Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Введение в содержание раздела «Край родной, навек любимый»
Урок литературного чтения в 1 классе. П. Воронько «Лучше нет родного края»
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: стихи, рифма; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, составлению устных сообщений о красоте родного края; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своих чувствах к родине; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозапись песни «Моя Москва» («Я по свету немало хаживал...». Сл. М. Лисянского и С. Аграняна, муз. М. Дунаевского); текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
Г. Ладонщиков
— Прочитайте медленно жужжащим чтением.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— Прочитайте с утвердительной интонацией.
— Прочитайте с сердитой интонацией.
— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)
— Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Прочитайте, что здесь написано: ЙЫМИБЮЛ КЕВАН, ЙОНДОР ЙАРК
(Край родной, навек любимый.)
— Как вам удалось прочитать? (Читать нужно справа налево. )
IV. Работа по теме урока
— На какую тему произведения вы поместили бы в этот раздел? (Предположения детей.)
— В учебнике на с. 66 прочитайте, какие понятия мы узнаем, изучая этот раздел. (Стихи, рифма.)
— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
— Что хотели сказать этим диалогом дети?
— А где родились вы?
(Дети рассказывают о месте своего рождения.)
— Как называется место, в котором человек родился? {Родина.)
— Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров. (Дети читают сообщение о родине.)
— Что такое родина?
— Из чего складывается наша большая общая родина - Россия?
— Как называется столица нашей родины? {Москва.)
— Послушайте песню о родине, ставшую гимном столицы, — «Я по свету немало хаживал...».
(Учитель включает аудиозапись.)
— Как вы поняли смысл текста песни?
V. Физкультминутка
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте в учебнике на с. 67 имя автора стихотворения «Лучше нет родного края».
— Послушайте сообщение о нем.
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством П.Н. Воронько.)
Материал для учителя
Платон Никитович Воронько (1913— 1988) — украинский поэт. Родился в селе Чернетчина (ныне Сумская область Украины). Отец его был кузнецом, дед — кобзарем (кобзарь — в старину народный певец на Украине). С 10-летнего возраста мальчик воспитывался в Ахтырском детгородке, где и окончил школу-семилетку. В 1932 г. окончил автотехникум и весной того же года по путевке ЦК комсомола уехал в Таджикистан на строительство Вахшского канала. Там же начал писать свои первые стихи.
В 1935—1937 гг. служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1938—1941 гг. учился в Московском литературном институте им. М. Горького. Добровольцем ушел на советско-финляндскую войну 1939—1940 гг. Был бойцом лыжного батальона, командовал группой, действовавшей во вражеском тылу. В годы Великой Отечественной войны воевал в истребительном батальоне, затем с мая 1943 г. — в партизанском соединении С.А. Ковпака. Командовал группой минеров-подрывников, затем Олевским партизанским отрядом. Участвовал в Карпатском рейде. Зимой 1944 г. он был тяжело ранен; на санях через линию фронта его доставили в Киев. В 1945—1946 гг. работал в редакции журнала «Днiпро». Участвовал в работе Всемирной конференции демократической молодежи в Лондоне. В 1947—1948 гг. был ответственным секретарем комиссии по работе с молодыми авторами Союза писателей СССР. Депутат Верховного Совета УССР 10—11-го созывов.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете?
(Учитель читает стихотворение.)
— С чего начинается стихотворение?
— Как вы понимаете слова: «Крылья, ноги натрудил»?
— Прочитайте последние строчки. Почему журавль так ответил?
— Как вы считаете, в каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
— Найдите рифмы в этом стихотворении. (Журавель — земель, обходил — натрудил, журавля — земля, пролетая — края.)
— Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл.
• Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
• У чужой еды и вкус чужой.
• Каждый кулик свое болото хвалит.
• Где выросла сосна, там она и красна.
• Лебедю степь ни к чему, дрофе — озеро.
— Какая из этих пословиц соответствует содержанию стихотворения? (Ответы детей).
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел начали изучать?
— Чем он вам понравился?
— Чему учились на уроке?
— Какой важный вывод можно сделать по теме урока?
Домашнее задание
Составить рассказ о своей родине по вопросам в учебнике на с. 69.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»
Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»
Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике
Нет комментариев. Ваш будет первым!