Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Дело было в январе»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание, речь.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; рисовать словесные картины зимней природы с oi юрой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку; наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Оборудование: портрет и книги А. Барто; визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки от лица Елочки.

III. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Что ты делаешь, Зима?

— Что ты делаешь, Зима?

— Строю чудо-терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

Раскружится карусель.

Залихватская метель!

Постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы елочка зажглась,

Чтобы тройка понеслась!

У Зимы не счесть забот:

Скоро праздник — Новый год!

Р. Фархади

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

— Попробуйте сами поставить цели урока. Чему мы будем сегодня учиться? (Предположения детей.)

— Да, сегодня мы прочитаем еще одно новогоднее стихотворение, узнаем о жизни и творчестве его автора.

V. Работа по теме урока

1. Первичное чтение

— Откройте учебник на с. 208 и прочитайте имя автора стихотворения.

— Есть ли у стихотворения название?

— Как же быть? Как нам его называть? {По первой строчке.)

— Прочитайте ее.

— Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть это стихотворение.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Подтвердились ли ваши предположения?

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей.)

— Как зайчата перехитрили волка? (Они спрятались на елке, как игрушки, и волк их не заметил.)

2. Рассказ учителя об А. Барто

— У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, кто не знал бы, не слышал бы в детстве стихов А. Барто. Как вы считаете, почему? (Ответы детей.)

— Вспомните, какие стихи вы слышали в детском саду или дома от мамы, бабушки, когда вам было всего три или четыре года.

(Дети вспоминают. Учитель может помочь: «Про зайку, которого бросила... кто? хозяйка; про бычка, который... идет, качается». Вспомнив, дети прочитают несколько стихов из цикла «Игрушки».)

Материал для учителя

Агния Львовна Барто мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 г. Многие видели старый черно- белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны А. Барто ездила на фронт — выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), работала на заводе в токарном цехе. В конце войны в семье Агнии Львовны случилось горе — в мае 1945 г. погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она много сделала для чужих детей. Агния Львовна стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла передача в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! А. Барто очень верила в доброту, душевную чуткость.

VI. Физкультминутка

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два —

Вот и кончилась игра!

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Выразительное чтение

- Прочитайте стихотворение А. Барто выразительно.

2. Сообщение учителя

- Знаете ли вы, откуда пошла традиция наряжать елку под Новый год?

Материал для учителя

История праздничной ёлки

Традиция наряжать елку на Рождество и Новый год пришла к нам из древних времен и связана с культом (почитанием) зелени. В Греции и Риме дома с наступлением нового года украшали зелеными ветками. Считалось, что они принесут здоровье и счастье в будущем году. В Европе в период полного угасания природы уделялось большое внимание символам ее возрождения. Сначала это были ветви слив, яблонь и вишен, которые заранее ставили в воду. Но они не всегда распускались, поэтому предпочтение было отдано вечнозеленым растениям.

Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними, приносили дары, развешивая их на ветвях.

Елку впервые стали украшать в XVI в. в Германии. В Англии, Франции, Германии существует легенда о том, как Мартин Лютер (основатель лютеранства, переводчик Библии на немецкий язык) возвращался домой в ночь накануне Рождества (1513 г.). Он был поражен красотой звездного неба, ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.

Есть и другая легенда. Согласно ей после рождения Иисуса Христа поклониться ему пришли все живые существа, в том числе и растения. Каждый нес младенцу Христу свои дары.

Красавица пальма и благоухающая маслина решили порадовать Спасителя узорной пышной листвой и сладким ароматом. Оба дерева были горделивые и наперебой хвалились своими дарами друг перед другом. Этот разговор услышала елочка. Ей тоже захотелось что-то подарить. А величавые деревья смеялись над ней: «Что ты можешь подарить, кроме смолы и колючих иголок?»

Елочка была скромна, она отошла в сторонку и горько заплакала горячими смоляными слезами. В этот момент ее заметил ангел и, пожалев маленькую елочку, сделал ей чудесный подарок. Собрав на небе самые красивые огоньки, он нарядил ими колючие ветки, и наша скромница предстала перед Спасителем в ярком разноцветном наряде.

С тех пор елка считается символом Рождества.

Вскоре вслед за Германией наряжать елку стали и в других странах. В Англии в 1841 г. королевой Викторией был издан декрет, разрешавший празднование Нового года с разукрашенной елкой. А первая елка была установлена на площади перед королевским дворцом.

Во Франции елка появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе невестки, по происхождению немки.

Существует предание, что в США более двухсот лет назад президент Джордж Вашингтон встречал Новый год с елкой, украшенной игрушками, привезенными из Германии.

В России первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 г. Но в 1918 г. праздновать Новый год было запрещено, и традиция наряжать красавицу вернулась спустя 17 лет.

В тропических странах елки делали из фанеры и украшали рисовой соломкой.

В Австралии и Новой Зеландии январь — летний месяц, здесь в качестве елки используют местное дерево — метросидерос, усыпанное алыми цветами. На Кубе ель заменяют пальмами или пиниями. А в Никарагуа — ветвями кофейного дерева с красными плодами.

3. Стихотворение С. Дрожжина

— На с. 209 прочитайте стихотворение С. Дрожжина «Улицей гуляет...» и рассмотрите иллюстрацию.

— Какое настроение создается?

— Какой прием используется?

(Ответы детей.)

VIII. Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

- О каком празднике мы говорили сегодня?

- Что вы узнали о нем?

- Что вы узнали об авторе стихотворения «Дело было в январе...»?

Домашнее задание

Повторить произведения изученного раздела. Подобрать к любому из них музыку, которая соответствует содержанию.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения, 2 класс. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Берестов «Кошкин щенок»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России

Урок литературного чтения И. Крылов «Стрекоза и Муравей», 2 класс

Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Вовка - добрая душа»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!