Классный час по эстетическому воспитанию, 6 класс

Конспект классного часа на тему ««Книга для неграмотных». Что вы знаете о древнерусской живописи?»

Цели:

- познакомить учащихся с древнерусской живописью - особой страницей русской культуры;

- убедить учащихся в неповторимости художественных образов, созданных известными и неизвестными иконописцами;

- рассказать о видах икон;

- рассказать о строении иконостаса;

- расширить кругозор учащихся о способах изготовления иконы.

Оборудование и материалы: серия репродукций «Древнерусская живопись», репродукции икон, схема иконостаса, альбом «Художественные сокровища Московского Кремля».

Художественные сокровища Московского Кремля / В. Менделеев, А. Насибова, Н. Доган и др. - 4-е изд. - М.: Планета, 1992. - 240 с.: ил.

Ход классного часа

I. Слово классного руководителя.

Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в мир прекрасного. На прошлых занятиях мы познакомились с различными видами изобразительного искусства: живописью, произведениями декоративно-прикладного творчества. Мы уже имеем представление о том, как много может рассказать портрет человека, написанный рукой талантливого художника.

Но прежде чем появились портреты, о которых мы вели речь на прошлых занятиях, культура и искусство прошли в своей истории немало этапов. Это было связано и с особенностями жизни наших предков, и с необычным восприятием окружающей их природы, а также с принятием христианства на Руси в 988 году.

Сегодня мы будем говорить о древнерусской живописи - одной из самых высоких вершин мирового искусства, величайшем духовном достоянии нашего народа.

II. Искусство иконы.

ИКОНА - отдельное самостоятельное изображение, написанное на доске. Изображение, образ, слово греческого происхождения - иекон.

Но существует и собственное русское название икон - образа.

Во всякой иконе заключены два начала:

- предмет религиозного обихода, атрибут религии, участница религиозных обрядов;

- предмет искусства, произведение живописи, историческая, художественная, национальная ценность.

III. Изготовление иконы.

На доску наклеивали грубую холстину - паволоку.

Поверх наклеивали левкас - раствор алебастра с клеем.

Остывший левкас шлифовали, и он делался похожим на прочную глянцевую слоновую кость.

В течение веков левкас покрывался мелкими трещинками - КРОКЕЛЮРАМИ, которые вовсе не портили икон, а, наоборот, придавали им особое обаяние.

По белому глянцевому левкасу писали красками, растёртыми на яйце. Особенно почиталась охра и чистое золото.

Для большой иконы доска составлялась из нескольких узких досок, которые соединялись поперечными шпонками. Они служили ещё и для того, чтобы икона от времени не коробилась.

Сверху изображение покрывали олифой. Она хорошо проявляла цвет и предохраняла икону от повреждений. Но за 70-100 лет олифа темнела и скрывала находящуюся под ней живопись.

Способы «расчистки» были трудоёмки, поэтому поверх потемневшей олифы писалось новое изображение.

Иконная чернота стала восприниматься как исходное свойство самой древней иконописи.

IV. Образы древнерусской живописи.

1. Главным, центральным образом всего древнерусского искусства явился образ Иисуса Христа - Спаса, то есть человека, принесшего спасение человеческому роду.

Спасом называлось любое изображение Иисуса Христа.

Иисус проповедует учение, которое должно спасти людей от сил зла, дать им возможность обрести жизнь вечную.

На любом его изображении по обеим сторонам от головы помещались буквы под титлами IC ХС.

Это сокращённое обозначение его личности, имени Иисуса Христа (по-гречески - помазанник, посланник Божий).

Голову Спаса окружает нимб - круг, символизирующий свет, свет вечности, вечного, потому и обретающий круглую, безначальную форму.

Образ Спаса - основа всего, что изображает древнерусское искусство, всех избранных им сюжетов, всех созданных им образов.

2. Рядом с образами Спаса в древнерусской живописи по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии.

Богородица стала неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у неё высшую полноту, её сердце, «пронзённое» великим муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

V. Виды икон с изображением Богоматери.

«УМИЛЕНИЕ» («елеус») - изображение Марии с младенцем в позах взаимного ласкания.

«ОДИГИТРИЯ» («путеводительница») - одна из самых почитаемых на Руси икон, на которой Мария с младенцем изображена лицом к зрителю.

«ОРАНТА» («молящаяся») - с древнейших времён существовал в русском искусстве, основной смысл образа: Богородица изображается здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.

По традиции Оранту помещали в конхе (навершии) храма - в вершине алтаря - главном месте храма.

«БОГОМАТЕРЬ ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ» («всесвятая»). Со временем, с глубокой древности, в изображениях Богоматери Оранты стали располагать на её груди диск, где окруженный сиянием славы представал младенец - Иисус Христос.

Возникал знак таинственного воплощения, ВОЧЕЛОВЕ- ЧИВАНИЯ от неё всемогущего Бога.

Просмотр репродукции «Древнерусская живопись».

VI. Иконостас.

ИКОНОСТАС - «место стояния» - перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера.

Именно на Руси иконы заняли своё строго определённое место в церкви - место, неотделимое от смыслового символического ИСТОЛКОВАНИЯ здания храма.

Поэтому только в русских православных церквах существовали высокие иконостасы.

Перед вами схема высокого иконостаса. (См. в альбоме «Художественные сокровища Московского Кремля».)

В своём сформировавшемся, классическом виде иконостас читается следующим образом.

Ярусы:

12-й. ПРАОТЕЧЕСКИЙ - праотцы изображены здесь со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа.

11-й. ПРОРОЧЕСКИЙ - пророки держат свитки, на которых начертаны предсказания о Богородице.

10-й. ПРАЗДНИЧНЫЙ - события из жизни Иисуса Христа и Богородицы - вехи на пути человеческого спасения.

9-й. ДЕИСУСНБ1Й ЧИН - моление церкви, воссоединяющее людей с Иисусом Христом.

7 и 8-й. МЕСТНЫЕ ИКОНЫ - иконы того праздника или святого, которому посвящён храм.

5 и 6-й. СЕВЕРНЫЕ И ЮЖНЫЕ ДВЕРИ с изображением архангелов или святых диаконов.

4-й. ИКОНА БОГОМАТЕРИ.

3-й. ИКОНА СПАСИТЕЛЯ ИЛИ ХРАМОВАЯ ИКОНА.

2-й. ПРИЧАЩЕНИЕ АПОСТОЛОВ, которое наследуют все верующие, все входящие в церковь, которое происходит перед вратами.

1-й. ЦАРСКИЕ (ЗЛАТЫЕ) ВРАТА. Над ними иконы: Благовещение, евангелисты или творцы Литургии (Василий Великий и Иоанн Златоуст).

VII. Заключительное слово. Выводы.

1. Древнерусская иконопись - уникальное, самобытное в мировой культуре явление.

2. Древнее православное понимание задач иконописи состояло в том, чтобы раскрыть как можно более полно ту историю человеческого спасения, о котором повествует христианское слово.

3. Искусство иконы традиционно, гармонично, многообразно.

4. Древнерусское искусство - драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

5. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью.

6. В иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущались радость и красота жизни.

Автор: Н. Ф. Ромашина

Похожие статьи:

Сценка на тему «ЗОЖ», 5-6 класс

Классный час про театр в 5 классе

Классный час «Моя семья - мое богатство», 6 класс

Классный час на тему «Общение», 5 класс

Классный час по пожарной безопасности, 5-6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!