Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 1 классе
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 1 класс
Предметмо-тематический праздник «Веселый урок русского языка». Сценарий для 1 класса
Ведущий: Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения. Как известно, слова состоят из звуков, звуки на письме обозначаются значками — буквами. А что может случиться, если перепутать буквы в словах, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение Александра Шибаева «Грустные вести».
(Выделенные жирным шрифтом предложения должны быть написаны на доске, чтобы дети могли исправить ошибки)
1-й ученик:
Пришло письмишко мне,
Гляжу -
Из лагеря, от Мишки...
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут...
Читаю дальше:
Здесь — лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет —
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я запиваю песни...
На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен...
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется — надо подлечить:
Заставить правила учить.
Ведущий: Ребята! Кто может исправить ошибки в письме, а затем прочитать, что же все таки хотел сообщить мальчишка?
Ученица (читает стихотворение Я. Козловского «Азбука»):
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй
(показывает на плакат с алфавитом).
Строй как строй,
Да не простой —
Он зовется «Алфавит»,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Ведущий: А сколько букв русского алфавита помогают перенести на бумагу все, чему человек дал название?
— Гласные, сколько вас?
— Согласные, сколько вас?
— Буквы, которые не обозначают звуков, отзовитесь!
1-й ученик:
Эта буква - твердый знак,
Знак-отшельник, знак-бедняк.
Ученица:
Нарасхват другие буквы,
Хоть у них попроще вид.
Этот в азбуке, как бука,
В одиночестве стоит.
1-й ученик:
Редко, робок и не смел,
Встанет в предложение
Словом взъём, взъярился, съел,
Въяве, объявление.
И опять сидит скучает,
Никого не замечает. (Г. Граубин)
Ученица: А сколько слов люди могут сложить из 33 букв. Возьмем слово «просто». А сколько в нем спряталось других слов. Назовите спрятавшиеся слова. (Топор, просо, порт, рост, пост, пот, сорт, стопор, осот, торос, спорт, трос, стоп, ропот, Сопот, сто, сор и т.д. Всего можно составить 23 слова вместе с предлогами)
Ведущий: Предлагаю игру. Один ученик начинает слово. Следующий начинает с того звука, на который закончилось предыдущее слово. (Окно — оса — арбуз — зимородок — корень — нектар и т.д.)
Ведущий: В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек,
1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь»):
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами.
Как людьми населена.
2-й ученик:
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
3-й ученик:
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать...
4-й ученик:
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
Ведущий: А сейчас предлагаю вам отгадать кроссворд. Перед вами лежит листок бумаги, а на нем изображен перекресток из дорог. В клетки вы запишите слова, которые заменят несколько слов одним. Но для этого нужно внимательно слушать.
Сверху вниз: 1. Сумка школьника, которую носят на спине. (Ранец)
2. Занавеска на окне. (Штора)
Слева направо: 3. Рабочий столик ученика в школе, (парта) 4. Дикая полосатая лошадка. (Зебра) 5. Какое слово можно считать лишним и почему? (Зебра, это слово обозначает одушевленный предмет)
Ведущий: обмоталась зебра черными и белыми лентами и принялась всех спрашивать: «Ну отгадайте, какая я: черная или белая, белая или черная?» Каким одним словом можно назвать ее окраску? (Полосатая)
Ведущий: Отгадайте загадки и затем ответите на вопрос, что объединяет все эти слова и каким образом это связано с «Толковым словарем русского языка»? (Все отгадки начинаются при написании с буквы А, поэтому в словаре ищем на «А»)
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный.
Нет лишь номера на нем. (Аквариум)
В детский сад с бахчи
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч,
Сладкий он и как кумач. (Арбуз)
Что за чудо синий дом?
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
(Вывешиваются рисунки аиста, волка, голубя, утки, слона, теленка)
Если по первой букве возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовете.
Какой это месяц? Скажите скорей! (Август)
Ведущий: В русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное. Как называют такие слова? (Омонимы)
— Определите слова омонимы в стихотворениях.
1-й ученик
(стихи Я. Козловского):
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были? — У лисички!
— Что вы ели там? — Лисички!
2-й ученик:
Веснушкам нету сноса.
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла, —
Нос терпеливо мыла,
Зависело б от мыла.
Веснушки б я отмыла.
3-й ученик:
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил:
— Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
5-й ученик:
- Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
6-й ученик:
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
7-й ученик:
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Ведущий: Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:
Пеночка — птица, пеночка —....
Овсянка — каша, овсянка — ....
Норка — животное, норка — ....
Бокс — стрижка, бокс —....
Коса — для скашивания травы, коса —....
Ключ — родник, ключ —....
Ученица:
Буква А и буква О
Обижаются давно:
— Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через а — «карова».
Букве а стоять здесь стыдно.
1-й ученик:
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва»,
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
Ученица:
Буква «А» и буква «О»
Обижаются давно:
— Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги. (Л. Дружинина)
(Инсценирование стихотворения Сергея Михалкова «Словечки-калечки»)
Автор:
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы.
(Входит с ранцем ученик)
Сел к столу. Разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «сосна, «колечко».
(Входят три девочки. На груди прикреплены рисунки апельсина, сосны
Вместе:
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!
Апельсин: Я не какой не «опельсын»!
Колечко (плачет):
Я — никакая ни «калечка»!
Я до слез возмущена!
Сосна:
Можно только лишь со сна
Написать, что я «сасна»!
Апельсин:
Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Колечко:
Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!
Сосна:
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас —
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в ежа.
Вместе: Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!
Автор:
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
Ведущий: Какое правило правописания не знал Ежи? В каких словах он допустил ошибки? Подберите к ним проверочные слова. Написание орфограммы в каком из этих слов вы не смогли проверить? Почему?
1-й ученик:
Это очень интересно —
Знать, как сделаны слова,
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется «трава»,
Он не знает, например,
Что за буква после Р.
А ведь это, как забава.
Измени лишь слово «травы» —
Вмиг получится ответ:
«А» писать, сомненья нет!
Ведущий: Ребята! Русский язык очень красив и выразителен. Но если мы не будем соблюдать нормы грамотного письма, то будем выглядеть очень глупо и смешно перед другими людьми. Ведь не зря в народе говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором».
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по сказка. Сценарий для 1-2 класса
Прощание с «Азбукой» в 1 классе. Сценарий
Сценарий зимнего развлечения в 1 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!