Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Выразительное чтение

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива». Сравнение произведений литературы и живописи

Цели: познакомить со стихотворениями о природе А. Пушкина, А. Плещеева, И. Сурикова; с репродукциями картин художников И. Левитана, В. Поленова и И. Грабаря; обучать выразительному чтению стихотворений, определять их ритм; чувствовать отношение автора к изображаемому в произведении; находить сравнения; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; находить в загадках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения.

Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение наизусть стихотворений, выставка иллюстраций.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку медленно.

На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.

— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость голоса.

— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.

— Прочитайте с ускорением.

— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвертый плачет. (Времена года.)

— Какие времена года вы знаете? Перечислите их по порядку.

— О каком времени года мы читали стихотворения на прошлом уроке?

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством поэтов, знаменитых художников.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 76. Прочитайте, кто написал стихотворение «За весной, красой природы...». (А. Пушкин.)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Обратите внимание, как поэт всего несколькими словами ярко изображает каждое время года.

— Найдите созвучия в конце строк. (Природы — непогоды, пройдет — несет.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Послушайте стихотворение А. Плещеева «Миновало лето...».

— О каком времени года рассказывает нам поэт? Докажите.

— Какой темп наиболее соответствует содержанию стихотворения?

— Прочитайте его выразительно.

— Сравните с другом тексты стихотворений и картины И. Левитана «Вечерний звон», В. Поленова «Золотая осень».

— Похожи ли они по настроению? Докажите. (Ответы детей.)

— Каким стихотворениям они соответствуют?

VI. Физкультминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

(Слова сопровождаются бегом на месте, на предпоследней строчке — остановиться, на последней - потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 78. Прочитайте, кто написал стихотворение «Зима». (И. Суриков.)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

(После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)

— Что вы почувствовали при чтении?

— Как зима преобразила землю, лес?

— Как менялись картины природы: быстро или постепенно? Из каких строк это видно?

— Какой темп наиболее соответствует содержанию стихотворения?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Сравните с другом текст стихотворения и картину И. Грабаря «Иней».

— Похожи ли они по настроению? Докажите. (Ответы детей.)

VIII. Рефлексия

— Что вас на уроке радовало?

— Что огорчало? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?

— Какие произведения читали?

— Какое из них вам больше всего понравилось?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему мы учились на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию одно из них выучить наизусть.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике

Занятие в 1 классе. Карлсон

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!