Игры на формирование временных представлений у старших дошкольников
Формирование временных представлений у детей 6-7 лет через дидактические игры
Шестилетний ребенок уже владеет некоторыми временными представлениями. Вопросы «когда? как долго?» и соответствующие ответы он постоянно слышит от взрослых, поэтому ребенок овладевает некоторым запасом слов, выражающих последовательность событий и явлений.
При подготовке к школе большое внимание должно уделяться режиму. Строгое выполнение требований режима обусловливает успешное формирование временных представлений: вовремя встать, быстро, не задерживаясь одеться, позавтракать, вовремя пойти в школу. Соблюдение режима связано с пониманием слов, его выражающих. Появляется жизненная потребность ориентироваться во времени, в днях недели, в определении времени по часам.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы уточнить и расширить временные представления детей, помочь им овладеть измерением времени в часах. Этому весьма способствуют дидактические игры и занимательные упражнения.
1. Режим дня
Дидактическая цель. Формирование временных представлений (сначала, потом, до, после, раньше, позже), работа с цветом.
Средства обучения. Карточки с рисунками.
Содержание игры. До начала игры воспитатель проводит беседу о распорядке дня дома и детском саду. Дети должны последовательно перечислить все свои действия на протяжении дня: подъем, зарядка, умывание, завтрак, уход в детский сад, возвращение после посещения детского сада домой, прогулка и т. д.
Игра проходит так. Воспитатель распределяет все карточки между детьми. Себе он оставляет первую и начинает игру.
— Утром Лида сначала убирает свою постель, — говорит воспитатель и прикрепляет рисунок к магнитной доске.
— Потом она делает зарядку, — продолжает тот, у кого имеется следующая карточка, и прикрепляет ее справа от первой.
— Потом она умывается, после чего завтракает и уходит в школу, — говорят те участники игры, у кого имеются следующие рисунки, и последовательно прикрепляют их справа от второй карточки.
— Потом Лида учится в школе, — говорит обладатель очередного рисунка и прикрепляет его на доске справа от четвертого...
— Что делает девочка раньше: завтракает или умывается? А что позже: завтракает или идет в школу? Чем она занимается до зарядки? До прогулки? После обеда? (Такие могут быть следующие вопросы по имеющимся на доске рисункам.)
2. Времена года
Дидактическая цель. Формирование временных представлений.
Средства обучения. Четыре таблички с надписями: Зимой, Весной, Летом, Осенью.
Содержание игры. Четверо детей получают по табличке. Каждая из них является отгадкой к загадке.
Кто-нибудь из детей (или весь класс хором) читает:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
Выходит ребенок с табличкой «Летом» и становится перед группой.
Продолжает следующий ребёнок:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Выходит ребенок с табличкой «Осенью» и становится справа, рядом с первым.
Читает третий ученик:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Выходит ребенок с табличкой «Зимой».
И наконец, дети предлагают последнюю загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Затем все дети с табличками «времена года» выстраиваются по порядку.
Примечание. В таком виде игра проводится, когда дети умеют читать, если дети не умеют читать, то отгадывают время года хором.
3. Продолжай
Дидактическая цель. Закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого».
Содержание игры. Дети должны закончить начатое воспитателем предложение, например: «Утром я пошел в детский сад, а вернулся домой... (вечером). Я редко хожу в кино, а старший брат... (часто). Мы завтракаем утром, а ужинаем... (вечером). Солнышко светит днем, а луна... (ночью). После зимы наступает весна, а после весны... (лето). Раньше наступает осень, а зима... (позже)».
Здесь можно предложить детям отгадать загадки о временах года. Отгадайте загадки «Когда это бывает?».
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома —
Зовут меня... (Зима.)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я... (Лето.)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня... (Весна.)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (Осень.)
— Когда наступает Новый год? {Зимой.)
— Какое время года наступает после зимы? {Весна.)
— После весны какое время года наступает? {Лето.)
— В какое время года начинаются занятия в школе? {Осенью.)
— Что бывает раньше: зима или весна? {Зима.)
— Какое время года наступает позже: осень или лето? {Осень.)
4. Неделька
Дидактическая цель. Закрепление дней недели, повторение понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого», «предшествует», «следует за».
Средства обучения. Семь табличек с названиями дней недели.
Содержание игры. Воспитатель вызывает к доске семерых детей и раздает им таблички. Затем он громко произносит название любого дня недели.
Ребёнок с соответствующей табличкой становится первым. По команде «Неделька, постройся!» остальные дети должны в правильной последовательности занять места рядом с первым учеником.
Воспитатель задает вопросы:
— Какой день наступает после понедельника? (Вторник.)
— Какой день следует за вторником? (Среда.)
— Какой день следует за средой? (Четверг.) И т. д.
— Какой день недели наступает раньше других? (Понедельник.)
— Какой день недели наступает позже других? (Воскресенье.)
— Какой день недели предшествует субботе? (Пятница.) И т. д.
5. В котором часу?
Дидактическая цель. Формирование умения определять время по часам.
Средства обучения. Рисунки «Режим дня».
Содержание игры. Воспитатель выставляет на подставке доски рисунки, иллюстрирующие основные моменты режима дня: подъем, завтрак, уход в детский сад, приход из детского сада, ужин и другие, выраженные круглым числом часов (без минут). Время каждого режимного момента воспитатель записывает примером на сложение или вычитание.
Дети, решившие примеры правильно, определяют время каждого режимного момента, а затем показывают его на циферблате часов. Например, над рисунком, иллюстрирующим подъем с постели, записан пример «4 + 3». Это означает, что ученик встает в 7 часов утра. Аналогично дети определяют и показывают на часах и другое время.
Примечание. Игра проводится в конце года.
Похожие статьи:
Геометрические игры для дошкольников
Конспект игры по математике во 2 младшей группе
Конспект математической игры во второй младшей группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!