Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 классе

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 8-9 классов Встреча в «Клубе эрудитов» на тему «Русский язык. Родной или чужой?»

В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличным, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов «Хорошая новость»

Цели: стимулировать интерес к изучению русского языка; создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений; воспитывать уважение к русскому языку.

Оборудование: высказывания писателей о русском языке; иллюстрации по теме урока.

Ход встречи

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

II. Основная часть.

1. Проблема речевой безграмотности.

Ведущий (учитель). Первая часть нашего с вами разговора будет посвящена речевой безграмотности. С каждым днём нам всё сложнее учить вас правильной русской речи: радио и телевидение буквально обрушивают на людей потоки неграмотного словоупотребления, ошибок в ударении, искаженное произношение слов.

Журналист, захлебываясь, рассказывает об американском путешественнике, который был шокирован, впервые попав на Невский проспект.

- Что вы подумаете, услышав это? (Обмен мнениями участников беседы.)

Рассказчик полагает, что «шокирован» происходит от слова «шок», каковой можно испытать и от восторга.

В другой передаче ведущий радостно сообщает о ком-то, кто «вернулся в свои пенаты». Но сделать это невозможно! Поскольку «пенаты» - это боги, хранители домашнего очага, и вернуться можно только к пенатам, а не в них.

- Задумываетесь ли вы над тем, что вы говорите?

Контролируете ли вы свою речь?

(Ведущий даёт возможность высказаться участникам беседы.)

Ведущий. Не только наш язык великий и могучий, но и славянская азбука (алфавит) - настоящий шедевр. И главное - она идейно основана на мировоззрении славян. Даже каждая взятая в отдельности буква этой азбуки имеет устойчивое в среде данных языков значение:

А - аз - я;

Б - буки - буква;

В - въди - знать;

Г - глаголь - говорить;

Д - добро;

Е - есть;

М - мыслъше - мыслить;

Л - люди;

С - слово.

И сочетания этих букв носят не только нагрузку внешней семантики, но и внутреннее понятие, тот признак, по которому было дано название (как раз это связано с языковым сознанием народа).

Вильгельм фон Гумбольд (1767-1835 гг.), основоположник общего языкознания, говорил: «Разные языки - это разные видения мира, и слово - это не эквивалент предмета, а его понимание...».

Так, в восточнославянских языках слово «стоя» образовано от глагола «стлать» (класть, покрывать), а в английском языке этот же предмет обозначен словом «table» от латинского «tabula» (доска). Следовательно, для славян важно прежде всего то, что на этот стол можно что-то класть, а для англичан важны его качества, то есть то, что он сделан из доски.

Вот разное видение мира!

Таким образом, используя в своей речи иностранные слова, мы примеряем чужое платье, пытаемся переделать себя!

Разные видения могут выражаться не только в словах, но и в графике, в буквах. Это отметил живший ещё в конце IX века монах Храбр в «Сказании о письменах». Этот мудрый славист- монах отметил значение букв в сочетании с миропониманием. Мы сможем проследить характерные особенности и нашего миросозерцания.

Первого человека звали Адам. Посмотрим на это имя с точки зрения славянской азбуки. Что древние славяне считали важным для первого человека, для первого мужчины, а значит, и его потомков?

А - я

Д - добро

А - я

М - мыслить

Я добр и я мыслю. Причем доброе начало, нравственное начало стоит превыше разума.

2. Засилие заимствованных слов.

- Когда-то поэт сказал: «Панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет». Никто не спорит, без употребления иностранных слов не обойтись. Но! Ежедневно в русский язык вливается по 6-7 иностранных варваризмов образца «портфолио» и «топлес».

- Как вы к этому относитесь? (Учащиеся высказывают свои мнения.)

Если активно заимствующая лексика в языке превышает 2-3 %, лингвисты уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка. А у нас количество заимствований перевалило за 10 %!

Попробуйте прислушаться к тому, как мы говорим:

«Мой комп глючит!» - Мой компьютер плохо работает.

«Супердисконт на мобильный» - Очень дешевые телефоны.

- Как вы оцениваете прогноз лингвистов?

3. Нецензурная речь. Анализ ситуации.

Ведущий. «В России матом не ругаются, на нём разговаривают». Это сказал Осип Мандельштам. Сегодня один из журналистов выдвигает такой лозунг: «Быть россиянином - значит ругаться по-русски».

- Как вы относитесь к этому лозунгу?

Замусоренная, изуродованная речь разве не то же самое, что захламлённые берега рек, из которых нельзя пить воду?!

III. Заключительная часть.

Ведущий. У вас у каждого своё мнение, своё видение обозначенных проблем. Но я очень надеюсь на то, что вы когда-нибудь поймете, что надо блюсти в чистоте всё, что досталось нам в наследство, а родной язык - в первую очередь!

Автор: И. С. Белова

Похожие статьи:

Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса

Внеклассное мероприятие по литературе, 7-9 класс

Экологические игры для школьников старших классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 1 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!