Урок литературного чтения в 1 классе. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Цели: познакомить с произведением Л. Пантелеева «Две лягушки», русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух»; обучать правильному, выразительному чтению, чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Оборудование: портрет и книги Л. Пантелеева, сборники русских народных сказок, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Двоюродные
Между утками и курами
Ходит-хвастается кот:
— Вот придет мой тигр двоюродный,
Он вам перья оборвет!
Отвечают утки с курами:
— Страус есть у нас
двоюродный!
И тебя, ко-ко-кота,
Он оставит без хвоста!
И. Гамазкова
— Как вы поняли смысл стихотворения?
— Знаете ли вы, кто такие двоюродные?
Двоюродный — находящийся в непрямом родстве: двоюродный брат, двоюродная сестра (сын, дочь, дядя или тетка).
— Прочитайте стихотворение с восторгом, растерянно.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вы только что читали стихотворение. Какие животные упоминаются в стихотворении «Двоюродные»?
— На какие группы их можно разделить? (На домашних и диких.)
— Каких еще домашних животных вы знаете?
Сегодня мы прочитаем сказку, героями которой являются животные.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название сказки в учебнике на с. 66. («Лиса, заяц и петух».)
— Рассмотрите иллюстрации к ней на с. 66—69. Кто из вас знает эту сказку?
(Чтение сказки и работа по вопросам и заданиям после чтения.)
— Назовите главных героев сказки.
— Как вы думаете, почему они не все перечислены в заглавии сказки?
— Как бы вы озаглавили ее?
— Как начинается сказка? Прочитайте. (Жили-были.)
— Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
— Какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были... Давным-давно...)
— Как заканчивается сказка? Можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?
V. Физкультминутка
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на цветке качаюсь,
(Раскачиваются вправо, влево.)
Низко-низко наклоняюсь».
(Наклоняются.)
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
(Похлопывают себя по карманам.)
Ой, упал, упал мой жук,
(Наклоняются.)
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
(Машут руками.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Сегодня мы прочитаем еще одно произведение. Оно называется «Две лягушки». Откройте учебник на с. 70. Кто его автор?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Пантелеева.)
Материал для учителя
Леонид Пантелеев (1908—1987) — русский писатель. Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Родился в семье драгунского офицера, происходившего из старообрядческой купеческой семьи.
Четырех лет Алеша начал читать. В 8—9 лет он познакомился сФ.М. Достоевским, Г. Мопассаном, Л. Андреевым. Читал много, запоем. Брат и сестра называли его «книжный шкаф».
Во время Гражданской войны, когда в стране были голод и разруха, мать с тремя детьми переезжала из города в город в поисках работы и хлеба. Об этом рассказывает повесть «Ленька Пантелеев».
После нескольких лет скитаний тринадцатилетний Алексей попал в ШКИДу — школу социально-трудового воспитания — и пробыл в ней
За время скитаний Пантелеев переменил множество профессий: был сапожником, учеником киномеханика, библиотекарем. Книгу написали они внезапно, шутя и дурачась, вспоминая дни, проведенные в ШКИДе, и с удивлением узнали, что книга будет печататься. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 57.)
— По названию и иллюстрации догадайтесь, о чем это произведение.
— Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Как догадались? (По первым словам «жили-были».)
— Прочитаем сказку.
— Что приключилось с лягушками?
— Как они попали в горшок со сметаной?
— Сравните, как вела себя каждая лягушка.
— Какая из них вам больше понравилась? Почему?
VII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.
— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
VIII. Подведение итогов урока
— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
— Что у них общего, а в чем различия?
— Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.
— Что такое народная сказка?
— Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение (с. 75 учебника).
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»
Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»
Нет комментариев. Ваш будет первым!