Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения в 1 классе. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». Н. Сладков «Без слов»
Цели: познакомить с произведениями И. Пивоваровой, С. Михалкова, Н. Сладкова о животных; прививать интерес и любовь к чтению таких произведений; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев произведения, его главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в произведении; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, аудиозапись песенки (или мультфильм) «Антошка».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение в учебнике на с. 12 самостоятельно.
— Не напоминает ли оно вам известную песенку? (Песня «Антошка».)
— Подумайте и скажите, кто разговаривает в стихах? Представьте себе героев диалога. С одинаковой ли интонацией надо читать слова воробья и его родителей?
— Прочитайте стихотворение с другом. Подготовьте выразительное чтение.
Материал для учителя
Антошка
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку,
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Припев:
Тили-тили,
Трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали,
Тарам-пам-пам!
Тарам-пам-пам!
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке,
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке!
Припев.
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку,
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку!
Припев:
Тили-тили,
Трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли,
Тарам-пам-пам!
Тарам-пам-пам!
Ю. Энтин
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Мы только что читали стихотворение и увидели, что герои в нем наделены человеческими качествами.
— Рассмотрите выставку книг к уроку, вспомните речевую разминку. Предположите, о чем мы будем сегодня читать. Чему будем учиться?
Сегодня на уроке мы познакомимся с другими произведениями, авторы которых расскажут нам о взаимоотношениях человека с природой. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название стихотворения. («Всех у гостила».)
— Кто автор стихотворения? (И. Пивоварова.) Что вы о ней знаете?
Материал для учителя
Ирина Михайловна Пивоварова (р. 1939) — детская писательница, иллюстратор. Родилась в Москве. Ее отец был хорошим врачом, который всегда мечтал, чтобы дочь тоже пошла по благородному пути медицины. Однако Ирина с детства была очень творческим ребенком, любящим и ценящим искусство. Поэтому, едва окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора, представителя «неофициального» искусства, Виктора Пивоварова. Их союз дал очень многое для детской литературы. Ирина вдруг начала писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, Добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки».
Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев — обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.
— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Что вы видите? Прочитайте название и предположите, о чем оно может быть.
— Прочитаем и проверим наши предположения.
— Какие слова непонятны?
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени девочки.)
— Кого угощала девочка?
— С какой интонацией надо читать слова благодарности друзей?
— Перечитайте заключительные строки.
— Что вы можете сказать об этой девочке?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Материал для учителя
Зяблик — певчая птица размером с воробья (длина около 17 см). Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато- серая, спина коричневатая с зеленым, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна; окраска самки более тусклая. Распространен в Европе, Западной Азии и Северной Африке; расселяется на Востоке. Один из самых многочисленных видов птиц в России. Обитает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека. Гнезда вьет на деревьях, маскируя их мхом и лишайниками. Питается семенами и зелеными частями растений, летом также насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов. Зяблики прилетают в первых числах апреля. Гнездование и кладку начинают в начале мая. Насиживание и время выкармливания в гнезде — две недели. Вылет молодых птиц — в июне. Зяблики могут делать две кладки за сезон. В кладке 3 — 6 голубоватых с крапинками яиц. Второе выведение — с июня по август. Отлет — с сентября до середины октября. Часть птиц зимует в Центральной Европе, остальные улетают в Средиземноморье. Зимой может наблюдаться на Кавказе, в предгорных лесах.
— Прочитайте в учебнике на с. 15 название стихотворения. («Зяблик».) Кто из вас знает, кто такие зяблики?
(Чтение стихотворения и вопросы и задания после прочтения.)
— Как у мальчика появился зяблик?
— Прочитайте, как жилось птичке у мальчика сначала.
— Как зяблик остался один?
— Каким мальчик застал зяблика?
— Как понимаете выражение выходил его? (Вылечил.)
— Почему мальчик отказался от щенка? Прочитайте его слова. Как вы их понимаете?
— Подумайте, с одинаковым ли настроением надо читать начало и конец стихотворения?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Мартышки
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки.
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
VII. Продолжение работы по теме урока
— Какие книги Николая Сладкова вы читали?
— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.И. Сладкова.)
Материал для учителя
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор книг о природе. Родился в семье рабочего-металлиста в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, ему нетерпелось узнать его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в «тетрадь наблюдений». Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.
«Природа волновала и влекла меня всю жизнь, — писал он, — ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней. Никто меня специально не "вводил" в природу, никто не "приучал" и "не открывал глаза". Я родился уже готовым ее поклонником. Книги только объяснили мне то, чего я еще не знал. А Виталий Валентинович Бианки — мой старший товарищ — научил разбираться в писательской технике. Я его легко понимал, души наши были Родственными».
— Подумайте, что может рассказать автор в произведении с названием «Без слов»?
(Чтение рассказа в учебнике на с. 18 и вопросы и задания после прочтения.)
— Какой вопрос задала автору Люся?
— О чем девочка заставила задуматься взрослого человека?
— Как он объяснил Люсе, кто же в этом виноват?
— Как птицы поняли Люсю?
— В чем главная мысль рассказа?
— Почему он так назван? (Чтение по ролям.)
VIII. Рефлексия
— Все ли вам на уроке было понятно?
— Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?
— В чем трудности?
IX. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке? Какие произведения изучали?
— Что нового вы сегодня узнали?
Домашнее задание
Найти в библиотеке книги, которые советуют прочитать авторы учебника на с. 21.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»
Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»
Нет комментариев. Ваш будет первым!