Классный час на тему «Общение», 5 класс

Классный час о правилах общения для подростков

Понятие: общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера.

Задачи: обсудить признаки плохого и хорошего умения слушать; отработать умение хорошо слушать; продемонстрировать необходимость проявления гибкости в общении.

Материалы: карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии разговаривающих людей.

Словарь: общение - это процесс, с помощью которого один человек (посылающий сообщение) что-то сообщает другому (получающему сообщение) с намерением получить ответ или передать информацию; вербальное общение - включает слова, которые мы произносим, и тон нашего голоса; невербальное общение - это язык тела (выражение лица, позы, жесты); эффективное общение — предполагает, что отправитель и получатель сообщения интерпретируют его одинаково.

Ход классного часа

Вводное упражнение «Аборигены».

Упражнение проводится по принципу детской игры «Испорченный телефон». Участвует 5-6 человек. Первому игроку дается информация: «Аборигены Малайзии, отправляясь утром на охоту, заламывают ветки кустарника, полагая, что эти действия задержат солнце на небе и им удастся вернуться засветло».

Первый участник передает данную информацию второму, второй — третьему и т. д. Все остальные играют роль арбитров. Их задача — оценить, кто из участников наиболее точно передал информацию, на ком произошел сбой в передаваемой информации. После того как последний участник воспроизвел услышанное, ведущий предлагает игрокам прослушать первоначальный вариант заданной информации, а арбитрам - оценить участников.

Вывод. Умеем слышать, а не слушать!

Рекомендации. Обсудить с обучающимися высказывание: «Бог дал человеку два уха - и только один рот для того, чтобы человек слышал вдвое больше того, что говорит» (Эпиктет, древнегреческий философ).

Учитель. Люди преимущественно социальные существа. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые социальные навыки особенно помогают людям эффективно общаться.

Один из основных навыков общения - это умение слушать собеседника.

Упражнение «Портрет человека слушающего».

Учитель делит класс на малые группы по 2-5 человек и раздает по 5-6 картинок с изображением разговаривающих людей.

Задание. Обсудить, как выглядят слушающие люди и как их поза, жесты, мимика отражают интерес к собеседнику.

С помощью поз, жестов, мимики изобразить, как ученики слушают друг друга, учителя, родителей.

Обсудить, как выглядят люди, которые не хотят слушать собеседника.

Учитель подводит итог, записав на доске признаки плохого и хорошего умения слушать.

Рекомендации.

Плохое умение слушать:

• прерывать, перебивать;

• заниматься посторонними делами;

• смотреть на часы, в сторону; зевать и т. д.;

• переходить к рассказу о собственных делах;

• возражать, не дослушав собеседника.

Хорошее умение слушать:

• услышать;

• понять;

• повторить.

Упражнение «Тройки».

Учитель делит обучающихся на малые группы по 3 человека. Распределяет роли: один играет роль говорящего, другой - слушающего, третий - наблюдающего за первыми двумя.

Педагог раздает каждой группе по 4-6 карточек с ключевыми словами. (Карточки готовятся заранее, на каждой из них пишется по одному слову на любую из тем: «Телевидение», «Животные», «Домашняя работа», «Спорт», «Еда» и др.) У групп могут быть одинаковые темы.

Задание группе. Говорящий берет карточку и рассказывает, например, о каком-то событии. Ему необходимо сказать хотя бы одно предложение по теме. Слушающий запоминает услышанное, чтобы повторить предложение. Наблюдающий решает, насколько верно слушатель передал смысл предложения.

Затем по сигналу учителя в тройках меняются роли дважды, для того чтобы каждый из учеников побыл в роли говорящего, слушающего и наблюдающего.

Упражнение «Приглашение и отказ».

Заранее готовятся два чистых листа бумаги.

1-й этап упражнения.

Учитель просит учеников записать на одном листе бумаги формулировку возможного отказа на предложение поиграть.

Затем предлагает загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ отказа на том листе, который только что получил.

Далее по кругу каждый записывает свой вариант отказа.

Педагог просит нескольких обучающихся зачитать вслух получившиеся отказы.

Рекомендации. Обсудить с обучающимися, как бы они чувствовали себя, если один или несколько таких отказов были адресованы им.

2-й этап упражнения.

Учитель просит учеников записать на втором листе бумаги один из способов приглашения кого-нибудь поиграть.

Затем предлагает загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ приглашения на том листе, который только что получил.

Далее по кругу каждый записывает свой вариант приглашения.

Педагог просит нескольких обучающихся прочитать вслух получившиеся приглашения.

Рекомендации.

Обсудить с обучающимися следующие вопросы:

• Как произносится приглашение?

• Каким голосом?

• Какие слова подбираются?

• Если бы люди говорили так с вами, что бы вы чувствовали? Перед началом следующего упражнения учитель зачитывает притчу «Посещение глухим больного соседа».

ПОСЕЩЕНИЕ ГЛУХИМ БОЛЬНОГО СОСЕДА

«Зазнался ты! - глухому говорят. –

Сосед твой болен много дней подряд!»

Глухой подумал: «Глух я! Как пойму

Болящего? Что я скажу ему?

Нет выхода... Не знаю, как и быть,

Но я его обязан навестить.

Пусть я глухой, но сведущ и неглуп;

Его пойму я по движенью губ.

«Как здравие?» - спрошу его сперва.

«Мне лучше!» - воспоследуют слова.

«И слава богу! - я скажу в ответ. –

Что ел ты?» Молвит: «Кашу иль щербет».

Скажу: «Ешь пищу эту! Польза в ней!

А кто к тебе приходит из врачей?»

Тут он врача мне имя назовет.

Скажу: «Благословляй его приход!

Как за тебя я радуюсь, мой друг!

Сей лекарь уврачует твой недуг».

Так подготовив дома разговор,

Глухой пришел к болящему во двор.

С улыбкой он шагнул к нему в жилье,

Спросил: «Ну, друг, как здравие твое?»

«Я умираю...» - простонал больной.

«И слава богу!» - отвечал глухой.

Похолодел больной от этих слов,

Сказал: «Он - худший из моих врагов!»

Глухой движенье губ его следил,

По-своему все понял и спросил:

«Что кушал ты?» Больной ответил: «Яд!»

«Полезно это! Ешь побольше, брат!

Ну расскажи мне о твоих врачах».

«Уйди, мучитель, - Азраил в дверях!»

Глухой воскликнул: «Радуйся, мой друг!

Сей лекарь уврачует твой недуг!»

Ушел глухой и весело сказал:

«Его я добрым словом поддержал.

От умиленья плакал человек:

Он будет благодарен мне весь век».

Больной сказал: «Он мой смертельный враг,

В его душе бездонный адский мрак!»

Вот как обрел душевный мир глухой,

Уверенный, что долг исполнил свой.

Джалаладдин Руми

Упражнение «Интервью».

Предварительно готовится список тем для интервью:

• «Мое домашнее животное».

• «Праздник в школе».

• «Каникулы».

• «Хобби».

Учитель разбивает учеников на пары и просит их индивидуально подготовить вопросы для интервью по выбранной теме.

Обучающимся можно задавать как заготовленные, так и возникающие непосредственно во время интервью вопросы.

Затем ученики в парах берут интервью друг у друга по очереди.

Классная дискуссия по вопросам:

- Были ли все заготовленные вопросы заданы без изменений? Почему?

- Важно ли проводить гибкое интервью, а не следовать только заранее заготовленным вопросам? Почему?

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!