Занятие в 1 классе. Карлсон

Познавательное развивающее занятие для 1 класса «Великие проказники. Карлсон»

Цель: расширить представления детей о Карлсоне — герое книги А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»; развивать внимание, логическое, а также нестандартное мышление, слуховую память, воображение, фантазию, речь; воспитывать любовь и стремление к чтению художественной литературы.

Оборудование: у учителя — рисунок Карлсона, книга А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», таблица (см. приложение), аудиозапись легкой инструментальной мелодии, магнитофон; у учащихся — тетрадь, цветные карандаши.

Учитель. Тема нашего занятия — «Великие проказники». Сегодня у нас в гостях... Найдите имя этого великого проказника в следующей записи на доске:

КОШКА

АРБУЗ

РУЧКА

ЛОЖКА

СОСНА

ОСЛИК

НОСОК

Ответ. Карлсон. Читаем столбиком первую букву каждого слова.

Учитель вывешивает на доску рисунок Карлсона.

Учитель. Что вы знаете об этом проказнике? (Ответы детей.)

А теперь послушайте, что сам расскажет о себе наш гость.

Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться? Вы меня, конечно же, узнали! Я — бесподобный Карлсон: красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, да еще с пропеллером! Глядите, вот я нажимаю на кнопку, расположенную у меня на животе, пропеллер начинает вращаться... Оп-ля! Теперь и пошалить можно!

Ой! У вас тут что-то упало... Разбилось вдребезги... Спокойствие! Только спокойствие! Дело-то житейское. А мне лично пора домой. Вы уж тут как-нибудь без меня приберитесь и разберитесь.

Учитель. Книгу «Три повести о Малыше и Карлсоне» написала шведская писательница Астр ид Линдгрен.

Учитель демонстрирует книгу, обращает внимание на имя и фамилию автора, которые прочитываются хором.

Учитель. Вот как она описывает знакомство героев. Послушайте отрывок очень внимательно. Если хотите лучше себе представить то, о чем я буду читать, можете закрыть глаза. (Учитель читает медленно.)

Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звездами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно...

...Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живет на крыше. Но ведь в это время Малыш еще не знал его.

Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. Затем он прибавил скорость и пронесся мимо, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий.

Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения и по спине побежали мурашки — ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.

А человечек за окном тем временем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал:

- Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

Учитель. А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали.

Вопросы

- В какое время года произошло знакомство? (Весной)

- Какое время суток стояло на дворе? (Вечер)

- Какого цвета занавески в комнате Малыша? (Белого)

- Занавески раскачивались, словно здоровались. С кем? (Со звездами.)

- Малыш услышал жужжание. Каким оно было сначала? (Слабым)

- Карлсон прибавил скорость и пронесся мимо, как настоящий ... (самолет).

- Сколько кругов над крышей он сделал? (Три)

- Что выдавало сильное волнение Малыша? (У него по спине пробежали мурашки.)

Учитель. После проказ Карлсона, в которых с удовольствием принимал участие и Малыш, приходилось долго делать уборку, наводить порядок, все расставлять по своим местам.

Сейчас мы с вами этим и займемся. Представьте, что у вас в комнате пошалил Карлсон и, как всегда, в нужный момент скрылся. Наведите порядок в комнате.

Учитель демонстрирует таблицу (см. приложение). Коллективная работа.

1. Необходимо проследить закономерность и сказать, какая чашка должна стоять на месте знака вопроса.

2. Необходимо проследить закономерность и сказать, каких трех книг не хватает на книжной полке.

Помимо того, что Карлсон великий проказник, он еще и великий выдумщик. Например, он считает, что является самым лучшим в мире:

летуном,

специалистом по паровым машинам,

мастером скоростной уборки комнат,

специалистом по тефтелям,

строителем, бегуном,

рисовальщиком петухов,

нянькой,

пожарным,

фокусником,

внуком,

истребителем пирогов и т.д.

Учитель. Сейчас я еще раз перечислю его «достоинства», а вы постарайтесь их запомнить.

Учитель в медленном темпе ведет перечисление, 3—4 человека по очереди пытаются повторить список, называя слова и выражения в любом порядке.

Учитель. Как интересно умеет высказываться Карлсон! Вы только послушайте, что он пообещал Малышу: «Я прилечу за тобой приблизительно часа в три, или в четыре, или в пять, но ни в коем случае не раньше шести». Малыш так толком и не понял, когда же, собственно, Карлсон намеревается прилететь, и переспросил его. Тогда тот ответил: «Уж никак не позже семи, но едва ли раньше восьми... Ожидай меня примерно к девяти, после того как пробьют часы». (Учитель еще раз читает текст, поясняя его смысл на модели циферблата.) Это яркий пример противоречия. Попробуйте придумать что-либо подобное, используя различные промежутки времени.

Примеры: летом, когда землю покроет снег; утром, когда на небе зажгутся звезды; в воскресенье, когда начнется рабочая неделя; в полночь, когда взойдет солнце; в прошлом году, когда мне исполнится восемь лет; в январе, после летних каникул; зимой, на майские праздники; утром, на закате солнца.

Однажды Карлсон пригласил Малыша к себе в гости — в домик на крыше..

Он нажал кнопку на животе, и мотор загудел.

— Залезай скорее мне на плечи, — крикнул Карлсон, — мы сейчас взлетим!

И правда, они вылетели из окна и набрали высоту. Сперва Карлсон сделал небольшой круг над ближайшей крышей, чтобы испытать мотор. Мотор тарахтел так ровно и надежно, что Малыш ни капельки не боялся...

Учитель. А вы хотели бы полетать вместе с Карлсоном? Нет ничего проще! Включите свое воображение, закройте глаза, положите головы на парты. Представьте, что вы летите над городом, сидя на спине у великого проказника. (Учитель включает аудиозапись медленной инструментальной мелодии — 1—2 минуты.) Расскажите о том, что вы видели во время «полета». (Рассказы детей.)

Малышу никогда не случалось бывать на крыше, но он не раз видел, как какой-то мужчина, привязав себя веревкой к трубе, счищал с крыши снег. Малыш всегда завидовал ему, а теперь он сам был таким счастливцем, хотя, конечно, не был обвязан веревкой и внутри у него что-то сжималось, когда он переходил от одной трубы к другой. И вдруг за одной из них он действительно увидел домик. Очень симпатичный домик с зелеными ставенками и маленьким крылечком.

Учитель. А как вы, ребята, представляете себе домик Карлсона? Нарисуйте его.

Дети рисуют, затем обмениваются впечатлениями.

Учитель. Занятие окончено. Мы прощаемся с Карлсоном. Но вы сможете продолжить знакомство с ним, если почитаете главы из книги Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне». А сейчас поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от занятия.

Приложение

Похожие статьи:

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Чуковский «Телефон»

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Внеклассное занятие, 1 класс. Корней Чуковский и его произведения

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!