Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Выразительное чтение
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива». Сравнение произведений литературы и живописи
Цели: познакомить со стихотворениями о природе А. Пушкина, А. Плещеева, И. Сурикова; с репродукциями картин художников И. Левитана, В. Поленова и И. Грабаря; обучать выразительному чтению стихотворений, определять их ритм; чувствовать отношение автора к изображаемому в произведении; находить сравнения; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; находить в загадках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение наизусть стихотворений, выставка иллюстраций.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку медленно.
На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость голоса.
— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
— Прочитайте с ускорением.
— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Отгадайте загадку.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года.)
— Какие времена года вы знаете? Перечислите их по порядку.
— О каком времени года мы читали стихотворения на прошлом уроке?
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством поэтов, знаменитых художников.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 76. Прочитайте, кто написал стихотворение «За весной, красой природы...». (А. Пушкин.)
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Обратите внимание, как поэт всего несколькими словами ярко изображает каждое время года.
— Найдите созвучия в конце строк. (Природы — непогоды, пройдет — несет.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Послушайте стихотворение А. Плещеева «Миновало лето...».
— О каком времени года рассказывает нам поэт? Докажите.
— Какой темп наиболее соответствует содержанию стихотворения?
— Прочитайте его выразительно.
— Сравните с другом тексты стихотворений и картины И. Левитана «Вечерний звон», В. Поленова «Золотая осень».
— Похожи ли они по настроению? Докажите. (Ответы детей.)
— Каким стихотворениям они соответствуют?
VI. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш — метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
(Слова сопровождаются бегом на месте, на предпоследней строчке — остановиться, на последней - потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 78. Прочитайте, кто написал стихотворение «Зима». (И. Суриков.)
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
(После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)
— Что вы почувствовали при чтении?
— Как зима преобразила землю, лес?
— Как менялись картины природы: быстро или постепенно? Из каких строк это видно?
— Какой темп наиболее соответствует содержанию стихотворения?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Сравните с другом текст стихотворения и картину И. Грабаря «Иней».
— Похожи ли они по настроению? Докажите. (Ответы детей.)
VIII. Рефлексия
— Что вас на уроке радовало?
— Что огорчало? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какие произведения читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию одно из них выучить наизусть.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»
Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике
Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»
Нет комментариев. Ваш будет первым!