Внеклассное мероприятие по литературе, 7-9 класс

Литературный альманах для учащихся 7-9 классов «Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется»

Ход мероприятия

Учитель. Добрый день, уважаемые коллеги и ребята! Сегодня мы перелистываем страницы литературного альманаха и позволим себе остановиться и задуматься над словами Федора Ивановича Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Мы будем говорить не о поэте Тютчеве, не о его поэтическом мастерстве. Речь пойдет о Слове, которым мы выражаем строй мыслей и чувств, создаем образы, вступаем в полемику.

1-й ведущий. Слово - это единица языка, называющая понятия, предметы, их признаки, действия. Слово передает нашу речь.

2-й ведущий. Как важно выбрать и вовремя сказать нужное слово себе и окружающим тебя людям. Именно от этого будут зависеть дальнейшие отношения с ними.

1-й ведущий. Именно слово является главным средством человеческого общения. Слово - показатель уровня культуры человека, его духовной красоты и значимости.

2-й ведущий. Особенно остро это ощущается у нас, в России, огромной и просторной. Наш народ был воспитан на русском Слове, великом и могучем, придавал всему сказанному и написанному большое значение, чтобы каждый как Пушкин смог сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».

1-й ведущий. Кто не слышал о замечательном памятнике литературы Древней Руси «Слове о полку Игореве»? Его знают и читают не только в нашей стране: «Слово о полку Игореве» переведено на многие языки мира. Это свидетельствует и о глубоком интересе к русскому слову, к его выразительности, его поэтической силе. Послушайте фрагмент из произведения «Слово о полку Игореве».

Ученик читает наизусть «Золотое слово Святослава» на фоне музыки из оперы А. Бородина «Князь Игорь».

2-й ведущий. Вот почему важна сила созидающего слова, и как страшна сила агрессивного слова.

1-й ведущий. Восточная мудрость гласит: «Говорить с глупым - терять слова. Не говорить с умным - терять себя». Мудрый человек не будет терять слов и самого себя.

2-й ведущий. Со дня рождения человек становится частью семьи, общества, народа, государства. Какое значение обретают слова, которые скажет своему сыну или дочери мать, отец.

1-й ведущий. Помните, какой урок, наставление дает Простакова своему сыну Митрофану?

Сценка из комедии Д. Фонвизина «Недоросль»

Простакова. Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для вида поучись.

Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был последний раз.

Простакова. Придет час воли Божией.

Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Вот я сел.

Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой. Софьюшкины денежки было б куда класть.

Митрофан. Ну, давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цифиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цифиркин. А на дороге, на приклад, триста рублей.

Митрофан (пишет). Триста.

Цифиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-ка, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, пишет)). Единожды три - три. Единожды нуль - нуль.

Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Простакова. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота.

Кутейкин. Шабаш, право, Пафнутьич.

Митрофан. Ступай-ка теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.

Кутейкин. Начнем, благословясь. За мною со вниманием. «Аз есмь червь».

Митрофан. «Аз есмь червь».

Кутейкин. «Аз есмь скот».

Митрофан. «Аз есмь скот».

Кутейкин. «А не человек».

Митрофан. «А не человек».

Вральман. Ай, ай, ай. Теперь я вижу, уморить хотят ребенка. Дай волю этим проклятым злодеям.

Простакова. Правда твоя, Адам Адамыч, Митрофанушка, друг мой, коли ученье опасно для твоей головушки, так, по мне, перестань.

Митрофан. А по мне и подавно.

Кутейкин. Конец и Богу слава.

Стародум. До моих ушей уже дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать.

Правдин. Это грамматика? Что же в ней знает Митрофан?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя? Существительно или прилагательно?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон, у чулана шеста неделя дверь стоит, еще не повешена, так та покамест существительна.

Стародум. Так потому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Простакова. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, что не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили.

Входят ведущие. Уходят Правдин, Стародум и учителя.

1-й ведущий. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.

Простакова. Один ты у меня, мой сердечный друг Митрофанушка.

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

1-й ведущий. Вот злонравия достойные плоды.

2-й ведущий. Известен факт, что один из современников Фонвизина после знакомства с комедией, все сделал для того, чтобы стать образованнейшим человеком. Не понравился ему недоросль Митрофанушка, его неграмотная речь.

1-й ведущий. Другому недорослю, современнику Митрофана Простакова, отец, Андрей Петрович, говорил другие слова. В них угадывалась иная судьба молодого человека.

Сценка из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Гринев. Батюшка сказал мне на прощание: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Маша (пишет письмо). «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери, не имею на земле ни родни, ни покровителя. Прибегаю к вам, зная', что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтобы это письмо как-нибудь до вас дошло. Я живу в нашем доме под караулом, Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека.

Батюшка Петр Андреевич! Вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! Остаюсь вам покорная бедная сирота Марья Ивановна».

Гринев. Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел. Я пустился в город, дорогою придумывая то и другое для избавления бедной девушки. Я должен ехать, я не могу не ехать!

Раздаётся стук.

Маша. Кто там?

Гринев. Это я. Петр Андреевич Гринев.

Маша. Погодите, Петр Андреевич, ступайте в дом отца Герасима, я сейчас туда же буду.

Маша. Ах, Петр Андреевич, как ужасно было мое положение. Спасибо что вы приехали!

Гринев. Послушайте, Марья Ивановна, у вас на свете ни одного родного человека. Едемте в деревню к моим родителям.

Маша. Меня пугает нерасположение вашего батюшки.

Гринев. Милая Марья Ивановна! Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно. Ничто на свете не сможет нас разлучить.

Маша. Я буду вашей женою, Петр Андреевич, но не иначе, как с согласия ваших родителей. Родительское слово благословит наше счастье.

1-й ведущий. Митрофан и Петр - ровесники. Разные слова говорили им родители. Эти слова западали в души детей, учили их жить, совершать поступки, формировать характер, относиться к делу.

2-й ведущий. Вот ещё два ровесника, современника - Чацкий и Молчалин. Разные слова, разные человеческие судьбы, разная гражданская позиция. Послушаем их разговор.

Сценка из комедии Грибоедова «Горе от ума»

Чацкий.

Нам, Алексей Степаныч, с вами.

Не удалось сказать двух слов.

Ну, образ жизни ваш каков?

Молчалин.

По мере я трудов и сил

Три награжденья получил.

Чацкий. Взманили почести и знатность?

Молчалин. Нет-с, свой талант у всех.

Чацкий. У вас?

Молчалин. Два-с.

Умеренность и аккуратность.

Вам не дались чины,

По службе неуспех?

Чацкий.

Чины людьми даются.

А люди могут обмануться.

Молчалин.

Ну, право, что бы Вам

В Москве пожить?

И награжденья брать,

И весело пожить?

Чацкий.

Когда в делах - я от веселья прячусь,

Когда дурачится - дурачусь,

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Молчалин.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Чацкий.

Помилуйте, мы с Вами не ребята.

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин. Ведь надобно зависеть от других?

Чацкий. Зачем же надобно?

Молчалин.

В чинах мы не больших...

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья,

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла.

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Чацкий. Молчалины блаженствуют на свете.

Уходят.

1-й ведущий. Комедия Грибоедова - это чудесный кристалл русского слова и глубокой мысли. Как удивительно сочетается в нем русское слово, напевность. Сейчас вы услышите знаменитый вальс Грибоедова, в нем его душа, чувства и красота.

Звучит вальс Грибоедова.

2-й ведущий. Александр Сергеевич Грибоедов и Александр Сергеевич Пушкин - современники.

1-й ведущий. Грибоедов получил прекрасное домашнее образование, окончил Московский университет, был одним из образованнейших людей своего времени, знал несколько иностранных языков.

2-й ведущий. Пушкин учился в Царскосельском лицее, впервые организованном в России для воспитания и образования государственных мужей.

1-й ведущий. Однако Грибоедов и Пушкин видели свое призвание в литературном творчестве, их произведения вошли в золотой фонд мировой литературы, они добились блистательных успехов.

Грибоедов. «Все, чем я до сих пор занимался, - для меня дела посторонние... Я чувствую необходимую потребность писать. И слово мое - оружие и спасение моих душевных переживаний».

Пушкин. «Идеалом языка для меня служит речь честных, умных и образованных людей. Учитесь русскому слову постоянно и усердно».

2-й ведущий. Жизнь великих людей оборвалась трагически. Оба они горячо служили отечеству и литературе.

1-й ведущий. Их гражданская позиция высока и значительна. Их литературная деятельность гениальна. Их слово ярко, чисто, напевно и вечно.

2-й ведущий. Мы знаем, что поэтические произведения Пушкина положены на музыку, в них глубина переживаний и дум, высоких чувств.

Звучит романс на стихи Пушкина.

2-й ведущий. Перелистывая страницы нашего альманаха, мы не можем не вспомнить академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он был не просто филологом, он был просветителем, русским интеллигентом. Слово Лихачева - это страстный монолог ученого-публициста, образец глубокой образной речи.

1-й ведущий. Он считал, что «искусство слова - самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, высокой нравственной и гражданской ответственности». Этому нам надо учиться у Дмитрия Сергеевича Лихачева.

2-й ведущий. Вот как начиналась дружба белгородского поэта Игоря Чернухина с изящным и магическим словом.

1-й ведущий. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому своего края.

И было слово Русь, оно

Являло жизнь... презренье к смерти.

Как не душил его Лаврентий –

Оно осталось все равно.

И во дворе пустой тюрьмы,

Где клети камер, как конверты,

Оно глядит на мир из тьмы

И прорастает, как бессмертник.

Глухая скифская трава.

Печальный желтый знак разлуки.

Букет живым... от тех, кто в муках,

Обрел всевышние слова

... А храмы белые парят

И Слово вольное гуляет,

Но кто-то в Русь опять стреляет,

И кровь пускает брату брат.

Монета мелкая звенит:

Учитель стоит очень мало...

Зачем ты плачешь горько, мама? –

Твоя любовь меня хранит.

И слово Русь звенит во мне,

Как Бог в российской круговерти...

Давно в аду сидит Лаврентий,

Да все неймется сатане.

Цветет еще чертополох,

И семена летят по свету,

Но возвращаются поэты

Со словом Русь... храни их, Бог!

И было слово - Русь.

Учитель. Ребята, чтобы в совершенстве владеть русским Словом, надо: читать художественные произведения русских писателей, читать книги об истории нашего Отечества, читать литературу о путешествиях, знакомиться с мемуарами, читать книги об искусстве, посещать музеи, путешествовать по родному краю, по нашей земле, тогда вы будете душевно богаты и интересны. Будьте «любителями слова», ибо слово формирует культуру человека, его нравственные и гражданские качества. Надеюсь, что вы будете образованными и культурными людьми, считается, что русское слово одно из емких, многогранных и ярких, достаточно вспомнить высказывания о русском языке великих русских писателей. Словом можно высказать и все чувства, и звуки, и краски, и действия, что мы сегодня увидели и услышали. На этом мы и закрыли последнюю страничку нашего альманаха. Я благодарю всех участников нашей встречи. Отмечаю умение ребят выражать словом содержание страниц альманаха, исполнять роли литературных персонажей.

До новых встреч!

Литература

Лихачев, Д. С. Письмо о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. - М.: Детская литература, 1988.

Похожие статьи:

День Наума Грамотника. Сценарий праздника для школьников 9-11 классов

Экологические игры для школьников старших классов

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-6 класс

Внеклассное мероприятие ко Дню науки в школе

Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!