Экологическая игра для школьников 5-8 классов
Экологическая игра в школе «Счастливый случай». Сценарий
Цели игры: углубить знания учащихся по биологии и экологии; ознакомить в игровой форме с художественными произведениями, затрагивающими проблемы экологии.
Правила игры:
Вопросы викторины охватывают три области знаний:
I. Взаимосвязь природы и общества.
II. Биотические отношения.
III. Природа и ее охрана в произведениях художественной литературы.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Но команде может выпасть и «счастливый случай». Это означает, что за правильный ответ на вопрос, отмеченный значком «*», команда получает три очка вместо одного. Конкурс состоит из трех геймов.
Первый гейм. Команда выбирает область знаний, из которой ей задают вопросы. Ответ следует после обсуждения (1 мин). Номера вопросов (от 1 до 10) называет капитан команды. Всего предлагается 5 вопросов.
Второй гейм. Команды по очереди выбирают область знаний и отвечающих на вопросы команды соперников. Время обдумывания - 1 мин Номера вопросов называют отвечающие.
Третий гейм. Ведущий задает каждой команде по одному вопросу из каждой области знаний. Время обсуждения - 1 мин.
Если команда отвечает неправильно, вопрос задается их соперникам. В том случае, если и они не отвечают правильно, вопрос задают зрителям.
В конце игры ведущий подводит итоги, награждает победителей.
Вопросы
I. Взаимосвязь природы и общества.
1. Что называют памятниками природы?
(Памятники природы - уникальные или ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты.)
2. Что представляет собой национальный парк?
(Национальный парк - территория, исключенная из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.)
3. Что представляет собой заказник?
(Заказник - участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов.)
4. Что представляет собой заповедник?
(Заповедник - участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования.)
5. Что называют черным списком?
(Черный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки, гербарии.)
6. Какие утечки нефти наносят больший вред экосистемам: небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся, или единичные, но большие?
(Наибольший вред экосистемам наносят небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся утечки нефти.)
7. Что такое «смог»?
(Смог - скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли.)
8. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям?
(К кислотным дождям наиболее чувствителен огурец.)
9. Учеными установлено, что листья деревьев, которые растут в пригородах, на единицу поверхности имеют в 10 раз больше устьиц, чем листья растений из сильно загрязненных промышленных районов. Какое это имеет значение для растительного организма?
(При меньшем числе устьиц уменьшается масштаб отравления растений и увеличивается га выживаемость.)
10. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?
(Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух городов загрязнен.)
II. Биотические отношения.
1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
(Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.)
2. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?
(Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.)
3. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
(Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.)
4. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
(В результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков - это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.)
5. После заселения озера всеядными рыбами численность дафний в нем возросла. Предложите возможные гипотезы для объяснения этого факта.
(После заселения озера всеядными рыбами количество молоди, питающейся дафниями, уменьшилось и, как следствие, число дафний возросло.)
6. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель?
(Разные виды цапель практически не конкурируют в борьбе за пишу, так как у каждого из них своя экологическая ниша.)
7. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник». Убедительны ли эти доводы?
(Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых.)
8. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
(В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)
9. Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Сарыч был еще жив, только большие глаза его глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда, чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце и было немного стыдно». Какую роль играет сарыч в природе?
(Сарыч питается мышами, крысами, ловит гадюк, саранчу, лягушек. Иногда нападает и на полезных птиц, однако польза, которую он приносит, гораздо больше вреда.)
10. Почему березы называют пионерами леса, а березовый лес - временным?
(Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; ее сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки, всходы которых погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет березу, которой среди разросшихся елей не хватает света.)
III. Природа и ее охрана в произведениях художественной литературы.
1. «И здесь нет зверей?» - спросила Таис. - Можно не опасаться за коня?
- Кое-где в горах попадаются львы и пантеры, но они стали редкими из-за постоянной охоты на них. Несколько веков назад на равнинах и холмах Сирии водились слоны мелкой породы. На них охотились египтяне. Финикийцы добывали слоновую кость и окончательно истребили слонов».
Из какого произведения взят этот отрывок? О какой эпохе идет речь в произведении?
(Данный отрывок взят из романа И. Ефремова «Таис Афинская». В произведении идет речь об эпохе завоевательных походов Александра Македонского.)
2. «Туристу, а особенно столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень - он не просто душу холодит, он трясет ее без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево - теплое, много- терпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней до бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает человеческое сердце».
Из какого произведения этот отрывок? Как вы понимаете слова: «... не способен камень грохот уличный угасить»?
(Это отрывок из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Лиственные породы деревьев гораздо эффективнее, чем «бетон да камень», снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебания листьев.)
3. «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ежиком. А их обидишь - себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь».
Герою какого произведения принадлежат эти слова? Что он имел в виду, произнося их?
(Эти слова принадлежат Егору Полушкину из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он подразумевал взаимосвязи организмов в природе.)
4. «Шмель? Шмели, сынок, все больше понизу стараются: тяжелы больно. В природе тоже свои этажи имеются. Скажем, трясогузка, она по земле шастает, а ястреб в поднебесье летает; каждому свой этаж отпущен, и поэтому никакой тебе суеты, никакой тебе толкотни. У каждого свое занятие и своя столовая. Природа - она никого не обижает, сынок, и все для нее равны».
Герою какого произведения принадлежат эти слова? Какое экологическое понятие они вам напоминают?
(Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Они напоминают определение понятия экологической ниши.)
5. Герою какого произведения принадлежат следующие стихи и для чего он написал их:
Граждане туристы! Вы найдите лучше,
Чтобы было чисто, Где дровишек куча,
Не палите по лесу И кострище сделано
Множество костров. Лесником.
Я - муравей.
Я житель лесной.
И дом мой стоит
Под высокой сосной.
Ты мимо пройди
И не трогай его,
Нам больше не надо
От вас ничего.
(Стихи принадлежат Коле Полушкину, сыну главного героя романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он написал их для размещения на щитах, установленных в лесу.)
6. «- С одной стороны, вроде учат: природа - дом родной. А с другой стороны, что имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царем-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгони в гроб маменьку».
Герою какого произведения принадлежат эти слова и где они были произнесены им?
(Слова эти Егор Полушкин из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» произнес на Всесоюзном совещании работников лесного хозяйства.)
7. « - Да, да, да. Покуда пахали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой ее подымали. А появился трактор - начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше. Ан нет, не лучше. Верхний слой - живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой-то песок-желтяк, глина мертвая. И вот мы почву-то зарыли на аршин в песок да сверху еще глиной, каменной плитой придавили».
Герою какого произведения принадлежат эти рассуждения? О каком сельскохозяйственном процессе думает герой?
(Мысли эти принадлежат герою романа Ф. Абрамова «Братья и сестры», который осуждает глубинную вспашку.)
8. «Каждую весну, каждое лето миллионы бревен сбрасывались в реку. Тащи, волоки, такая-разэдакая. К устью, к буксирам. А силы? Какие у реки силы? Откуда, от кого подмога? От малых речек, от ручьев? Да они сами давно пересохли - все леса на берегах вырублены. Вот и мытарят, вот и мучают все лето бедную».
Из какого произведения этот отрывок? Какую роль играют леса в сохранении рек?
(Это отрывок из романа Ф. Абрамова «Братья и сестры». Леса укрепляют берега рек, защищают от ветров и уменьшают испарение.)
9. «По новому, еще не потемневшему мосту он перешел на Сотюгу, поднялся в пригорок, - и что такое? Где красный бор? Налево вырубки, направо вырубки. Нет, нет, не может быть. Это только по закрайку погулял чей-то шальной топор, а сам-то бор не тронут. В войну, в послевоенное лихолетье устоял старик, а ныне-то какая нужда сокрушать его? Сокрушили. Лесная пустошь, бесконечные, бескрайние заросли мелкого кустарника открылись ему, когда он перебежал темный еловый ручей, в который упирались вырубки».
Из какого произведения этот отрывок? Почему на месте соснового бора вырос кустарник?
(Этот отрывок из романа Ф. Абрамова «Братья и сестры». На месте соснового бора вырос кустарник, так как произошла смена сообществ в результате вырубки.)
10. В каком литературном произведении автор так говорит о единстве человека и природы: «Зверь и человек в мор и пожары, во все времена природных бед не раз и не два оставались один на один - медведь, волк, рысь - грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в панцире плащей, с желтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя; нет - у зверя глаза умные, а не поросячьи, бессмысленно-сытые глаза - такое-то на свете бывало ль?»
(О единстве человека и природы говорит В. Астафьев в повести «Царь-рыба».)
Похожие статьи:
Ролевая игра по экологии для старшеклассников
Игра по экологии для 5-6 классов
Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!