Экологическая игра для 6 классов

Сценарий экологической игры для учащихся 6 классов «Тропа загадок»

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии и в биологическом кружке.

Задачи:

учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

Структура занятия:

1. Организационный момент (5 минут).

2. Вступление (5 минут).

3. Театрализованное представление (15 минут).

4. Основная часть (20 минут).

5. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (10 минут).

Оборудование: записи музыки по теме, диск с презентацией экологических акций, интерактивная доска, компьютер, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки с изображением следов животных, названиями витаминов и продуктов; коллекции моллюсков, комнатные растения и т. д.

Форма проведения: экологическая игра-конкурс с элементами инсценировки.

Рекомендации к проведению игры: экологическая игра «Тропа загадок» проводится в течение «Недели биологии» для учащихся 6 классов.

Сначала составляется общий план игры-конкурса. В него целесообразно включить ряд вопросов:

1. Создание оргкомитета из состава учителей биологии.

2. Создание команд - участников игры.

3. Создание судейской комиссии, оценивающей ответы команд на этапах.

4. Подготовка призов и наград за участие в конкурсах.

5. Подготовка театрализованного представления.

6. Подготовка вопросов и заданий на этапах.

7. Оформление зала.

8. Подготовка командами девизов, плакатов на экологическую тематику.

Дополнительные рекомендации: игру необходимо сделать яркой, запоминающейся, познавательной; нельзя оставлять без поощрения никого из участников игры, необходимо отметить вклад каждого в ее проведение.

Ход игры

В игре-конкурсе принимают участие команды в составе пяти человек из числа учащихся 6 классов.

Команды заранее готовят рисунки и стенгазеты на экологическую тематику. Задания для каждого этапа готовятся преподавателями. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе. Игра проводится в актовом зале, который украшен плакатами, приветствующими участников, воздушными шарами, газетами и рисунками от каждой команды. В зале в углу сцены установлены интерактивная доска и компьютер.

Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т. д.

Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.

В течение торжественной части на сцене работают педагог и ведущий.

Педагог определяет цель мероприятия, объясняет название занятия и условия проведения конкурсов. Логическое построение задания базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе.

I. Вступительная часть.

Ведущий. Посмотрите вокруг - какой прекрасный удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает человеку для жизни все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.

II. Театрализованное представление.

Выход Природы сопровождается танцем бабочек и цветов (в исполнении девочек) под музыку «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Природа. Человек меня огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а мои богатства не вечны. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы промышленных отходов губят Землю. Да и с человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни, процветают наркомания и преступность, не прекращаются войны, человечеству угрожает голод. Человек забыл об ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую, безжизненную планету? Со мной пришли мои подданные, они хотят высказать свое отношение к деятельности человека.

Воздушная нимфа. Нашу планету окружает самый большой из океанов, и мы каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. Речь идет о голубом воздушном океане. Воздухом дышат и звери, и птицы, и растения, и человек - все живое на Земле не может обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!». Полчища автомобилей заполнили улицы, проспекты, площади и обрушили на все живое свои выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и заводики, фабрики и фабрички. Все живое задыхается от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.

Золотая рыбка. Не хочется мне жить больше в море, хочу в аквариум с чистою водою! Ох! Пропадают моря-океаны. Кораблей на водных путях - как автомобилей на шоссе, и с каждого, даже с самого маленького суденышка, в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти - совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в пути аварию - вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут рыбы, дельфины, болеют, а иногда даже гибнут чайки, другие морские животные. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать, уже от голода.

Реченька. Ох, ребята, это я сейчас такой стала, а раньше я прозрачной была. Вот моя история. Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой - была я речка прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды - и проложили от завода к речке две трубы. По одной - вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Неудивительно, что я стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака! Ниже по течению построили еще один завод - по производству резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную воду. И стала я здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог. Еще дальше вырос на берегу третий завод - ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо- буро-малиновой - пестрее самого пестрого ситца. Так вот: была я чистой, прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала маловодной.

Фея леса. Люди не могут обойтись без леса. Лес поставляет в атмосферу кислород, он, как пылесос, освобождает воздух от пыли. Лес - это и наполненные чистой водой речки: корни деревьев скрепляют почву, предотвращают ее эрозию. Лес смягчает климат, защищает от холодных ветров зимой и от суховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес наполнен жизнью - это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет планета потеряла почти 200 млн га леса. Каждый год лесной покров сокращается на площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусора... А ведь деревья растут медленно, многие десятилетия.

Эколог. Позвольте вступиться за человека. Он осознал значение чистого воздуха, воды, лесов и полей нашей прекрасной планеты Земля. Люди начинают понимать, что Земля - наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, свое мышление, сознание. Важно всегда помнить, что Земля одна, и другой планеты у нас не будет.

Ведущий. В нашей школе ребята понимают всю ответственность, которую несет человек за состояние природы, и занимаются решением некоторых экологических проблем.

Группа ребят исполняет частушки.

Подружка моя, как тебе не стыдно?

Мы деревья все сажали, а тебя не видно!

 

Подружка моя, я бы их сажала,

Но устала на уроках и домой сбежала.

 

Подружка моя, как тебе не стыдно?

Все мы речку очищали, а тебя не видно!

Подружка моя, я бы очищала -

Танцевать друзья позвали, с ними побежала.

Ведущий. Ежегодно школьники приводят в порядок улицы городов и районов, высаживают зеленые насаждения на пришкольном участке, участвуют в различных экологических акциях.

Презентация природоохранных акций «Берегам Волги - заботу детских рук», «Родники», «Чистый город».

Ведущий.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют старые ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагаем в новый век.

На Земле уж белых пятен нету - Черные сотрешь ли, человек?

III. Основная часть.

Проводится игра-конкурс среди команд.

Задания на этапах.

Этап 1-й. Лесная тропа

1. Чей это след? По предложенным заданиям (карточкам) определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося, тигра, медведя, зайца).

2. Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (Очин, стержень, опахало.)

3. Определи растение по предложенным семенам (предложить семена ясеня, клена, дуба, каштана и т. д.).

4. Определи стороны горизонта по компасу и азимуту.

5. Собери грибы в лукошко. (Представлены муляжи грибов; нужно из них выбрать съедобные и определить их названия.)

Этап 2-й. Наш край (для Волгоградской области)

1. Назовите редкое животное нашей области, занесенное в Красную книгу. (Выхухоль.)

2. Какая птица нашего края самая крупная? (Дрофа.)

3. Выберите полезные ископаемые, наиболее часто встречающиеся в нашей области и имеющие промышленное значение. (Участникам раздают карточки с названиями (золото, алюминий, железо, нефть, песок, глина, мел) и коллекции полезных ископаемых.) (Ответ: нефть, песок, глина.)

4. Какой «ботанический» памятник находится в самом центре нашего города? (Тополь на Аллее Героев.)

5. Сколько природных парков в нашей области? Какие? (7 парков: Усть-Медведицкий, Щербаковский, Эльтонский, Донской, Цимлянский, Нижне-Хоперский, Волго-Ахтубинская пойма.)

Конкурс капитанов

1. Это единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. (Морской конек.)

2. Это животное - родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела. (Морская звезда.)

3. Как называется самый большой осьминог? (Спрут.)

4. Змеевидная морская рыба, принадлежащая к тому же отряду, что и угорь. (Мурена.)

5. Скат манта по другому называется... (Морской дьявол.)

6. Коралл - это растение или животное? (Животное.)

7. Единственный враг кита помимо человека? (Касатка, родственница кита.)

8. В 1943 г. Жак Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан. Он состоит из баллонов со сжатым воздухом. Как он называется? (Акваланг.)

9. Сколько сердец у осьминога? (3 сердца.)

10. Какая рыба из семейства круглоротых имеет 3 глаза? (Минога.)

Этап 3-й. Водоемы

1. Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осетр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)

2. Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, лужанка.)

3. Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, амур, судак, сазан, уклейка, игла, колюшка, линь, красноперка, сом, карп, ерш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга и т. д.)

4. Какое насекомое путешествует по воде в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)

5. Назовите притоки Дона. (Медведица, Хопёр, Иловля.)

Этап 4-й. Экология «Устами младенца»

Задание. Определите, что это.

I. 1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Ответ: бумага.)

II. 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Ответ: стекло.)

III. 1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3. От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, а этого становится еще больше.

4. Его издают разные приборы, машины.

5. Если этого много, то он вызывает головокружение, если действует постоянно в течение длительного времени, то вызывает глухоту.

(Ответ: шум.)

IV. 1. Этого почти не видно.

2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывает астма, бронхит.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Ответ: газовые отходы.)

V. 1. Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, вдоль дорог.

3. Это собирают и сдают.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает иногда цветным.

(Ответ: металлолом.)

VI. 1. Это всегда черного цвета.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. Это очень вредное.

4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

5. Этого много образуется при горении.

(Ответ: сажа.)

VII. 1. Это то, без чего мы уже не можем жить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.

5. С помощью этого вещи становятся чище.

(Ответ: СМС.)

VIII. 1. Это легче воды.

2. Это образует пленку на воде и не тонет.

3. В речке этого становится много, когда моют машину.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды.

(Ответ: машинное масло.)

Этап 5-й. Растения вокруг нас

1. На лугах и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки и каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровь. (Тысячелистник.)

2. Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но мало кто его ел. (Репа.)

3. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения. (Яблоня.)

4. Какое растение очень любят кошки? (Валериана.)

5. Из чего «делается» мед? (Из нектара цветов. 100 г меда получается, если пчела возьмет нектар у 1 млн цветов.)

Этап 6-й. Собери рюкзак

Задание. Из предложенных предметов как можно быстрее правильно соберите рюкзак. (Команды выбирают из различных предметов все необходимое для экологической экспедиции. Выигрывает та команда, которая выбрала как можно больше необходимых в экспедиции предметов.)

Этап 7-й. Что мы едим?

1. Из каких компонентов состоит наша пища? (Белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества.)

2. Составь пословицу или вспомни пословицу о пище. («Не будет хлеба - не будет и обеда», «Без капусты щи не густы», «Съешь и морковку, коли яблочка нет», «Хлеб - батюшка, вода - матушка».)

3. Составь меню. (Предложите 1 вариант обеденного меню. Что вы должны учитывать при его составлении?)

4. Составь пары - «продукт - витамин» из предложенных карточек. (Шиповник, печень, яйцо, рожь, витамины А, В, С, Д.)

Жюри подводит итоги игры-конкурса, награждает победителей и отмечает участие каждой команды, а также лучшие рисунки и плакаты на экологическую тему.

Автор: Н. И. Буpим

Похожие статьи:

Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса

Экологическая игра для школьников 5-8 классов

Экологические игры для школьников старших классов

Игра по экологии для 5-6 классов

Ролевая игра по экологии для старшеклассников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!