Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-6 класс
Устный журнал для учащихся 5-6 классов на тему «Народные промыслы России»
Оборудование и оформление: выставка изделий народных промыслов; аппаратура для просмотра фильма «Народное декоративно-прикладное искусство».
Эпиграф: «Работа хороша, если в ней польза и душа» (пословица).
Ход мероприятия
Слово учителя. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы.
Звучит песня «О России».
Учитель (продолжает). Да, полюбить Россию можно тогда, когда хорошо узнаешь трагическую и героическую историю русского народа. Россия была, есть и будет, а следовательно, жив русский народ и его прекрасные творения. Мы учимся в русской школе и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом.
1-я страница. Знакомство с «золотой хохломой»
- Начинаем наше знакомство с «золотой хохломой».
Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Выступление заранее подготовленных учеников с сообщением.
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, но сказка - ложь, да в ней намек. Не из сказки ли появилась эта удивительная рукотворная красота, которая зовется хохломой, золотой хохломой?! А зародилось это искусство в XVII веке в Нижегородской губернии. Название «хохломская роспись» происходит от села Хохлома. Этот народный промысел сохраняется и в наши дни.
Сначала мастера изготавливают из липы, березы домашнюю утварь (посуду, прялки, шкатулки и др.), мебель. Затем художники выполняют по деревянным изделиям декоративную роспись, которая отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Хохломские изделия всегда считались хорошим подарком. В больших количествах раньше изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались и как музыкальный инструмент.
Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.
2-я страница. Знакомство с посадским платком
- Вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада.
Выступление заранее подготовленных учеников с сообщением.
Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные платки и шали, которые пользуются спросом как у нас, так и за рубежом.
Частушки
1. Вы, подружки мои,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.
2. На платочке два цветочка –
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает,
Только я да миленький.
3. Повяжу платок я туго,
Чтобы ветер не сорвал,
Поведу машину лугом,
Чтобы милый увидал.
4. Нынче красненький платочек
На кудрях своих ношу,
На кого взгляну разочек,
Вмиг того приворожу.
5. Супостаточка моя
В беленьком платочке
Перед милым вертится,
Как змея на кочке.
3-я страница. Знакомство с дымковской игрушкой
- А теперь мы отправляемся в путь, в село Дымково.
В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Выступление заранее подготовленных учеников с сообщением.
В XIX - в начале XX века в Дымково жил ремесленный люд - рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечники. Игрушки делали в основном зимой и ранней весной, когда шла подготовка к весенней ярмарке. Эта ярмарка проходила в мае в Кирове, раньше этот город называли Вяткой. Отличительной чертой этого праздника был свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья». Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть в свистульки. Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, расписные птицы. Какую из игрушек ни возьми, сразу видно, - это неповторимая дымковская. Честь и хвала дымковским мастерицам!
4-я страница. Знакомство с жостовскими подносами
- И снова в путь, в подмосковное село Жостово.
Выступление заранее подготовленных учеников с сообщением.
Предшественниками жостовских железных подносов были изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А близкими родственниками в России стали нижнетагильские подносы, известные с середины XVII века. Но в начале XIX века этот промысел пришел в упадок, уральские подносы были вытеснены жостовскими. Деревня Жостово бывшей Троицкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику. Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов. В прошлом жостовские изделия украшались пейзажами со сказочными замками, жанровыми сценами, позднее - цветами. Цвет фона разнообразный, классический - черный. Жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщаться к этой красоте.
5-я страница. Знакомство с тульскими самоварами
Глухая тоска без причины
И дум неотвязных угар.
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар.
Выступление заранее подготовленных учеников с сообщением.
Настоящей самоварной столицей является Тула. Первая самоварная фабрика там была основана в 1778 году, а к 1890 году их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки». Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары.
Борис Садовский сказал: «Самовар в нашей жизни, бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги».
В. И. Даль определяет самовар как «водогрейный для чаю сосуд», большей частью «медный, с трубой и жаровней внутри». Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага.
6-я страница. Знакомство с каргопольской игрушкой и вологодским кружевом
Просмотр фильма.
- Какие промыслы представлены в фильме? (Каргопольская игрушка, вологодское кружево.)
Обобщение.
- Итак, мы познакомились с народными промыслами Центральной России, но народные умельцы есть и в Северной России, на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе. Об этом у нас разговор в будущем.
Похожие статьи:
Классный час на тему «Общение», 5 класс
Классный час по пожарной безопасности, 5-6 класс
Классный час по эстетическому воспитанию, 6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!