Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»
Познавательное занятие в 1 классе по творчеству Чуковского
Цель: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского, в частности, познакомить со сказкой «Краденое солнце»; развивать внимание, мышление, зрительную и слуховую память, воображение; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Оборудование: у учителя — книга К.И. Чуковского «Краденое солнце», 4 полоски бумаги с записью стихотворных строк про крокодила, изображение медведя из геометрических фигур; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.
Учитель. Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с творчеством любимого сказочника Корнея Ивановича Чуковского.
Вспомните названия произведений этого автора, прозвучавшие на предыдущем занятии. (Ответы детей.)
Сегодня я хочу вам прочитать сказку К.И. Чуковского, которая называется... Отгадайте, как она называется. Для этого выпишите в тетрадь каждую вторую букву следующей записи.
Открывается запись на доске.
Ответ. Краденое солнце.
Учитель. Итак, слушаем сказку «Краденое солнце». Попутно мы будем выполнять развивающие упражнения.
По ходу чтения учитель демонстрирует иллюстрации из книги.
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Ребята, закройте глаза. Вы оказались в кромешной темноте, словно герои этой сказки. Попробуем извлечь пользу из сложившейся ситуации. (Дети закрывают глаза.) Расслабьтесь. Представьте себе следующие картины.
Учитель читает очень медленно, плавно.
- Летним вечером ты сидишь с родителями у костра. Языки пламени то стелются над землей, то взмывают вверх. На небе сияют яркие звезды, из-за тучи выглядывает луна. Так хорошо, спокойно и уютно...
- Летний вечер в деревне. Ты сидишь в стоге свежескошенного сена, вдыхаешь его аромат и смотришь на заходящее красное солнце. Утомленная за день природа отдыхает. Всюду тишина и покой. Тебе так хорошо от запаха душистого сена, что не хочется шевелиться.
Откройте глаза. Какая картина произвела на вас сильное впечатление? Расскажите об этом. (Отклик детей.)
Слушаем сказку дальше.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зернышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Мы еще не дошли до середины сказки, а в ней уже прозвучало множество названий животных. Сейчас я их вам напомню таким образом: назову несколько слов-определений, а вы по ним назовете животное.
- Длинный, зеленый, страшный... (крокодил).
- Летящие, курлычущие, длинноногие... (журавли).
- Серые, голодные, воющие ... (волки).
- Трусливый, длинноухий, косоглазый... (заяц).
- Болтливые, стрекочущие, белобокие... (сороки).
- Маленький, серенький, юркий ... (воробей).
- Пятящиеся, пучеглазые, членистоногие ... (раки).
Учитель. Продолжаю чтение сказки.
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй, вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен, и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
Я знаю стишок про крокодила. Он у меня записан на четырех полосках бумаги. Только — вот беда! — полоски перепутались, и я не смогу вам его прочитать. Помогите! (Коллективная работа.)
Учитель прикрепляет на доску 4 стихотворные строчки в таком порядке:
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
По реке плывет бревно —
Нос откусит крокодил.
Ответ.
По реке плывет бревно —
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит крокодил!
Учитель. Кто же поможет вернуть солнце в небо?
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу,
Полно лапу тебе, лодырю, сосать,
Надо солнышко идти выручать!»
Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревет,
Медвежат он из болота зовет:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только черные совы из чащи
На нее свои очи таращат.
Тут Зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти,
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
Давайте изобразим героя, решившегося на такой отважный поступок.
Учитель демонстрирует рисунок медведя из геометрических фигур, просит назвать детей знакомые фигуры, запомнить все детали. Затем рисунок убирается. Дети по памяти воспроизводят изображение в тетрадях. Проверка.
Учитель. Слушаем сказку дальше. Наступает самый напряженный момент!
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит —
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю, —
Пополам переломаю, —
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!»
Но бессовестный смеется
Так, что дерево трясется:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По березовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Чему учит эта сказка? (Ответы детей.)
Нарисуйте освобожденное солнышко так, как вы его себе представляете, разукрасьте. (Самостоятельная работа. Обмен впечатлениями.)
Вам захотелось самим прочитать эту сказку? Почему? (Отклик детей.)
На этом занятие окончено. Но я надеюсь, что знакомство с творчеством Корнея Ивановича Чуковского вы продолжите самостоятельно.
Похожие статьи:
Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского
Внеклассное занятие, 1 класс. Корней Чуковский и его произведения
Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»
Нет комментариев. Ваш будет первым!