Экологические игры для школьников старших классов
Игра по экологии для учащихся 8-11 классов «Судебный процесс»
Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, люди не задумываются о результатах своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия - ролевой игры с детьми — поможет заострить их внимание на актуальных проблемах природы. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.
«Имеет ли человек право на жизнь?»
Цели: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и узнать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.
Участники: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый), обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели, присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.
Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.
Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.
Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.
Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.
Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.
Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.
Присяжные заседатели - выносят решение в конце процесса, обязательно аргументируя его.
Возможные варианты процесса
Обвинитель. Природа говорит о том, что человек не имеет права на жизнь, так как он отравил реки сточными водами, например, с бумажных комбинатов, загрязняет воздух
выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.
Выступают свидетели обвинения.
Рыбы рассказывают о том, как они погибают.
Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.
Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.
Свидетели защиты оправдываются.
Например:
• писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги;
• директор ТЭЦ- о необходимости тепла для людей;
• автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека;
• охотник - о необходимости теплой одежды зимой.
После выступления свидетелей слово предоставляется
человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:
• охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;
• директору ТЭЦ предложит перейти па другую энергию - солнца, ветра и т. п.;
• автовладельцу перевести машину на газ. И т. д.
Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.
Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ним или нет, обязательно указав причину своего решения.
Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения могут быть дополнены видеоматериалом.
Игра «Что мы знаем об отходах?»
Цели:
♦ выяснить, что знают учащиеся об отходах;
♦ научить их правильно обращаться с отходами;
♦ показать, какой вред наносят отходы окружающей среде;
♦ познакомить учеников с видами отходов и способами их утилизации.
Ход игры-викторины
Разделить детей на 3 команды. В процессе игры-викторины команды могут заработать баллы, по которым и определяется победитель. Задания могут даваться отдельно каждой команде, а могут всем командам одновременно, в данном случае побеждает та команда, которая быстрее ответит.
Задание 1.
Каждая команда рассказывает о том, какие бывают отходы. Одна - в быту, вторая - в легкой промышленности, третья - в тяжелой промышленности. Побеждает та команда, которая назовет в своей отрасли больше отходов.
Задание 2.
Всем командам называется материал, из которого состоят отходы, например - бумага, железо, пластик и т. п. Им надо ответить, какой из них в природе разлагается дольше всех.
Задание 3.
Кроме вреда химического, отходы наносят вред физический. Команды должны назвать как можно больше примеров такого вреда. (Например, стекло может стать причиной пореза и т. д.)
Задание 4.
Команды должны сказать, что из предложенных вариантов обращения с отходами приносит наименьший вред: сжигание, захоронение в оврагах, утилизация на полигонах ТБО.
Задание 5.
Команды придумывают, как сократить количество отходов в различных отраслях. Например, по тому же принципу, что и в первом задании.
Задание 6.
Команды должны отвечать по очереди, что должен делать человек, чтобы земля не покрылась свалками. Побеждает та команда, которая назовет больше примеров.
В конце каждого задания ведущий комментирует ответы учащихся, называет правильные, присуждает баллы.
Похожие статьи:
Экологическая игра для 6 классов
Игра по экологии для 5-6 классов
Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!