Урок литературного чтения И. Крылов «Стрекоза и Муравей», 2 класс
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».
Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Стрекоза и Муравей»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).
— Прочитайте небылицу быстро.
III. Постановка целей урока
— Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк. (И. Крылов.)
Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова — «Стрекоза и Муравей». Будем учиться читать ее по ролям.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение басни
(Басню читает учитель.)
— Каковы ваши впечатления от басни?
2. Словарная работа
— Как надо понимать слова «удручена», «вешних»? Удручена — огорчена.
Вешних — весенних.
— Объясните, как вы понимаете следующие выражения:
• Оглянуться не успела. (Прошло все очень быстро.)
• Как под каждым ей листком / Был готов и стол и дом. (Везде могла найти еду и место для отдыха.)
• И кому же в ум пойдет... (Никто даже не подумает...)
3. Обсуждение басни
— Кто из героев басни вам понравился и почему?
— Справедливо или нет поступил Муравей?
— Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?
— Сочувствуете ли вы ей?
— В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы ее понимаете?
V. Физкультминутка
Лесная лужайка
Мы клееной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто старательно шагал —
Не споткнулся, не упал.
VI. Закрепление изученного
1. Чтение по ролям
(Вначале — подготовка к чтению.)
— Сколько действующих лиц в этой басне?
— Найдите слова автора, прочитайте их.
— Найдите слова Стрекозы, прочитайте их.
(Учитель обращает внимание на то, что они записаны в кавычках.)
— Найдите слова Муравья, прочитайте.
— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
(Дети читают басню по ролям.)
2. Игра «Соберите пословицы»
— Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Выберите те, которые больше всего подходят к басне.
За большим погонишься — людей насмешишь.
Кто веселится весной — зимой с сумой побежишь.
Поспешишь — потехе час.
Делу время, тот плачет летом.
Лето пролежишь — малое потеряешь.
(Ответ. За большим погонишься — малое потеряешь. Кто веселится весной — тот плачет летом. Поспешишь — людей насмешишь. Делу время, потехе час. Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь.)
VII. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение (или чтение наизусть) басни «Лебедь, Рак и Щука».
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое басня?
— Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни (можно выучить).
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Вовка - добрая душа»
Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Дело было в январе»
Урок литературного чтения, 2 класс. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Берестов «Кошкин щенок»
Нет комментариев. Ваш будет первым!