Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Введение в содержание раздела «Край родной, навек любимый»

Урок литературного чтения в 1 классе. П. Воронько «Лучше нет родного края»

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: стихи, рифма; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, составлению устных сообщений о красоте родного края; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своих чувствах к родине; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозапись песни «Моя Москва» («Я по свету немало хаживал...». Сл. М. Лисянского и С. Аграняна, муз. М. Дунаевского); текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зеленая

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

— Прочитайте медленно жужжащим чтением.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с сердитой интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)

— Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Прочитайте, что здесь написано: ЙЫМИБЮЛ КЕВАН, ЙОНДОР ЙАРК

(Край родной, навек любимый.)

— Как вам удалось прочитать? (Читать нужно справа налево. )

IV. Работа по теме урока

— На какую тему произведения вы поместили бы в этот раздел? (Предположения детей.)

— В учебнике на с. 66 прочитайте, какие понятия мы узнаем, изучая этот раздел. (Стихи, рифма.)

— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

— Что хотели сказать этим диалогом дети?

— А где родились вы?

(Дети рассказывают о месте своего рождения.)

— Как называется место, в котором человек родился? {Родина.)

— Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров. (Дети читают сообщение о родине.)

— Что такое родина?

— Из чего складывается наша большая общая родина - Россия?

— Как называется столица нашей родины? {Москва.)

— Послушайте песню о родине, ставшую гимном столицы, — «Я по свету немало хаживал...».

(Учитель включает аудиозапись.)

— Как вы поняли смысл текста песни?

V. Физкультминутка

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте в учебнике на с. 67 имя автора стихотворения «Лучше нет родного края».

— Послушайте сообщение о нем.

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством П.Н. Воронько.)

Материал для учителя

Платон Никитович Воронько (1913— 1988) — украинский поэт. Родился в селе Чернетчина (ныне Сумская область Украины). Отец его был кузнецом, дед — кобзарем (кобзарь — в старину народный певец на Украине). С 10-летнего возраста мальчик воспитывался в Ахтырском детгородке, где и окончил школу-семилетку. В 1932 г. окончил автотехникум и весной того же года по путевке ЦК комсомола уехал в Таджикистан на строительство Вахшского канала. Там же начал писать свои первые стихи.

В 1935—1937 гг. служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1938—1941 гг. учился в Московском литературном институте им. М. Горького. Добровольцем ушел на советско-финляндскую войну 1939—1940 гг. Был бойцом лыжного батальона, командовал группой, действовавшей во вражеском тылу. В годы Великой Отечественной войны воевал в истребительном батальоне, затем с мая 1943 г. — в партизанском соединении С.А. Ковпака. Командовал группой минеров-подрывников, затем Олевским партизанским отрядом. Участвовал в Карпатском рейде. Зимой 1944 г. он был тяжело ранен; на санях через линию фронта его доставили в Киев. В 1945—1946 гг. работал в редакции журнала «Днiпро». Участвовал в работе Всемирной конференции демократической молодежи в Лондоне. В 1947—1948 гг. был ответственным секретарем комиссии по работе с молодыми авторами Союза писателей СССР. Депутат Верховного Совета УССР 10—11-го созывов.

— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете?

(Учитель читает стихотворение.)

— С чего начинается стихотворение?

— Как вы понимаете слова: «Крылья, ноги натрудил»?

— Прочитайте последние строчки. Почему журавль так ответил?

— Как вы считаете, в каких строчках заключена главная мысль стихотворения?

— Найдите рифмы в этом стихотворении. (Журавель — земель, обходил — натрудил, журавля — земля, пролетая — края.)

— Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл.

• Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

• У чужой еды и вкус чужой.

• Каждый кулик свое болото хвалит.

• Где выросла сосна, там она и красна.

• Лебедю степь ни к чему, дрофе — озеро.

— Какая из этих пословиц соответствует содержанию стихотворения? (Ответы детей).

VII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— Чем он вам понравился?

— Чему учились на уроке?

— Какой важный вывод можно сделать по теме урока?

Домашнее задание

Составить рассказ о своей родине по вопросам в учебнике на с. 69.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике

Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс

Занятие в 1 классе. Карлсон

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!