочки.

Автор: Чeтвeртaкoв Кирилл Виктoрoвич

Похожие статьи:

Дидактическая игра «Кукла проснулась», 1 младшая группа

Игры на развитие познавательной активности у детей 1-3 лет

Консультация для родителей в ДОУ. Игры на развитие творческих способностей дошкольников

Игры на кухне. Консультация для родителей

Игры на развитие логики для детей 3-4 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!