Классный час «Толерантность - путь к миру», 8 класс

Сценарий классного часа для старших подростков на тему «Толерантность - путь к миру» (круглый стол)

Ведущий. В 1995 году произошло важное событие - ООН объявила этот год - Годом толерантности. С тех пор ежегодно 16 ноября отмечается праздник дружбы и межкультурного диалога.

Это не случайно. Наш мир многолик, а поэтому в нем должно быть место всем - большим и малым народам, людям разных культур и вероисповеданий.

Актуальна ли сегодня эта проблема? А для нашей страны? (Мнения учащихся.)

Учащиеся. Проблема толерантности в России очень актуальна, поскольку Россия - полиэтническое, поликультурное, полирелигиозное общество. Политика толерантности - это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу. Акты насилия, терроризм, нетерпимость не могут не привлекать усиленное внимание общественности к проблемам толерантности.

Вопрос. Что значит в вашем понимании толерантность?

Учащиеся. Терпимость к другим народам; уважение; снисходительность и т. д.

Д. С. Лихачеву принадлежат такие слова: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой язык, свою культуру».

Мудрые слова... Однако есть мнение, что не все народы могут гордиться своими достижениями, писателями и поэтами, есть мнение, что некоторые из них не способны на добрые дела, не имеют право жить в нашей дружной семье.

На чем основано такое мнение? Знаем ли мы историю и культуру этих народов?

Творческая группа подготовила презентации, из которых мы узнаем об истории, обычаях и традициях народов России.

Презентации и рассказ участников творческой группы

Вопросы для обсуждения (предлагаются после презентации).

1. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать?

2. Что вас удивило?

3. Над чем вы задумались?

4. Что объединяет эти народы?

Ведущий. Мы живем в многонациональном государстве, а значит, толерантность является необходимым для его сохранения качеством. Опрос, проведенный нашими школьными «экспертами», показывает: не все учащиеся единодушны в своём стремлении быть толерантными. Вот некоторые мнения, которые я предлагаю вам обсудить.

 

- Я думаю, нельзя занимать такую позицию: «Будьте толерантны к нам, и мы будем толерантны к вам».

- Почему мы должны уважать тех, кто не уважает нашу культуру и традиции, оскверняет памятники?

- Вопрос о цвете кожи, другой национальности или вере считаю недостойным обсуждения! Ужасно разделять людей по этим признакам.

- Главное - какой человек внутри, какая у него душа и поступки.

 

- ...Разве у этого народа есть своя культура? Всю жизнь пили, воровали, продавали героин...»

- ...Можно ли быть терпимыми к другим народам, если мы сами себя не уважаем?

- Лучшие представители нерусских народов внесли огромный вклад в развитие нашей страны, участвовали в борьбе за свободу и независимость нашей родины, а теперь, когда Советский Союз распался, стали не нужны... Справедливо ли это?

 

- ...Кроме войны и насилия они ни на что не способны.

- Можно ли по отдельным людям и их поступкам судить о народе в целом?

- Когда представители отдельных народов главенствуют на наших рынках, торгуя наркотиками и сотовыми телефонами, возникает негодование и возмущение...

- Мы не можем закрыть глаза на преступность, распространение наркотиков и торговлю людьми...

 

- Чтобы решить проблему толерантности, нужно изменить свой взгляд на жизнь...

- Единственный путь - это понимание.

- Проблема решится, если каждый из нас в той или иной ситуации будет становиться на место другого человека.

- Уважение к старым и бедным.

- Путей толерантности нет.

- Начать уважать себя и свой народ.

- Не знаю.

Обсуждение, обмен мнениями.

Ведущий. О толерантности как общечеловеческой ценности размышляли мыслители разных исторических эпох. Как бы вы закончили следующие высказывания:

• «Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь уважение к другим людям и уважать человечность вообще» (И. Кант).

• «Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим» (Р. Эмерсон).

• «Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить человеколюбие» (И. Кант).

• «Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими» (Г. Лессинг).

• «Лучшее, что есть в жизни человека, - это его дружба с другими людьми (А. Линкольн).

Ведущий. Как вы понимаете это высказывание:

• «Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» (Апулей).

Мнения учащихся.

Ведущий. Нам - всем сущим в России языкам и народам - выпала великая возможность создать небывалую еще цивилизацию, основанную на естественном сплаве чрезвычайно широкого диапазона разнообразных культур.

Жить в мире, пользоваться и бережно сохранять достижения, культуру и традиции разных народов, помогать друг другу - вот путь, по которому нам нужно идти вместе. Об этом мы составили Декларацию мира, которую предлагаем подписать.

Декларация мира

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека.

Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь идеи толерантности.

Автор: О. А. Северина

Похожие статьи:

Классный час «Семейные традиции», 8 класс

Классный час «Темперамент», 8 класс

Классный час «Правила общения», 8 класс

Классный час «День народного единства», 8 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!