Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Дело было в январе»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание, речь.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; рисовать словесные картины зимней природы с oi юрой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку; наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
Оборудование: портрет и книги А. Барто; визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ сказки от лица Елочки.
III. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Что ты делаешь, Зима?
— Что ты делаешь, Зима?
— Строю чудо-терема!
Сыплю снежным серебром,
Украшаю все кругом.
Раскружится карусель.
Залихватская метель!
Постараюсь, чтоб с утра
Не скучала детвора,
Чтобы елочка зажглась,
Чтобы тройка понеслась!
У Зимы не счесть забот:
Скоро праздник — Новый год!
Р. Фархади
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
— Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
— Попробуйте сами поставить цели урока. Чему мы будем сегодня учиться? (Предположения детей.)
— Да, сегодня мы прочитаем еще одно новогоднее стихотворение, узнаем о жизни и творчестве его автора.
V. Работа по теме урока
1. Первичное чтение
— Откройте учебник на с. 208 и прочитайте имя автора стихотворения.
— Есть ли у стихотворения название?
— Как же быть? Как нам его называть? {По первой строчке.)
— Прочитайте ее.
— Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть это стихотворение.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Подтвердились ли ваши предположения?
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей.)
— Как зайчата перехитрили волка? (Они спрятались на елке, как игрушки, и волк их не заметил.)
2. Рассказ учителя об А. Барто
— У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, кто не знал бы, не слышал бы в детстве стихов А. Барто. Как вы считаете, почему? (Ответы детей.)
— Вспомните, какие стихи вы слышали в детском саду или дома от мамы, бабушки, когда вам было всего три или четыре года.
(Дети вспоминают. Учитель может помочь: «Про зайку, которого бросила... кто? хозяйка; про бычка, который... идет, качается». Вспомнив, дети прочитают несколько стихов из цикла «Игрушки».)
Материал для учителя
Агния Львовна Барто мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 г. Многие видели старый черно- белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны А. Барто ездила на фронт — выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), работала на заводе в токарном цехе. В конце войны в семье Агнии Львовны случилось горе — в мае 1945 г. погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она много сделала для чужих детей. Агния Львовна стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла передача в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! А. Барто очень верила в доброту, душевную чуткость.
VI. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два —
Вот и кончилась игра!
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Выразительное чтение
- Прочитайте стихотворение А. Барто выразительно.
2. Сообщение учителя
- Знаете ли вы, откуда пошла традиция наряжать елку под Новый год?
Материал для учителя
История праздничной ёлки
Традиция наряжать елку на Рождество и Новый год пришла к нам из древних времен и связана с культом (почитанием) зелени. В Греции и Риме дома с наступлением нового года украшали зелеными ветками. Считалось, что они принесут здоровье и счастье в будущем году. В Европе в период полного угасания природы уделялось большое внимание символам ее возрождения. Сначала это были ветви слив, яблонь и вишен, которые заранее ставили в воду. Но они не всегда распускались, поэтому предпочтение было отдано вечнозеленым растениям.
Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними, приносили дары, развешивая их на ветвях.
Елку впервые стали украшать в XVI в. в Германии. В Англии, Франции, Германии существует легенда о том, как Мартин Лютер (основатель лютеранства, переводчик Библии на немецкий язык) возвращался домой в ночь накануне Рождества (1513 г.). Он был поражен красотой звездного неба, ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.
Есть и другая легенда. Согласно ей после рождения Иисуса Христа поклониться ему пришли все живые существа, в том числе и растения. Каждый нес младенцу Христу свои дары.
Красавица пальма и благоухающая маслина решили порадовать Спасителя узорной пышной листвой и сладким ароматом. Оба дерева были горделивые и наперебой хвалились своими дарами друг перед другом. Этот разговор услышала елочка. Ей тоже захотелось что-то подарить. А величавые деревья смеялись над ней: «Что ты можешь подарить, кроме смолы и колючих иголок?»
Елочка была скромна, она отошла в сторонку и горько заплакала горячими смоляными слезами. В этот момент ее заметил ангел и, пожалев маленькую елочку, сделал ей чудесный подарок. Собрав на небе самые красивые огоньки, он нарядил ими колючие ветки, и наша скромница предстала перед Спасителем в ярком разноцветном наряде.
С тех пор елка считается символом Рождества.
Вскоре вслед за Германией наряжать елку стали и в других странах. В Англии в 1841 г. королевой Викторией был издан декрет, разрешавший празднование Нового года с разукрашенной елкой. А первая елка была установлена на площади перед королевским дворцом.
Во Франции елка появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе невестки, по происхождению немки.
Существует предание, что в США более двухсот лет назад президент Джордж Вашингтон встречал Новый год с елкой, украшенной игрушками, привезенными из Германии.
В России первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 г. Но в 1918 г. праздновать Новый год было запрещено, и традиция наряжать красавицу вернулась спустя 17 лет.
В тропических странах елки делали из фанеры и украшали рисовой соломкой.
В Австралии и Новой Зеландии январь — летний месяц, здесь в качестве елки используют местное дерево — метросидерос, усыпанное алыми цветами. На Кубе ель заменяют пальмами или пиниями. А в Никарагуа — ветвями кофейного дерева с красными плодами.
3. Стихотворение С. Дрожжина
— На с. 209 прочитайте стихотворение С. Дрожжина «Улицей гуляет...» и рассмотрите иллюстрацию.
— Какое настроение создается?
— Какой прием используется?
(Ответы детей.)
VIII. Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
- О каком празднике мы говорили сегодня?
- Что вы узнали о нем?
- Что вы узнали об авторе стихотворения «Дело было в январе...»?
Домашнее задание
Повторить произведения изученного раздела. Подобрать к любому из них музыку, которая соответствует содержанию.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 2 класс. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Берестов «Кошкин щенок»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения И. Крылов «Стрекоза и Муравей», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Вовка - добрая душа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!