Классный час «Семейные традиции», 8 класс

Час общения для учащихся 8 класса на тему «Традиция как важнейшая часть жизни семьи»

Составитель: Т.П. Конохова

Участники: учащиеся 8-го класса, их родители, классный руководитель.

Цели:

1) расширить представление детей и родителей о традиции как необходимой составляющей в отношениях между взрослыми и детьми;

2) показать результаты работы семей по сохранению семейных традиций;

3) способствовать эмоциональному насыщению жизнедеятельности классного коллектива, его сплочению.

Подготовительная работа

I. Организация совместной работы учащихся и их родителей по распределению и выполнению следующих заданий:

а) презентация семейной традиции;

б) изготовление плакатов с пословицами и поговорками о семье;

в) подготовка выставки репродукций картин на семейную тему;

г) оформление выставки книг по культуре древних славян;

д) изготовление выпечки и приобретение необходимых продуктов для чаепития;

е) подготовка музыкального сопровождения.

II. Составление классным руководителем совместно с помощниками из числа восьмиклассников сценария часа общения, подбор заданий к интеллектуальной игре «Путешествие в прошлое», изготовление табличек с буквами а, б, в, г для ответов, оценочных листов.

III. Разучивание учениками стихотворений о жизни предков-славян.

* * *

Классный руководитель. Большую часть своей жизни мы проводим в семье. У взрослых семья уже состоялась, у детей будет своя собственная семья. В суете нашей жизни очень важным является общение детей и взрослых. Не секрет, что человек, у которого есть любимое дело, кто с детства привык рядом с родителями находить себе занятие, меньше подвержен влиянию случайных знакомых. Ему не интересно ничегонеделание, тусовка, бесцельное гуляние вечерами. Поэтому так важно, чтобы взрослые были вместе с детьми, передавали им накопленный жизненный опыт, заботились о сохранении и развитии семейных традиций. Словарь предлагает следующее толкование слова «традиция»:

1) то, что перешло или переходит от одного поколения к другому;

2) обычай, укоренившийся порядок в чем-либо.

Сейчас я приглашаю выступить представителей тех семей наших одноклассников, в жизни которых есть такие традиции.

Презентация семейных традиций

1. Ученик рассказывает о том, как в семье бережно сохраняются военные реликвии, показывает награды деда и прадеда, письма, школьные тетради, фотографии.

2. Мама рассказывает о мастерстве своей матери в вышивке и вязании, о том, что эти умения передаются по наследству и ее дочери (показывает хранящиеся в семье вещи).

3. Семья А. Все мужчины работали с деревом. Дед и отец — плотники. (Показывают работы членов семьи.)

4. Семья Г. Практически все ее члены являются собирателями частушек. (Исполняют частушки, переданные от бабушки.)

5. Семья С. Своей главной традицией считаем разведение животных, птиц и пчел. (Показывают собственные рисунки, посвященные этому делу.)

Классный руководитель. Большое спасибо всем, кто поделился с нами своими семейными достижениями. Наша классная семья тоже имеет традицию. Мы очень любим интеллектуальные игры. Поэтому предлагаю всем поиграть.

Проводится игра «Путешествие в прошлое». Участвуют семьи, изъявившие желание.

У вас есть таблички с буквами. Отвечая на вопрос, поднимайте одну из табличек, соответствующую избранному вами варианту ответа. Мои помощники будут фиксировать правильные ответы на оценочных листах.

Вопросы

1. В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома:

а) зимой;

б) весной;

в) летом;

г) осенью.

(Зимой, так как в морозы дерево сухое.)

2. В какой день масленичной недели на Руси принято было зятьям угощать тещ блинами:

а) во вторник;

б) среду;

в) четверг;

г) пятницу.

(В пятницу теща гостила у зятя и учила дочь печь блины.)

3. Какой из предметов в избе крестьянина называли «Божьей ладонью»:

а) лавку;

б) стол;

в) сундук.

(«Божьей ладонью» называли стол, на него нельзя было садиться и бить по нему.)

4. Какое дерево сажал крестьянин в середине места, выбранного под строительство избы:

а) ель;

б) березу;

в) дуб;

г) вербу.

(Сажал березу — счастливое дерево, защищающее дом от молнии, приносящее здоровье и добро.)

5. Как называлось родовое имение боярина, которое передавалось по наследству:

а) вотчина;

б) усадьба;

в) поместье;

г) посад.

(Родовое имение боярина называлось вотчиной. Усадьба — у князей, поместье — у дворян, посад — поселение вне городских стен.)

6. Какие литературные произведения в древности принято было петь речитативом:

а) легенды;

б) былины;

в) сказки;

г) загадки.

(Странствующие певцы пели былины.)

7. Какой из великих живописцев создал множество картин по мотивам русским былин и сказок:

а) А.П. Рябушкин;

б) И.Н. Крамской;

в) В.М. Васнецов;

г) И.Е. Репин.

(В.М. Васнецов.)

8. Как в русской рубахе называлась специальная пройма под мышкой на рукаве, которая служила для большего удобства в работе:

а) подоплека;

б) понева;

в) ластовица;

г) епанечка.

(Эта пройма называлась ластовицей, она вбирала пот и могла быть заменена на новую.)

9. Что из перечисленного не является головным убором:

а) кика;

б) ферязь;

г) боярка;

д) кокошник.

(Ферязь — старинная распашная одежда с застежками на груди)

10. Какое искусство особенно сильно повлияло на развитие зодчества Киевской Руси:

а) итальянское;

б) византийское;

в) арабское;

г) французское.

(Византийское искусство.)

11. В каком веке создана «Повесть временных лет», первая летопись Киевской Руси:

а) в IX в.;

б) в X в.;

в) в XII в.;

г) в XV в.

(В XII в.)

12. Кто из иконописцев к концу жизни расписал более сорока церквей:

а) Симон Ушаков;

б) Феофан Грек;

в) Дионисий;

г) Андрей Рублев.

(Андрей Рублев.)

Далее по результатам отбираются четыре семьи.

Классный руководитель. Мы приглашаем четырех игроков вместе с их родителями занять места на первых четырех партах, остальные становятся болельщиками. В игре каждому из участников будет необходимо ответить на вопросы по определенной теме. Если у вас нет ответа, вы можете обратиться за помощью к болельщикам. Если ответ так и не найден, то вопрос передается соперникам.

По жребию игроки выбирают тему, на вопросы по которой будут отвечать. Помощники ведущего фиксируют ответы участников в оценочных листах.

Тема «Мифология»

1. Как наши предки называли духа дома, живущего за печкой? (Домовой.)

2. Как славяне называли злую лесную старуху-волшебницу и ведьму? (Баба Яга.)

3. Как звали злого чародея, смерть которого спрятана в нескольких волшебных предметах? (Кощей Бессмертный.)

4. Как называется девушка-рыбка с длинными зелеными волосами? (Русалка.)

5. Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей? (Леший.)

6. Кто в представлении славян был хозяином воды, чаще всего селился у мельницы или в омуте? (Водяной.)

7. Как славяне называли доброго бога света и солнца? (Даждьбог.)

8. Как назывался славянский бог-громовержец? (Перун.)

9. Как называется мифический дух, который мог изменить свой облик? (Оборотень.)

10. Какое имя было у черного кота Бабы-Яги? (Баюн.)

11. Как называется статуя языческого бога, сделанная из дерева или камня? (Идол.)

12. Как славяне называли богиню земли и плодородия? (Макошь.)

Тема «Праздники»

1. В какой день празднуют Рождество православные христиане? (7 января.)

2. Какое название имеет канун Рождества? (Сочельник.)

3. Как называется старинный славянский праздник проводов зимы? (Масленица.)

4. Какой главный предмет Пасхи символизирует зарождение новой жизни? (Яйцо.)

5. Накануне какого праздника по поверью зацветает папоротник? (Иван Купала.)

6. В какой день празднуют Крещение Господне? (19 января.)

7. Как называется период, когда люди по религиозным причинам воздерживаются от употребления многих продуктов? (Пост.)

8. В какой день на масленичной неделе было принято просить прощения? (В воскресенье.)

9. Как называется период времени от Рождества до Крещения? (Святки.)

10. Как называется праздник в честь христианского триединства: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа? (Троица.)

11. В какой балладе В.А. Жуковский описал девичье гаданье? («Светлана».)

12. Как в старину назывался праздник, связанный с рождением ребенка? (Именины.)

Пока помощник ведущего записывает результаты, звучит отрывок из поэмы «Светлана».

Тема «Костюм»

1. Как называется русское народное женское платье без рукавов, надевавшееся на рубаху или носившееся без нее? (Сарафан.)

2. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (Рубаха.)

3. Чем мужчины Древней Руси подпоясывались? (Кушаком.)

4. Как называется обувь крестьянина, плетеная из лыка? (Лапти.)

5. Как называется зимняя обувь, валяная из шерсти? (Валенки.)

6. Как называется длинное меховое пальто? (Шуба.)

7. Что на одежде служило украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка.)

8. Как называется старинный головной убор замужней женщины в виде высокой короны вокруг головы? (Кокошник.)

9. Как называется широкое и длинное одеяние монаха или священника? (Ряса.)

10. Как называется кусок холста, которым оборачивали ноги, перевязывая веревками, а поверх надевали лапти? (Онучи.)

11. Как на Руси назывались мужские штаны? (Порты.)

12. Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка.)

Тема «Жилище»

1. Как называлась у древних славян деревянная изба без окон из цельных неошкуренных бревен? (Сруб.)

2. Как называлась верхняя часть крыши — оберег дома от злых духов? (Конек.)

3. Они стояли у дверей и стола, днем на них сидели, а ночью спали. (Лавки.)

4. Как называется оправа окон, украшенная искусной резьбой? (Наличники.)

5. Как называется передний угол в доме, украшенный иконами? (Божница.)

6. Что располагалось в углу дома, противоположном красному углу? (Печь.)

7. Обо что спотыкается современный человек, входя в настоящую крестьянскую избу? (Порог.)

8. Как называется самое просторное и светлое помещение деревянного крестьянского дома? (Горница, светлица.)

9. Как называется в деревянном доме холодное, без печи, помещение с выходом на улицу? (Сени.)

10. Как называется тонкий зеленоватый материал, который в старину служил вместо стекла? (Слюда.)

11. Как называлась крепкая изгородь вокруг поселений, сделанная из заостренных обожженных бревен? (Частокол.)

12. Как назывался на Руси большой деревянный дом из отдельных строений, соединенных сенями и переходами? (Хоромы.)

Пока подсчитываются результаты игры, учащийся под звуки музыки читает стихотворение:

В грубые передники одеты —

У кого в деревне не спроси —

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси...

...На земле стоят дома и хаты.

Где б я ни был, я как дома в них:

Может, здесь стучал топор когда-то

Одного из родичей моих.

Разве мы когда-нибудь забудем

То, чем родословная жила,

Коль несли крупицу счастья людям

Вздох пилы и поворот сверла.

Ведущий объявляет победителей игры, поздравляет и вручает им приз, благодарит всех за участие в игре и приглашает к столу на чаепитие.

Похожие статьи:

Классный час «Толерантность - путь к миру», 8 класс

Классный час «Правила общения», 8 класс

Классный час «Темперамент», 8 класс

Классный час «День народного единства», 8 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!